СергиусСклонность людей к религии, которая просматривается на протяжении всей истории, дает верующим основание заявить, что религиозность заложена в нас Богом.
Да, религия существует с очень древнего времени – с начала эпохи Древнего мира, то есть примерно 5-4 тысяч лет. Однако столько же существует вера в магию, в домовых и леших, а также эльфов и хоббитов. Что эта вера тоже дана нам богом? Не думаю.
Нет связи между утверждением «религия существует 5 тысяч лет» и «она дана нм богом» - если вы видите здесь логику, то, пожалуйста, просветите меня, может, логика пополнена новыми правилами и законами.
Я же остаюсь при своем мнении – основания утверждать, что «религиозность заложена в нас Богом» нет, это опять – хотим - верим, даже если абсурдно.
2. Как примитивно-мыслящие люди связали свои жизненные проблемы, с необходимостью поклонения невидимым силам…
4. Почему религиозность людей глобальна и свойственна всем, а не ограничивается каким- то одним племенем?
Я, конечно, за всех ответить не могу, однако, если Вам будет интересно, готов выразить свое мнение.
Представим, что Вы и я живем в пещере где-то в конце палеолита. Нам с вами где-то по 14 лет, так как средняя продолжительность жизни у нашего племени примерно 20-25 лет (хотя были найдены останки на одной из стоянок скелета человека, которому было около 60 лет – это говорит о том, что люди умели друг о друге заботиться, однако это исключение), так борьба за существование слишком жестока.
Взрослые рассказывают нам о «чудесных» явлениях – о неестественно толстом и высоком дереве, о гигантском водопаде, о вулканических извержениях, о болотах, о зверях, которые бродят рядом. Мы спрашиваем: почему-почему это все существует? Что отвечают нам «дикие» люди? Ничего. Это есть и все. Однако почему, а потому что в таких местах живет «кто-то», умеющий изменять мир. Кто еще может менять его – человек, значит, этот «кто-то» тоже подобен человеку, однако велик же этот «кто-то» - меняет русла рек, погоду, землю трясет и пр. – значит, скорее, это человек создан по его подобию. Вот так.
Нас с вами посылают вместе с мужчинами (после инициации и пр.) на охоту. У вас, скажем, копье, и у меня. Идем-идем – нет никого. «Духи злятся»- бормочет косматый мужчина, идущий рядом с нами и недобро смотрит на нас. «Не принял дух новых охотников» - вторит ему другой низкого роста и свирепого лица. Что это значит, ага – успех (как результат закономерности и доли СЛУЧАЙНОСТИ) зависит от «кого-то». Странным образом, наша с вами жизнь оказалась тоже зависит от этого «кого-то». Что нам делать? Правильно, что нравиться человеку, то должно нравиться и «ему», а лучше пожертвовать то, что очень ценно для нашего народа. И жители пещеры решают принести жертву нас – меня с вами. На этом наша короткая жизнь заканчиваться.
Я описал психологические причины возникновения религиозных культов, в итоге, можно заключить, что формирование религиозной веры происходит как ответ человека на непонятное и ОПАСНОЕ для него ПОСТОЯНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ мира – это во-1-х.
Для объяснения успеха и неудачи в деятельности, то есть объяснение таких процессов природы, причина которых не выражена или зависима от случайности, от неопределенности. Однако когда речь идет о выживании общества случайность (погода, а значит, охота, урожай и пр. – единственные источники пищи!) должна как-то контролироваться человеком. Случай очень похож на каприз, на акт воли – поэтому возникает ошибочная аналогия случая или неявленной закономерности с волей или желанием «кого-то», то есть божеством.
Это, повторюсь, только пробный и популярный анализ психологических причин возникновения религии. Сам по себе этот анализ ущербен, однако вкупе с анализом социальных, гносеологических, культурно-исторических причин появления религии материалистическая теория выглядит довольно сильно, однако она тогда становится очень сложной, насыщенной различными знаниями, требующих иногда и специальной подготовки. У нас очень мало популязаторов материалистических идей, легче и ВЫГОДНЕЙ сказать: бог все создал. И замолчать, однако ссылка на бога – это ссылка на собственное невежество, ведь ни Жан Моно, ни Эйнштейн, ни Выготский и пр. ученые не ссылались на проведение господа бога в целях объяснения мира – и достигли высоких результатов.
На ваш 4 вопрос я думаю, что «глобальность» не такая уж глобальность – у многих племен еще религии толком- то нет (чукчи, аборигены Австралии, древние жители Китая и пр.), к тому же мы не видим единую религию у всех – религия различна, более- то враждебна по отношению к другим религиям.
Однако в любой религии находит свое отражение самое важное для выживания общества и человека – правила поведения, объяснения явлений, механизмы снятия стресса, управления природой – это объясняется тем, что люди = это единый вид Homo Sapiens, поэтому и желания, надежды, мышление и страхи у нас более-менее одинаково.
Опять таки вопрос: где эволюция религии? Такое впечатление, что у людей в подсознании заложено, что именно так и нужно общаться в богом.
Не могу согласиться с вашим скрытым тезисом о неизменности религии. Наоборот, религия меняется вместе с изменением общества. Яркий пример тому – история христианства. Что такое христианство, скажем, в VI веке н.э., и что она сегодня? Раскол христианства в XI веке случаен ли? Не думаю, власть Пап на территории бывшей Западной Римской империи все крепла, первые варварские государства – хорошая паства и доход для Пап, а Византия (Восточная Римская империя)? Там все по-другому.
Вы посмотрите на христианский протестантизм и христианское католичество разница громадна. Чем вызвано это различие? Социально-экономическими и культурно-историческими изменениями (период Реформации Лютера, Кальвина, Мюнцера и пр.). А представление о боге? То же менялось – от грозного властелина мира до скромного наблюдателя.
Факты можно и дальше перечислять – формат лопнет. В чем вы правы – религия как вера в сверхъестественные силы существует с очень давнего времени. Нужно сверхъестественное человеку – спастись от смерти, от неудач, для мести преступникам, которые процветают и наслаждаются жизнью (наши олигархи – легализовавшиеся вчерашние Саши Белые). Выбор делает человек.
«Заказанность» культа Эхнатона состояла в том, что таким образом фараон укреплял свою власть
Фараон, как вы знаете, это название дома, где жили Эхнатоны и пр. Особа фараона священна, даже имя его нельзя произносить вслух. Власть фараона была очень большой – он был абсолютный владыка. Реформа Эхнатона, как мне кажется, это борьба двух жреческих групп – Фив и Гелиополя-Мемфиса. Жрецы последних – провинциалы, у них издавна процветал культ единого и верховного солнечного божества Ра-Горахте.
Солнце одно и едино, оно дает жизнь полям и людям, так будет един и бог, тоже дающий жизнь, - согласитесь умозаключение логичное.
Цари же с первобытного времени были священны, как пишет Фрэзер (а потоми позитивист Эллиаде), был такой случай: после трапезы царя местного племени остались недоеденные им куски пищи. Местный абориген и съел их. Прошло время, с этим аборигеном ничего не случалось, однако когда ему сказали, что эта еда-то оказалась царской – он кошмарно испугался, побледнел и тотчас умер от приступа (стресса). Оказалось, что трапеза царя считалась священной, божественной, ее нельзя никому было есть. С царем связывали и урожайность, и плодовитость женщин, и успех на охоте и пр. Вот так.
Фараоны в Египте были такими же царями – недаром никто и пикнуть не посмел на Эхнатона – все склонились. И только через два поколения фараонов жрецы взяли свое и то, по воли очередного фараона.