Размышления о происхождении Вселенной
04.02.2008 Философия/Смысл жизни
Если же от мыслей об устройстве жизни вселенской вернуться к жизни человеческой,
имеющей смысл – смысл, заключающийся в её продолжении – то не лишним будет перекинуть
мостик между этими двумя темами. Почему стремление к продолжению жизни главенствует
в людях до такой степени, что является смыслом существования? Да потому, что стремление
живых существ к сохранению собственной органической структуры (хотя бы в виде
потомства) имеет своим аналогом нечто абсолютно фундаментальное – силы взаимодействия
частиц, стремящиеся к сохранению структуры вещества вообще. Силы, стремящиеся
сохранить структуру какого-нибудь атома, это ”дальние родственники” стремления
к сохранению структуры и всякого более сложного соединения, в том числе и органического.
Ну, а стремление сохранить структуру сложного органического соединения это и есть
стремление к продолжению жизни. Принцип тут один, и начало он берёт (как и всё
прочее берёт своё начало) где-то в так называемом Большом Взрыве.
Как-то однажды, обдумывая, в чём смысл, зачем живу, я вспомнил, что – выражаясь
чуть по-одесски – задавать вопросы надо знать кому. Ну, скажем, если бы я спросил
сам у себя, зачем я что-то конкретное сделал, тогда вопрос был бы по адресу, ибо
сделал это я сам, и должен знать зачем. Но появление наше на свет от нас не зависит.
Значит, вопрос ”зачем я живу” – если подразумевать его объективное, а не субъективное
содержание – надо бы адресовать, рассуждая строго логически, не себе, а своим
родителям.
Что ж, каждый из нас, спросив у своей матери, зачем она дала нам жизнь, услышит
примерно одно: ”Чтобы ты жил, был счастлив, чтобы жизнь продолжалась”.
Итак, вот зачем мы живём – чтобы жизнь продолжалась, вот в чём смысл жизни –
в её продолжении…
Однако же, в вопросе о смысле жизни имеется в виду смысл жизни человека, а не
смысл всего мироздания. Вселенная не человекообразна; а ведь именно, и только
у человека, в его сознании, возникают вопросы – например, о смысле жизни. Так
что, смысл – это исключительно наша проблема.
Ну, а что касается Вселенной, то уместно подумать о её устройстве.
Из чего, собственно, состоит Вселенная? Набор традиционен: из материи, волн,
пространства... Какой-нибудь романтик вспомнил о времени? Это напрасно. Время
– с него, пожалуй, и начнем – просто слово. Если всё вокруг застынет в неподвижности,
скажут: ”Время остановилось”. И, выходит, временем назовут движение. Конечно,
застывшие пешеходы и машины это, всего лишь, бытовой образ. Настоящий ”стоп-кадр”
это остановка движения материи (протонов, электронов, т.д.). Вот тогда желающий
(если такой найдётся) скажет, что время по-настоящему остановилось. Ну, и временем
он назовёт, опять-таки, движение – движение материи. Итак, время – это движение
материи.
А пространство? Не материя ли создаёт и пространство? Здравый смысл подсказывает,
что именно так и есть, и вакуум с самого начала создавался, ”творился” испускаемыми
материей волнами.
Тогда, если определить одним словом из чего состоит Вселенная, то, получится,
из материи.
А что можно сказать о происхождении материи? Можно, конечно, повторять, что материя
в том или ином виде всегда была и будет; комментировать в этом случае особенно
нечего.
Зато, есть, что прокомментировать в альтернативном варианте: тезис о вечности
материи поблагодарим за многолетнюю службу и заменим предположением о том, что,
всё-таки, сначала материи не было. Соответственно, не было и пространства (как
ареала распространения материи и производного от неё – волн). То есть, предполагается,
что изначально не было ничего (скажем осторожнее – ничего материального)…
Осознать, что значит ”ничего”, пожалуй, не получится. Но это вполне нормально:
осознать – означает смоделировать в сознании; сознание же производно от материи,
вторично; а посредством вторичного смоделировать отсутствие первичного невозможно.
(Для иллюстрации: дерево – первично, бумага – вторична; взяв ножницы и клей, мы
из бумаги не сможем смастерить модель мира, в котором не существует деревьев –
ибо, откуда же тогда взялась сама бумага, из которой всё смоделировано?). В нашем
случае это означает невозможность смоделировать в сознании отсутствие материи.
Если примириться с этим, то более не видно препятствий, мешающих нам принять,
как основной, тезис об изначальном отсутствии материи. (Кстати, тем самым, мы
бы установили границу познания в вопросе о происхождении материи, а автоматически
и Вселенной – но границу, что принципиально, определяемую не традициями агностицизма
или смирением перед божественным актом творения, а вполне логичным постулатом
о невозможности посредством вторичного смоделировать отсутствие первичного).
Однако не может не возникнуть вопрос: а почему, если ничего не было, что-то,
вдруг, появилось?
Тут прежде всего следует иметь в виду, что материя появилась из ничего не вдруг,
не в какой-то момент, а просто появилась, потому что никакого момента не могло
быть из-за отсутствия времени (которое суть движение материи). И поскольку никакого
конкретного момента не было, то не было и никакого конкретного повода, или причины,
к появлению материи…
Конечно, человек верующий попытается-таки увязать Большой Взрыв с рукой Божьей.
Тут он в своём праве. Разве что, когда затрагиваешь тему религии, вызывают сомнение
попытки этого института монополизировать также и функцию гораздо более насущную
для человека, чем общемировоззренческая – функцию моральной опоры в жизни. Всё
же, думается, для человека гораздо естественнее иметь моральной опорой веру, скажем,
просто в то, что жизнь его не бессмысленна. И ведь никак не может быть бессмысленной
жизнь, наполненная и заботой о семье, о близких, и полезными людям, обществу делами.
Притом, такой подход логически смыкается с упомянутым уже обретением смысла жизни
в её продолжении, что – можно, пожалуй, подытожить – даже символично…
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4114