Автор Тема: Диалектический материализм  (Прочитано 677730 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 735
  • Репутация: +243/-183
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1130 : 20 Апрель, 2020, 17:13:24 pm »


Тут кто-то интересовался, а есть ли что-то помимо 3 правил диалектики Гегеля.
Ну так вот.
4 правила Конвеевской игры "Жизнь" (она же "Эволюция")




имеется в виду, что все это продолжается до бесконечности
« Последнее редактирование: 20 Апрель, 2020, 17:55:26 pm от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1131 : 20 Апрель, 2020, 21:34:22 pm »
В общем, у каждого философа свое определение материи, а вернее каждый называет словом материя все, что считает нужным. У кого это субстанция, у кого объективная реальность, у кого вообще все на свете.)) Пока не будет единого определения, дискуссии бессмысленны, ибо закон тождества плачет горючими слезами.))

Я бы поспорил. Определение материи - это логическая конструкция, к которой есть конкретно-научные требования. Отсюда, не может быть у каждого философа свое определение материи. Правильнее сказать, в каждой философской системе может быть свое определение материи, но которое может критиковаться, отрицаться и т.д. А для дискуссии, полемики, даже эклектики или софистики, важно определить единообразное понимание тезиса, который будет защищаться от критики.

Насчет определения материи, то сегодня, в философии существует, на мой взгляд, два таких определения, имеющих научно-философскую ценность: это материя как субстанция и материя как абстракция, обозначающая объективную реальность, отражаемую человеческими ощущениями (ощущениями других животных тоже, но другие животные не могут создать абстракции, так как не обладают субъективной реальностью).

Первое определения я считаю обычной натурфилософией, регрессным определением, в котором заключен логический круг: материя объясняется через субстанцию, а субстанция никак не объясняется, а просто предполагается как очередная абстракция, то есть необъяснимое объясняется через необъяснимое.

Таким образом, я разделяю второе определение, считая его правильным, содержащим конкретные признаки материи, позволяющие понимать что такое материя, и чем она отличается от идеи бога или идеи хоббитского Шира в книгах Толкиена.

P.S.
Закон тождества - первый закон формальной логики, дедуктивной системы силлогистики, используется в логических силлогизмах, что означает, что в одном силлогизме запрещено давать разные определения одному понятию (иначе, фиксируется логическая ошибка, а в теории аргументации фиксируется подмена тезиса), но сам закон тождества не запрещает давать многочисленные определения понятиям и категориям. Главное, что бы в конкретном споре и рассуждении понятие, тезис имели однообразное и единое определение, разделяемое всеми участниками спора.

Цитировать
Я так понимаю, что философам нужна предельно общая категория для обозначения всего существующего -это одно;

Даже не просто для обозначения, а для разделения, понимания того, что есть мир и что есть мое "Я", и чем "Я" отличается от мира. Кто создал мир или он не создан, могу ли "Я" создать мир или мир создает меня? Моя воля, мои желания - материальные силы или иллюзия, порожденная работой сознания и нейросетями в моем мозгу? Существует ли мир идей вечно или сами идеи - отражение мира в наших нейросетях? Эти вопросы, как мне кажется, основные для любой философии и составляют ее смысл и назначение, предмет исследования. Не просто так Ф. Энгельс назвал вопрос отношения бытия к мышлению, природы к духу - основным вопросом философии.

Как думается, что главное противоречие современного материализма - это противоречие между понятием материя и идеальность, сохраняя материалистический монизм, где все есть материя, надо утверждать, что идеальное  - вид материи, но отличный от объективной реальности, которая дается в ощущениях, так сказать, материя II вида, которая в ощущениях не дается. Хотя, мне кажется, это снова возврат к натурфилософскому пониманию материи как субстанции.
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1132 : 21 Апрель, 2020, 09:21:40 am »
Цитата: Rufus
Тут кто-то интересовался, а есть ли что-то помимо 3 правил диалектики Гегеля.
Ну так вот.
4 правила Конвеевской игры "Жизнь" (она же "Эволюция")
Согласен! Эта игра - замечательный пример того, как из простых правил могут получиться сложные структуры и сложное поведение.

