Автор Тема: А был ли мальчик? Вопрос об историчности Христа.  (Прочитано 5643 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 752
  • Репутация: +14/-0
Re: А был ли мальчик? Вопрос об историчности Христа.
« Ответ #10 : 14 Февраль, 2011, 22:52:52 pm »
Цитата: "Любопытный"
Vivekkk, ссылку давали на "Библию". К сказанному об Иисусе в этом дискурсе мне добавить (почти) нечего. Можно перенести тему в данный раздел, но - зачем?
Думаю, что отдельная статья в СА об историчности Иисуса Христа не повредит форуму. Более того, сам формат СА к этому располагает.
Цитата: "Любопытный"
Длиннее: косвеные доказательства есть в довольно в большом количестве, но в качество они не переходят.
Ну уж. Чем древнее история, тем реже встречаются прямые доказательства. По данному вопросу, считаю, что на стороне тех ученых, которые "за" историчность Иисуса, лежит обильное количество исторических фактов, косвенных доказательств, которые в целом, дают основание утверждать о существовании Иисуса.

Не стоит забывать и о здравом смысле. Так, известно, что "учителя праведности", бродячие проповедники того времени - чуть ли не обыденность. В религиозной форме проявлялся протест покоренного народа против Римского владычества. Это исторические факты. Следовательно, ничего удивительного нет в том, что Иисус мог существовать, создать свою секту, а потом мученически принять смерть на кресте (скорее, как бунтовщик, чем раб). Примеров такого религиозного самопожертвования в истории очень много, в том числе и античной истории (как не вспомнить описания Апулея и Лукиана).

Да и современная история имеет доказательства того, как создаются религии (та же сайентология).

Таким образом, "против" историчности Иисуса нет веских, прямых фактов и доказательств. А вот в пользу "за" обильное количество косвенных доказательств и историческая практика.

Естественно, что тот образ личности Иисуса Христа, который мы имеем сегодня содержит громадный пласт мифа, идеализированности, что равно понятию ложного образа. С этим никто не спорит.

Цитата: "Любопытный"
Vivekkk, перечитайте еще раз то, что есть в приведенной ссылке. Эта тема целиком посвящена как раз Свидетельству Флавия. Так вот, отрывок у Агапия, имхо, все равно является вставкой. Как он сохранился в сирийских (мусульманских) источниках - другой и длинный разговор. У меня есть версия на этот счет. В приведенной ссылке указаны аргументы в пользу того, что текст у Агапия НЕ доказывает, что Флавий писал об Иисусе.
Я лично против того, чтобы в источниках по раннему христианству и по вопросу историчности Иисуса Христа основываться только на Иосифе Флавии. Источников намного больше., однако количество изученных источников мало о чем может говорить. Названные мной выше главные источники - достаточны для выводов.

Нельзя текст Флавия анализировать отдельно от других источников, как и нельзя сбрасывать со счетов христианские источники (те же евангелия). Вкупе можно сделать вывод о том, что историки, евангелисты писали о некоторой реальной личности, которая, возможно, оказала большое влияние на развитие христианства - секты в иудаизме. Так часто бывает и сегодня.

Мы можем сказать определенно, что Флавий упоминает некого Иисуса, как, впрочем, и других "сынов божих". Это революционное поветрие выраженное в религиозной форме - основная тенденция Иудеи в то время. Таких христов было много. Возможно, в образе нынешнего Христа проявились обобщенные черты всех тех личностей.

Да и из Евангелий мы знаем, что ученики Иисуса были далеко не безобидные рыбаки. Скажем, вооруженная стычка в известном саду, когда один из учеников Иисуса отрубил рабу стражника ухо. Все не просто так.
 
Таким образом, вся совокупность источников дает основание для признания историчности фигуры Иисуса. И зря Вы недооценивается Тацита, Цельса, Светония и пр. Да первый и третий прямо не говорят об Иисусе, они говорят о его деятельности и влиянии, а вот Цельс вполне определенно пишет об историчности Иисуса, даже описывая новые факты его рождения и внешности (так, он пишет о том, что если Иисус сын бога, то почему его тело хило, а вид неказист? По древнеримской и древнегреческой традиции боги - это воплощенные красоты, силы, высокий рост и пр.). Не думаю, что уважающий себя Цельс (философ, историк) стал бы основываться только на слухах.

Цитата: "Любопытный"
Я уверен, что нет.
Ваша уверенность в этом вызывает сомнения, но не в тексте Флавия, а в Вашей уверенности :) Откуда Вы можете уверенно знать, что Иосиф упоминал "не о том Иисусе"? Иосиф упоминал о многих иисусах, вполне мог и "о том".
 
Цитата: "Любопытный"
Светоний - безусловно, но он не свидетельствует о реальной личности, а констатирует факт верования в Иисуса. То же и Цельс. Это не свидетельства.
Штамп мифологической концепции. Если не свидетельства, то что? Выдумка? Невероятно, зная репутацию и труды Тацита, Светония, Цельса и пр. Тогда можно поставить под сомнение и существование всей ранней истории Рима, жизни римских императоров и пр. Нет, это именно косвенные доказательства историчности Иисуса. Они не только констатирует веру в Иисуса, они прямо говорят, что некоторые волнения вызваны неким Хрестом и пр. Вера в Иисуса как в бога возникла позже, на мой взгляд.

