Интеллигент, не любящий интеллигенцию - МУТАНТ, и по справедливости носит название гнилого интеллигента. Со всеми вытекающими ввиде мятущести, прожектерства, трусости, бесплодных метаний "а вдруг я не совсем прав?", "содной стороны - сдругой стороны" и прочая прочая...
Вспомним римских стоиков - вот идеал для человека умственного труда. И даже Сенека здесь очень показательный пример. И Аристипп. И мой любимый Диоген:
Платон, увидя, что Диоген сам себе варит овощи на обед, подошел к нему и сказал:
- Вот если бы ты служил Дионисию (это типа Путина), не пришлось бы тебе самому варить себе овощи.
На что Диоген сказал:
- А если бы ты умел сам варить себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию (Путину).
Прекрасно сказал Сократ: "Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам"
Малые потребности – залог свободы и независимости от обстоятельств. Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Предлагаю вам выдержки из сочинений древнегреческих и римских философов с дополнениями из других источников. Надеюсь, они хотя бы немного укрепят ваш дух, как укрепили мой.
Спасибо природе, что необходимое она сделала легко доступным, а недоступное –не необходимым. (Эпикур)
Чтобы прогнать голод и жажду тебе нет нужды обивать пороги богачей, пытать счастье в бою или за морями. То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка. Ради него старимся мы в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. (Сенека). Потому-то Диоген назвал белый хлеб тираном.
Глядя на рыночное изобилие Афин, Сократ часто говаривал: «Сколько же есть на свете вещей, без которых можно жить!» или радостно восклицал: «Ого, сколько здесь ненужных мне вещей!».
Разноцветная одежда ничуть не лучше греет, и дома с золотой крышей ничуть не лучше укрывают от непогоды, а серебряные кубки не делают попойку веселее. (Лукиан). Сократ говорил богачу: Вижу, ты представляешь мою жизнь настолько печальной, что скорее согласился бы умереть. Ты думаешь, я употребляю пищу менее здоровую, чем ты и дающую мне меньше силы? Или ты думаешь, что кушанья, которые ты готовишь, тебе кажутся вкуснее, чем мои мне? Разве ты не знаешь, что кому есть хочется, тому очень мало надобности в лакомых блюдах. И насчёт одежд и другого: я, всегда приучавший тело упражнениями ко всяким случайностям, переношу всё легче тебя, не занимающегося упражнениями. Если я не раб чрева, сна, сладострастия, то у меня есть другие, более интересные удовольствия. Прекрасных статуй и картин больше выставлено в общественных местах, чем у тебя в доме. Я богат, потому что моего состояния хватает на то, чтобы у меня всё было в достаточном для меня количестве.
Диоген же брался за еду только когда появится чувство голода, говоря: «голод –это самая лучшая приправа к еде».
Как великолепно не чувствовать ни в чём недостатка и не зависеть от фортуны. Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. (Сенека)
Я молю богов, чтобы мне, подобно львам, не нуждаться в постели, и чтобы роскошная пища была мне потребна не больше, чем псам. Да будет дано мне всю землю иметь своим ложем, в другом не нуждаясь; считать жилищем вселенную, а пищу брать ту, которую добыть всего легче. В золоте и серебре пусть ни я ни мои друзья не почувствуют надобности, так как из-за этой страсти рождаются для людей все бедствия: войны, заговоры, убийства. Всё это имеет источником страсть к обладанию большим. (Лукиан).
Нет несчастнее зашедших так далеко, что прежде излишнее становится для них необходимым. Наслаждения уже не тешат их, а повелевают ими. Ведь большая часть того, что мы говорим и делаем, не необходимо, и если бы кто-нибудь обошёлся без этого, то был бы богаче досугом и беднее волнениями. (Марк Аврелий)
Для того, чтобы прокормиться, одеться и иметь жилище, нужно очень немного; остальное приобретается для того, чтобы приспособиться к чужим вкусам и чтоб затмить других. (Восточная пословица).
Вообще говоря, люди, когда строят жилища, обычно делают это вовсе не для себя: один строит для жены, детей и прочих домочадцев; другой строит для своих родных, друзей; третий строит господину, учителю, и строят даже для сокровищ, для лошадей, волов... Я же устроил теперь все это для себя; для других не строил. (Камо-но Тёмэй, Записки из кельи, Япония, 1212г.)
А вот история, которую я прочитал в юмористической газете: Приславший её пишет, что у него есть старый школьный приятель, который в советские времена был беден и жил в коммуналке. Потом они надолго потеряли друг друга, и лишь от знакомых он узнал, что приятель занялся бизнесом, стал жить зажиточно, а потом и богато. Появился особняк, садовник, прислуга, охрана. И тут рассказчик вновь встречает своего приятеля. Сидят, разговаривают:
- Я слышал, ты круто поднялся. Ну и как тебе новая жизнь?
- Да ты знаешь, снова как в коммуналке. Особняк, садовник, прислуга, охрана...