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 397
  • Репутация: +159/-66
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1133 : 24 Апрель, 2020, 18:18:31 pm »
DIV
Цитировать
в каждой философской системе может быть свое определение материи
Вот интересно, с какой стати-то? Тут параллельно была дискуссия наука ли философия, так вот, если наука, то понятийный аппарат должен быть един для ВСЕХ философских систем, иначе это не наука, а искусство, арт (художник так видит).
Определение это раскрытие содержания понятия, оно может быть полным или неполным, явным или неявным, но если в двух разных определениях содержание оказывается разным, причём диаметрально, то одно из этих определений неверно, точнее не научно.
А так да, трусы тоже из материи шьют.
Цитировать
в философии существует, на мой взгляд, два таких определения, имеющих научно-философскую ценность: это материя как субстанция и материя как абстракция, обозначающая объективную реальность, отражаемую человеческими ощущениями ...
Первое определение ... материя объясняется через субстанцию, а субстанция никак не объясняется, а просто предполагается как очередная абстракция, то есть необъяснимое объясняется через необъяснимое.
Материя не объясняется через субстанцию, она и есть субстанция. Можете говорить материя, можете субстанция, это одно и тоже. Просто латинский перевод.
Цитировать
я разделяю второе определение, считая его правильным, содержащим конкретные признаки ...
... объективной реальности. Для чего нужно объективную реальность именовать материей?
Цитировать
сохраняя материалистический монизм, где все есть материя, надо утверждать, что идеальное  - вид материи, но отличный от объективной реальности, которая дается в ощущениях, так сказать, материя II вида, которая в ощущениях не дается.
Какая-такая материя номер 2?
В материалистическом монизме этот вопрос давно уже не ставится. Помните ленинское:
в мире нет ничего, кроме ДВИЖУЩЕЙСЯ материи. Я бы всё-таки немного перефразировал это заявление (в нем мир и материя кажутся несколько разобщёнными) - мир это движущаяся материя. Т.е., есть материя и есть мир, как форма её существования, выглядящая для элементов этого мира как движение, т.е. постоянное изменение отношений между ними. Одна из форм этого движения (социальная) это то, что мы называем идеальным. Хотя, как по мне, природа этого идеального та же, что и механического перемещения.
memento mori

Оффлайн Eleanor R

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 171
  • Репутация: +292/-601
  • Всегда справедливая
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1134 : 24 Апрель, 2020, 19:23:12 pm »

Боб:
Цитировать
Вот интересно, с какой стати-то?


С той стати, что вы сами постоянно отправляете к определению Платона или Аристотеля и очень сердитесь, что их определению МАТЕРИИ дал товарищ Ленин, совершенно другое. 8)
Смерть Кащею!!! И его притхлебателям!!

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1135 : 24 Апрель, 2020, 23:48:35 pm »
Вот интересно, с какой стати-то? Тут параллельно была дискуссия наука ли философия, так вот, если наука, то понятийный аппарат должен быть един для ВСЕХ философских систем, иначе это не наука, а искусство, арт (художник так видит).

Думаю, что ДОЛЖЕН только в рамках одной дискуссии, полемики, но не обязательно может быть в разных философских системах. Например, в идеалистических философских системах категория "материя" понимается по-разному, как, впрочем, и в материалистических системах.

Элеонора Р, кстати говоря, верно это заметила.

Я лично согласен с Вами, но практика, увы, говорит об обратном. Отсюда, наверное, и непонимание, возникающее при столкновении разных философских систем. Материя для Беркли - это не материя Ленина, а материя Спинозы - не материя Гольбаха, не говоря уже о материи Платона и материи Аристотеля.

Цитировать
Определение это раскрытие содержания понятия, оно может быть полным или неполным, явным или неявным, но если в двух разных определениях содержание оказывается разным, причём диаметрально, то одно из этих определений неверно, точнее не научно.
А так да, трусы тоже из материи шьют.

Верно, поэтому лично я признаю научной только одну философскую систему, - философский диалектический материализм, где философская категория "материя" определена абстрактно, в противопоставлении объективной реальности и реальности субъективной, то есть противоположности бытия и мышления, тела и сознания, мира вещей и мира идей, с важной оговоркой: реальность субъективная, мышление, сознание, мир идей - следствие развития объективной реальности, бытия, тела и мира вещей, то есть являются вторичными явлениями и не существуют без явлений первичных.

Считаю, данный философский тезис - новым витком понимания материи, сознания, имеющий, конечно, свои противоречия между материальным и идеальным, материей и материальным/идеальным (что и должно быть, так как мир диалектичен само по себе), но покончивший со старыми противоречиями натурфилософии и философской теории "субстанциональности" материи.