Сами по отдельности эти источники, конечно, почти ничего не доказывают, кроме факта волнений, существования секты христиан. Однако это прямые доказательства. В целом и в  связи, те косвенные доказательства приобретают силу наиболее вероятной гипотезы.

Цитата: "Любопытный"
Но говоря "признанной и академической точкой зрения", вы можете запутать Дидро, так как кажется, что это есть доказанный факт. Нет, Свенцицкая высказала свое имхо, но даже она не представляет его как факт.
Я имел в виду то, что сегодня почти любое академическое издание по этому вопросу стоит на "исторической" концепции. Насчет Свенцицкой, то она определенно выразилась на этот счет (какое, к черту, имхо, Вы же читали ее работы, а поэтому должны знать ее мнение). А то, что историчность Иисуса - не бесспорный факт, но извините, и мифологичность фигуры Иисуса тоже факт далеко не бесспорный.

Уместно вспомнить, что когда-то поэмы Гомера тоже считались мифом, фантазией, пока не откопали Трою. Впрочем, как и поэмы о Гильгамеше.

Обобщение данных источников, из интегрированный синтез приводит к тому, что появляются основания для существования "исторической концепции" в  вопросе историчности Иисуса Христа.

Цитата: "Любопытный"
Немало - это Vivekkk мягко выразился. Любой иной источник в таком виде вызвал бы у историка ухмылку. Но Евангелия - слишком, даже ажитажно "блатной" документ, чтобы пройти мимо него. Да, его надо изучать, но невероятно сложно.
Много мифа, но и много реальных исторических знаний, реальность которых подтверждает сравнительным источниковедением и данными сравнительной этнографии. Ранние формы религии древних семитов, их политическая история, правовая система, общественный строй, международные взаимоотношения, - все это хорошо прослеживается в Библии.

Насчет Евангелий, то несмотря на их противоречивость, а иногда и избыточную аллегоричность (Иоанна, например), некоторые исторические явления все же устанавливаются. Особенно, это хорошо видно при сравнительном изучении Евангелий.

Цитата: "Любопытный"
Дидро, рекомендую прочитать Р. Хазарзара "Сын человеческий". Его изложение может понравится или нет, но список источников и библиографии у него достойный.
Сам по себе список источников мало о чем может говорить. Скажем, у автора есть статейка о Сатане в библии, и надо сказать, статейка не о чем. Сама работа неплоха, но перед тем как ее читать, необходимо проштудировать работы Свенцицкой, Крывелева, Рановича, Косидовского, Штрауса, можно и Каутского (у него хорошая обобщенная работа по раннему христианству). Это обязательная литература, не говоря, конечно, об учебниках по истории Иудеи, истории древнего Рима.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Denis Diderot

  • Молодой
  • *
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
Re: А был ли мальчик? Вопрос об историчности Христа.
« Ответ #11 : 15 Февраль, 2011, 10:23:57 am »
Извините, если задаю глупые вопросы. Я написал что гуманитарий, но не писал что историк. Моя специальность литература. Ссылки на форум перечитал, литературу рекомендованную вами начал читать. Просто, если внимательно прочитаете первый мой пост в теме, меня обвиняют в том, что я сильно отстал от истории, не в курсе новых открытий и потому выгляжу, мягко говоря, как неуч. Поэтому и создал тему, на форуме где есть историки, которые интересуются вопросом. Хотя, если судить даже с этой темы, то есть нюансы о которых я не знал, но кардинально нового ничего не обнаружено.
Ну и  поддержу предложение о толковой статье об историчности Иисуса.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
© Дени Дидро

Оффлайн barux

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 171
  • Репутация: +0/-0
Re: А был ли мальчик? Вопрос об историчности Христа.
« Ответ #12 : 02 Февраль, 2012, 11:39:38 am »
Цитата: "Vivekkk"
...Правда, кроме самого факта упоминания Иисуса, что позволяет говорить об историчности основателя христианства,[/b] мало информативен.

А что думаете об этом основателе христианства?

В своем повествовании Евсевий ссылается на два источника – Иустина Философа (ок.100 – 166 гг.) и Иринея (ок.130 – 202 гг.), епископа галльского города Лугдун (ныне французский Лион).
Посмотрим, что сказали о Симоне Самарянине сами эти почтенные отцы:

< Таков был некто Симон Самарянин из села, называемого Гиттон. Он силою демонов, действующих через его посредство, во время Клавдия Кесаря  совершал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме. За что признан богом, и – как бог – почтен у вас статуей. Эта статуя воздвигнута на реке Тибр между двумя мостами, с такою надписью на римском языке: Симону, богу святому. И почти все Самаряне, а некоторые и из других народов признают его за первого бога и поклоняются ему. Какую-то Елену(cр.Магдалина), которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме, называют происшедшей от него Мыслью. Знаю еще, что некто Менандр, тоже из Самарии из села Каппаретеи и ученик Симона, был под влиянием, и в бытность свою в Антиохии многих обольстил волшебным искусством.
все, вышедшие от таких людей, называются христианами> (Иустин. Первая Апология 26).

