Мэтто РизонВ одном из православных сборников некто Н. П. Иванов, пытаясь доказать недоказуемое, рассуждает о следующем:
Когда православные пытаются таким образом отмазать Яхве, то они делают идиотами и "отцов" и самого Яхве:
1. "Отцы" и последующие богословы весьма недвусмысленно высказывались за обычный 24-часовой день:
Василий Великий "Беседы на Шестоднев"...И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день.СВЯТОЙ ЕФРЕМ СИРИН "ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВУЮ КНИГУ, ТО ЕСТЬ НА КНИГУ БЫТИЯ"…В начале сотвори Бог небо и землю (Быт.1:1), то есть сущность неба и сущность земли. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное.
…Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов.Иоанн Дамаскин "ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ"…Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до другого дня – одни сутки; ибо в Писании сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5).
БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ "О СЧЕТЕ ВРЕМЕН"… В четвёртый день Бог разместил на тверди небесной светила; этот день, насколько то следует из соображений равноденствия, зовётся ныне 21 марта. В пятый день Он сотворил рыб и птиц. В шестой день Бог создал земных животных и первого человека – Адама, а из ребра его, когда Адам спал, Он сотворил мать всех живущих – Еву; этот день, насколько это кажется мне правдоподобным, зовётся ныне 23 марта .
РОГОЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ… И сказал Бог: да будет свет, и был свет, и назвал Бог первый день – неделя…
…Во второй день, в понедельник, сотворил Бог твердь внизу, наш покров, небеса эти…
…В третий день, во вторник, сказал Господь: да соберется вода…
…В четвертый день, в среду, сотворил Бог великое светило Солнце… .
"Православно-догматическое Богословие." Макария, Митрополита Московского и Коломенского.…5.
Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные. Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и был вечер, и было утро, день един...; и и был вечер, и было утро, день второй..., и т. д. А кроме того. как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмой, Мог он заповедать Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а день седьмой субботу святили Господу Богу своему (Исх. 20:8-11; 31:16-17). [/b]
Святитель Филарет (Дроздов) "Толкование на Книгу Бытия"…Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время…
День первый Моисей назвал одним: а) или просто, полагая имя количества, вместо порядка; б) или с особенным намерением, для обозначения того, что, не смотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; в) или наконец для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный.Резонно следует вывод, что "отцы" были лохи несусветные, раз какой-то Иванов на раз определяет, что "иом" это не день, а период, а "отцы" до такой простой мысли не смогли додуматься.
2. Идиотом является и Яхве – зная наперёд, с каким контингентом он будет иметь дело, он, по логике "ивановых", употребил многозначный термин и не дал ни малейшего намёка на то, в каком значении следует этот термин понимать – в значении "день" или "период".
Тот факт, что Яхве сделал всё от него зависящее, чтобы ОДНОЗНАЧНО указать, что в данном случае "иом" нужно понимать ТОЛЬКО как "день" благополучно игнорируется.
Если попросить "ивановых" пояснить – что означает припев
"и был вечер, и было утро", которым Яхве заканчивает каждый этап "творения" и какие такие могут быть
"вечер" и
"утро" у
"эпохи, и периода, и момента, и вообще у какого-либо большого или малого отрезка времени, то кроме протяжного тоскливого мычания от них ничего не дождешься.
Что касается аргументации "ивановых", что:
"автор говорит о днях задолго до того, как сказал о Солнце и о смене дня и ночи. Следовательно, понимать «иом» в смысле земных суток невозможно"то это печальный пример того, к чему приводят сомнения во всемогуществе Яхве. "Ивановы" считают, что Яхве такой лох, что "сотворив" мир, не смог предварительно "сотворить" себе занюханный "ролекс" и не был в состоянии без Солнца определить, сколько времени занимало "творение".
Более того, "ивановы" отказывают Яхве и в наличии у него биологических часов.
И, наконец, "ивановы" предпочитают не вспоминать, что "кафолическая" церковь вела летоисчисление "от сотворения мира" и получалось у неё (с вариантами) порядка 6 тыс. лет до р.х.