Цитировать
Материя не объясняется через субстанцию, она и есть субстанция. Можете говорить материя, можете субстанция, это одно и тоже. Просто латинский перевод.

И все же, это два разных слова, которые уже отличаются по содержанию. История философии нам об этом довольно четко свидетельствует.

Материя, все-таки, объясняется через субстанцию, потому что всегда говорят: материя - это субстанция... . Нет, не субстанция, а просто абстракция, обозначающая ту реальность, которая дана нам в ощущении и которая отражается в нашем сознании.

Что такое субстанция, - неизвестно. Использование понятия субстанции характерно на натурфилософии. Что лежит в основе всего? Вода, воздух? Апейрон? А может, некая субстанция? Я уверен, что ничего не лежит, никакой субстанции не существует, как эфира в физике.

Цитировать
... объективной реальности. Для чего нужно объективную реальность именовать материей?

Вы, наверное, знаете. Цель - противопоставление сознанию и миру идей. В этом суть диалектического подхода: определение через противопоставление. Мы должны твердо знать, что никаких идей не существует материально, в материи, то есть в объективной реальности, то есть в наших ощущениях нет идей и никогда не будет. Что это означает для атеистов? Это означает, что идеи бога, идеи совершенства, идеи ангелов и бесов и так далее, - всего лишь иллюзия, созданная нашим мозгом в процессе отображения материи в нашем сознании. При отсутствии сознания - нет никаких идей, идеи не существуют.

С другой стороны, подход освобождения философии материализма от устаревающих терминов, категорий, - перспективное направление. Возможно, категория материя, вслед за категорией субстанции устареет и будет сдана в архив истории философии. 

Цитировать
Какая-такая материя номер 2?

Это лишь гипотеза, не судите строго. Из контекста ясно же, какая, - идеальное как материя-2, то есть вид объективной реальности, который может существовать субъективно, идеально как информация в нейросетях мозга некоторых видов биологических существ. Сама информация тут - количество и качество нейросвязей, обмен веществ, электричеством и т.д. в мозгу.

Цитировать
В материалистическом монизме этот вопрос давно уже не ставится. Помните ленинское:
в мире нет ничего, кроме ДВИЖУЩЕЙСЯ материи. Я бы всё-таки немного перефразировал это заявление (в нем мир и материя кажутся несколько разобщёнными) - мир это движущаяся материя. Т.е., есть материя и есть мир, как форма её существования, выглядящая для элементов этого мира как движение, т.е. постоянное изменение отношений между ними. Одна из форм этого движения (социальная) это то, что мы называем идеальным. Хотя, как по мне, природа этого идеального та же, что и механического перемещения.

Я склонен согласиться с Вами по существу, но, не могу не заметить, что, все же, выделение идеального, субъективной реальности ставит вопросы к материалистическому монизму: если материя есть мир и нет ничего, кроме нее, то идеальное, субъективное есть материя, но возникает противоречие, так как идеальное, субъективное не соответствует определению материи. Идеальное, субъективное, - это не объективная реальность сама по себе (конечно, она отражается в ощущении и преобразуется в мозгу как идеальное) и они не даны нам в непосредственном ощущении (да, опредметив идею дома, мы позже можем пощупать стены дома, посмотреть на крышу и комнаты). Следовательно, идеальное, субъективное - это не материя в ленинской трактовке (которую я считаю верной).

С учетом сказанного, нам, наоборот, важно отделить материю от не-материи, реальное от выдуманного, вещь от идеи. Это крайне важно. Ведь любая религия, магия да и просто очередной "опиум", даже нерелигиозный, основан на единстве вещи и идеи, единстве реального и вымышленного, - это краеугольный камень философского идеализма, а в целом, любой лжи.

Меня лично онтология мало интересует, так как онтологические вопросы, как Вы верно заметили, решены и вопросы не ставятся. Мир един в своей материальности. Большего и не скажешь. Дальше дело за физикой, - она нам показывает в чем состоит эта материальность и в чем единство.