А вот и контуры будущего бога - пока что мы наблюдаем лишь его зачатие Иринеем:
<Поэтому Он (Симон) пришел Сам, чтобы опять взять ее (Душу или Елену) к себе и разрешить ее от уз. А людям доставить спасение чрез познание Его . Так как ангелы худо управляли миром, потому что каждый из них стремился к верховной власти, то Он пришел для исправления вещей и сошел, преобразившись и уподобившись силам, властям и ангелам, чтобы явиться среди человеков человеком. Хотя Он не был человек.
…Он (Симон ) также был почитаем многими за Бога и учил, что Он есть тот самый, который между иудеями явился как Сын, в Самарию нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Дух Святой. Он есть высшая из всех сил, т.е. возвышенный над всеми Отец, и позволял себе называться всяким титлом, с каким бы люди не обращались к нему.
И показался пострадавшим в Иудее, хотя он не страдал> (Ириней. Против ересей. кн.1, 23:1,3).

Угадываете будущего Христа, «богочеловека» церкви?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
3:19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
Иезикиль

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 752
  • Репутация: +14/-0
Цитата: "barux"
...Угадываете будущего Христа, «богочеловека» церкви?
Конечно, общие черты имеются. Да их и не могло не быть. Очень многое, что есть в христианстве является частями иных религиозных верований. Христианство - это, скорее, синтез различных религиозных систем, чем оригинальная религия. В России православие, не подавившись, проглотила славянское язычество, вписав в свой пантеон святых черты языческих славянских богов, так и традиционные языческие славянские праздники. Христианство всеядно (в смысле открытости и приспособляемости христианства как идеальной системы идей). Может, поэтому оно и стало мировой религией.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 815
  • Репутация: +243/-183
Цитата: "barux"
Посмотрим, что сказали о Симоне Самарянине...
Угадываете будущего Христа, «богочеловека» церкви?
Это Симон Маг, гностик, действовавший в Риме тогда, когда там уже существовала христианская община. Статуя была не ему, а какому-то сирийскому божеству, не помню имя. Христиане просто перепутали, и решили, что это Симону Магу.
Короче, некорректный пример.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн barux

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 171
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Rufus"
Цитата: "barux"
Посмотрим, что сказали о Симоне Самарянине...
Угадываете будущего Христа, «богочеловека» церкви?
Это Симон Маг, гностик, действовавший в Риме тогда, когда там уже существовала христианская община. Статуя была не ему, а какому-то сирийскому божеству, не помню имя. Христиане просто перепутали, и решили, что это Симону Магу.
Короче, некорректный пример.
Так ведь всё Христианство изначально и было гностическим,это прослеживается как в Евангелиях,так и в посланиях Павла....

Хотя лично я считаю,что современное Христианство не имеет никакого отношения как к учению проповедника Иисуса так и к общине Иисуса,-Эбионитам(Нищие рус.)

А "христианствующие" общины о которых пишут римские историки,правильнее перевести на русский как "мессианствующие",и это могло относится к любой иудейской секте ждущей наступления мессианских времён в тяжёлый для евреев исторический период .....
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
3:19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
Иезикиль

Оффлайн barux

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 171
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Denis Diderot"
..Еще. Может я не правильно задал вопрос в старте темы. Поэтому спрошу так: за последние 25 лет были ли исторические открытия, которые доказывают существование Иисуса?

Попробуйте ознакомиться с этим открытием! Но выводы делайте сами....
Потерянная могила Иисуса.avi
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
3:19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
Иезикиль

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 752
  • Репутация: +14/-0
Надо срочно отметить, что признание историчности человека, который стал прообразом мифического существа под именем Иисус Христос, не является доказательством истинности Библии, существования бога Яхве и беременности девственницы. Подобные логические и фактические (а по сути, это одно и тоже) абсурды возможным существованием данного человека не доказываются. Да, я, например, считаю, что такой человек, проповедник мог существовать, но это же не говорит о том, что бог Яхве со своим Сыном реальны, и что нас после смерти ждет рай или ад  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн barux

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 171
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Vivekkk"
Надо срочно отметить, что признание историчности человека, который стал прообразом мифического существа под именем Иисус Христос, не является доказательством истинности Библии, существования бога Яхве и беременности девственницы. Подобные логические и фактические (а по сути, это одно и тоже) абсурды возможным существованием данного человека не доказываются. Да, я, например, считаю, что такой человек, проповедник мог существовать, но это же не говорит о том, что бог Яхве со своим Сыном реальны, и что нас после смерти ждет рай или ад  :lol:
Возможно! Поэтому Иудаизм ставит акцент на хороших делах при жизни а не на "кайфе" после смерти....
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
3:19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
Иезикиль