Известный православный миссионер Андрей Кураев написал книгу о булгаковском романе,
в которой он пытается взглянуть на текст Булгакова с точки зрения ортодоксального
христианина. Ссылка на эту книгу уже давно есть на сайте "Булгаковского дома".
Мы рекомендовали ее нашим посетителям как одну из возможных любопытных интерпретаций
булгаковского романа.
Украинский исследователь творчества М.Булгакова Сергей Цыбульник в своей грандиозной
работе подвергает книгу А.Кураева серьезной и аргументированной критике.
Эта книга написана умным, ироничным, страстным человеком, непримиримость которого
продиктована прежде всего любовью к Булгакову.
Впрочем, эта работа С.Цыбульника выходит за рамки полемики с отцом Андреем и
представляет интерес для всех поклонников "Мастера и Маргариты".
"...Булгаков далеко не первый писатель, использующий евангельский сюжет, как
в русской, так и в мировой литературе. Роман написан им не с целью ревизии Нового
Завета или поношения оного, и не имеет ни малейшего отношения к оскорблению религиозных
святынь. Разве для прихожан православной церкви не приемлемы произведения Гоголя
и Гофмана, или народные и литературные сказки? Разве они считают кощунством, что
в сказочных произведениях животные могут разговаривать, если на это способен только
венец творения, созданный по образу и подобию божиему?
Обвинение Кураевым древних глав в кощунственности напоминает обвинение советской
цензуры в адрес булгаковского «Мольера», что воображаемый рассказчик, от лица
которого ведется повествование, не марксист, и что исторические события освещены
под неправильным углом зрения, поэтому роман следует переделать и вместо рассказчика
поставить «серьезного советского историка» . По логике диакона в данном случае
«ошибка» Булгакова состояла в том, что он не взял в соавторы-консультанты какого-нибудь
«серьезного православного теолога»."
"...положительными персонажами романа являются Иешуа, Иван Понырев, Мастер и
Маргарита. Любимым персонажем и героиней автора является Маргарита, в образ которой
он вложил всю силу своей последней земной любви. Особое место в романе занимают
образы Воланда и его свиты, которые лежат вне привычной нам нравственной системы
оценок, так как находятся «по ту сторону добра и зла»"
"... Маргарита готова заложить свою душу только ради того, чтобы узнать, жив
ли Мастер. Ее жертвенность выше обычной формулы влюбленных: «Я душу дьяволу отдам
за ночь с тобой!» Ведь, несмотря на двухтысячелетние усилия христианской церкви,
для влюбленных плотское мирское соитие превалирует над духовным платоническим.
Поэтому история заклада дьяволу грешного тела ради духовного соития мировой литературе
неизвестна. Странно, что Кураев не разразился гневной рецензией на мюзикл о бедной
Эсмеральде и не растолковал нам кто, кого, чем и как будет любить после отдачи
души сатане."
"... Чтобы вернуть любимого, Маргарита согласилась стать ведьмой и естественно
изменилась при этом как внешне, так и в душе. Но стоит ли читать христианскую,
да и любую общечеловеческую мораль ведьме, как бы к ней не относиться? Да и не
такая уж злобная ведьма из нее получилась. Греховность Маргариты весьма относительна.
Став ведьмой, Маргарита освободилась от моральных комплексов, но не от морали.
Чтобы утихомирить ее буйство и желание мести хватило единственной слезы ребенка.
И на предложение Воланда наказать Латунского силами его свиты Маргарита ответила
решительным отказом. "
Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Для всех форм раскрещевания мы считаем обязательным лишь одно условие - личное, осознанное желание человека выполнить эту процедуру. Исходя из этого и в отличие от религиозного обряда крещения, раскрещевание выполняется человеком лично - он главный исполнитель и главное действующее лицо акта раскрещевания.