Но совершенно другое дело возникает тогда, когда мы изучаем вещи и идеи о вещах как самостоятельные явления этой материи. Здесь нам важно провести черту разделения вещи и идеи, понять зависимость, причинно-следственную связь между ними, - здесь рождается настоящий атеизм и настоящий материализм (или, наоборот, теизм, идеализм).
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1136 : 26 Апрель, 2020, 10:45:03 am »
Цитата: DIV
Идеальное, субъективное, - это не объективная реальность сама по себе (конечно, она отражается в ощущении и преобразуется в мозгу как идеальное) и они не даны нам в непосредственном ощущении (да, опредметив идею дома, мы позже можем пощупать стены дома, посмотреть на крышу и комнаты). Следовательно, идеальное, субъективное - это не материя в ленинской трактовке (которую я считаю верной).
Это лишь следствие недостаточно развитых нейронаук: как только они разовьются до нужного уровня, то любым мыслям, идеям и переживаниям человека можно будет поставить в соответствие процессы и структуры в головном мозге и даже видеть чужие сны, мысли, галлюцинации, инструментально диагностировать психические расстройства, считывать всю память только что умерших людей и т.п. Т.е. они станут соответствовать ленинскому определению материи. Не нужно путать проблемы научного и технического характера с философскими.

Цитировать
Мы должны твердо знать, что никаких идей не существует материально, в материи, то есть в объективной реальности, то есть в наших ощущениях нет идей и никогда не будет.
Не должны, т.к. это будет мешать развитию нейронаук. А противопоставление мира идей и мира материи лишь мешает понять простую вещь: все мысли и чувства человека на 100% определяются состоянием головного мозга.

Цитировать
Это крайне важно. Ведь любая религия, магия да и просто очередной "опиум", даже нерелигиозный, основан на единстве вещи и идеи, единстве реального и вымышленного, - это краеугольный камень философского идеализма, а в целом, любой лжи.
Проблема в том, что маги и верующие свои фантазии вымыслом не считают, а считают отражением объективной реальности. Дело тут не в материализме или идеализме, а в нежелании эмпирически проверять свои измышления. Вот взять современную магию в виде гомеопатии: её опровергают не разговорами о материальном и идеальном, а числом Авогадро и двойным слепым методом, т.е. не философией, а наукой. И научным же методом опровергаются миф об Адаме и Еве, миф о душе и т.п.

Оффлайн DIV

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 76
  • Репутация: +6/-10
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1137 : 27 Апрель, 2020, 09:21:29 am »
Не нужно путать проблемы научного и технического характера с философскими.

Вот именно. Не надо путать, сводя философские вопросы и проблемы к специально-научным. Даже при открытии каких-то видов материи, связанных с сознанием и мыслью, хотя, думается, такие виды уже открыты, философская проблематика в этой сфере не изменится.

Цитировать
Это лишь следствие недостаточно развитых нейронаук: как только они разовьются до нужного уровня, то любым мыслям, идеям и переживаниям человека можно будет поставить в соответствие процессы и структуры в головном мозге и даже видеть чужие сны, мысли, галлюцинации, инструментально диагностировать психические расстройства, считывать всю память только что умерших людей и т.п. Т.е. они станут соответствовать ленинскому определению материи.

Не думаю, что Вы правы. Сегодня и так известно, что мысль, сознание рождается нейросетями головного мозга, которые, в свою очередь, опосредованы формами социальной материи. Искать "субстанцию" в сознании или идеальной сфере, считаю, нет смысла. Это ошибочный подход, натурфилософский. Никакой субстанции в сознании нет, сознание, мысль не имеют никакой субстанции.

Так что, "считывание" памяти умерших, - это Ваши необоснованные фантазии.

Цитировать
Не должны, т.к. это будет мешать развитию нейронаук. А противопоставление мира идей и мира материи лишь мешает понять простую вещь: все мысли и чувства человека на 100% определяются состоянием головного мозга.

Этот тезис неверен, так как опровергается фактами социализации, фактами личностного роста, дидактикой. Мысли человека не определяются состоянием мозга на 100 процентов, - это ложный тезис, повторюсь. Сами мысли - продукт форм социальной материи, социализации, и от уровня развития общества, социальности, качества социализации зависит и объем, глубина мысли у конкретного человека. Наличие мозга само по себе мыслей не порождает.

Цитировать
Проблема в том, что маги и верующие свои фантазии вымыслом не считают, а считают отражением объективной реальности.

Опять ошибаетесь, так как во многих религиях объективная реальность считается просто "иллюзией", ловушкой дьявола. Ее просто игнорируют. А свои верования и догматы веры считают откровением, данным свыше, духовным даром, не связанным с объективной реальностью, чувствами, ощущениями.

Цитировать
Дело тут не в материализме или идеализме, а в нежелании эмпирически проверять свои измышления.

