Фигура Иисуса из Назарета, Иисуса Христа, вызывает самый пристальный интерес на фоне библейских сказаний. В то время было множество подобных проповедников, поэтому в его образе слились и умножились собирательные черты "пророков". Конечно, верующий легко принимает на веру все, что написано в Новом и Ветхом Заветах. Но менее непритязательному сознанию мало простой веры. Ему необходимо разрешить противоречия, бросающиеся при прочтении Библии, повествующей о событиях порой невероятно странных и нелепых уже на уровне обычного здравого смысла.
Из повествования известно, что Иисусу было очень важно, чтобы люди поверили в то, что он - сам Бог. Для этого он творил "чудеса", "исцелял" больных и "оживлял" умерших. Многие считают, что реально Иисуса никогда не существовало. Вернадский, сам выходец из среды православных священников, писал, что нет никаких свидетельств того, что Иисус когда-либо жил. Мне думается, что можно допустить его существование с достаточной степенью вероятности, хотя бы потому, что есть несколько достаточно созвучных друг другу евангелий, написанных людьми, утверждавшими, что сами были его учениками (апостолами). Это - те 12 человек, которые остались подле него, в то время как остальные ушли. Почему остальные ушли? Почему Петр, якобы сам видевший чудеса Иисуса, трижды отрекся от него? Можно, конечно, допустить и то, что эти Евангелия были сочинены позднее, ведь никто их не проверял в то время, и происходили они из специфифической, верующей среды. Кроме того, есть множество текстов, отсеянных на нескольких Соборах и признанными апокрифическими (т.е. тайными, запретными для прочтения), но которые сильно расходились, порой принципиально, с официальными версиями. Но, примем в качестве допущения реальность Иисуса (или Иисусов).
Есть и другие странности.
У Иисуса были братья, которые жили с ним в семье. В то время как иудеи злословили, что Иисус был рожден от римского солдата, по повериям, когда Иосиф взял Марию в жены, оказалось, что "она беременна от Духа Святого".
Вот как это описывает Евангелие от Матфея:
Матфей, 1
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, -- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Эммануилом и Иисусом - все равно? Но важно не это. Когда Иисус обнаружил то, что он - "посланник Божий" (и даже более того - ипостась)? Традиция утверждает, что он это знал всегда. Но как относились к этому его родные?
В этой связи интересно то, что даже его братья не воспринимали его всерьез. Вот как написано у Иоанна:
Иоанн, 7
1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
2 Приближался праздник Иудейский -- поставление кущей.
3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
5 Ибо и братья Его не веровали в Него.
Спрашивается, если и он сам, и его мать и... назовем "отчим", знали, что их сын есть Бог, Создатель Вселенной, то почему так себя вели его братья?