Немного из истории формирования Библейского канона:
1. "Канон Муратори"
Датируется около 200 г. Включает в себя: 4 канонических Евангелия (предположительно, в тексте нет начала), Деяния Апостолов, 13 посланий Павла, без послания к Евреям ( 2 Коринфянам и 2 Фессалоникийцам названы повторными, послания к Тимофею, Титу, Филимону включены "из любви к Павлу") ; Апокалипсисы Иоанна и Петра ; из канонических соборных посланий отсутствуют послания Петра, послание Иакова, 3 Иоанна. Также в канон включен ветхозаветный апокриф "Премудрость Соломона".
2. Александрийский канон.
III в. Неканонические ныне книги в него входившие: Дидахе, "Пастырь" Гермы, Апокалипсис Петра, послания Варнавы и Климента римского.
3. IV в. Синайский и Ватиканский списки. Содержат Ветхий и Новый завет. В Синайском- прибавлением "Пастыря" Гермы и послания Варнавы, в Ватиканском- за исключением посланий к Титу, Тимофею и Филимону.
4. Лаодикийский канон.
363 г. 26 книг Нового завета, кроме Апокалипсиса Иоанна.
5. Окончательный список книг принят на Карфагенском соборе в 419 г.
При этом стоит учитывать, что появление или принятие того или иного списка не означало признание его всеми христианскими общинами. К примеру палестино-сирийские христиане пользовались своим списком книг, исключающим все писания, связанные с именем Павла вплоть до 10 века., а копты не приняли ортодоксального учения вообще. Да и внутри ортодоксальной церкви борьба вокруг проблемы подлинности Апокалипсиса Иоанна шла еще долго. Обязательность включения его в Новый Завет пришлось подтверждать на Константинопольском соборе в 7 веке.