Неверно. Вы просто сняли с доски философию и бросили ее на пол, и заявляете, что философии и не было. Для философии, дело, как раз, в материализме и в идеализме, и игнорировать эти философские теории просто глупо.
Veritas est adaequatio rei et intellectus - истина есть соответствие вещи и интеллекта.

Оффлайн Майла

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 189
  • Репутация: +144/-65
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1138 : 27 Апрель, 2020, 12:05:42 pm »
Сегодня и так известно, что мысль, сознание рождается нейросетями головного мозга, которые, в свою очередь, опосредованы формами социальной материи.
процентов на 30, как результат обратной связи (надо поискать статью , но цифра кажется такая). Основная причина нашей разумности, все же биологическая (ген удвоения нейронов, веретенообразные нейроны, "ген речи", прямохождение , характер пищи и т.д). Итак, материя физическая , та которая ,следуя вашей логике , "первого вида" )) , имеющая протяженность в пространстве и времени - первична. ))
Цитировать
"считывание" памяти умерших, - это Ваши необоснованные фантазии.
не такие уж и фантазии, - принципиального запрета нет. Вы же сами только что написали, что мысль рождается сетями головного мозга. Я бы уточнила, что мысль = определенный паттерн, созданный синхронным разрядом (или последовательностью разрядов) конкретной группы нейронов (включая различные виды высокоспецифичных нейронов), пространственно -временные параметры чего можно замерить, перекодировать, перенеся на другой носитель и получить на нем , скажем, голографическое изображение вашей мысли.
А то, что называют идеальным -это на мой взгляд, есть информация,  семантический код.
 
Цитировать
Мысли человека не определяются состоянием мозга на 100 процентов, - это ложный тезис, повторюсь. Сами мысли - продукт форм социальной материи, социализации, и от уровня развития общества, социальности, качества социализации зависит и объем, глубина мысли у конкретного человека. Наличие мозга само по себе мыслей не порождает.
Правильно, не только состоянием, но и взаимодействием с окружающей средой, частью которой являются "другие мозги".
Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1139 : 27 Апрель, 2020, 13:11:10 pm »
Цитата: DIV
Этот тезис неверен, так как опровергается фактами социализации, фактами личностного роста, дидактикой. Мысли человека не определяются состоянием мозга на 100 процентов, - это ложный тезис, повторюсь. Сами мысли - продукт форм социальной материи, социализации, и от уровня развития общества, социальности, качества социализации зависит и объем, глубина мысли у конкретного человека. Наличие мозга само по себе мыслей не порождает.
Социализация, личностный рост и дидактика нисколько не опровергают 100% обусловленность мысли и сознания физическим состоянием мозга. Ведь любая социализация и любое обучение предполагает изменение физического состояния мозга. Нет изменений физического состояния - нет воспоминаний, навыков, эмоций, мыслей, снов, т.е. речь об остеклованной мумии. Сами же говорите о реализации сознания и мыслей посредством нейронных сетей. И социализированный мозг отличается от несоциализированного своим физическим состоянием, т.е. порядком соединения нейронов и в конечном счёте - взаимным расположением электронов и ядер. Если не электроны и ядра, то что, душа что ли, которой нет?

Ваши рассуждения - это всё равно, что говорить, что работа компьютера не на 100% обусловлена физическими процессами, происходящими в нём, т.к. его нужно запрограммировать. Но ведь программирование ПК меняет его физическое состояние: перемагничиваются домены в жёстком диске, меняют состояние ячейки памяти в чипах и т.п. Социализация - то же программирование, только куда более сложное и основанное на других принципах.

Цитировать
Так что, "считывание" памяти умерших, - это Ваши необоснованные фантазии.
Сами себе противоречите: если сознание и память обусловлены нейросетями, то теоретически существует возможность взять мозг только что умершего человека и считать порядок соединения нейронов. При должной точности и должном уровне знаний это будет означать возможность прочитать всю долговременную память. Какой закон природы это запретит сделать?

Цитировать
Опять ошибаетесь, так как во многих религиях объективная реальность считается просто "иллюзией", ловушкой дьявола. Ее просто игнорируют. А свои верования и догматы веры считают откровением, данным свыше, духовным даром, не связанным с объективной реальностью, чувствами, ощущениями.
Значит, в их представлениях объективной реальностью, данной в ощущениях, являются их догматы и божества, только и всего.