Многозадачность — вовсе не проклятие, а способность разбивать несколько видов деятельности на удобные для выполнения части, с тем чтобы возвращаться к прерванной проблеме, будучи обогащённым опытом параллельного решения других вопросов. Предкам приходилось думать не меньше нашего. (Фото hans s.)
Антрополог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) Моника Смит в своей новой книге «Предыстория обычных людей» (A Prehistory of Ordinary People) утверждает, что именно многозадачность отличает человека от животных.
Обширные запасы памяти и способность проектировать будущее — вот качества, которые позволяют людям жонглировать несколькими конкурирующими потребностями и попеременно подбирать и откладывать один и тот же проект в процессе работы над ним. Животным это недоступно.
Когнитивные способности человека, которые делают возможным существование языка, восприятия пространства и времени с бесконечно малым приращением и мн. др., обязаны своим наличием именно многозадачности, считает специалист. Только благодаря ей наши предки смогли изобрести всё, от чего мы сегодня отталкиваемся, чтобы идти дальше.
В сознании обывателей многозадачность ошибочно утвердилась как атрибут нынешнего времени. На самом деле она возникла в тот момент, когда далёкий предок человека, встав на задние лапы, принялся срывать фрукты, одновременно осматриваясь по сторонам.
Полтора миллиона лет назад началось производство орудий труда. Линейная последовательность действий при обработке камня неизбежно прерывалась, и только многозадачный режим позволял древнему человеку добиваться желаемого. Окончательный переход к тому уровню многозадачности, который мы имеем сейчас, имел место около шести тысяч лет назад, когда стали появляться первые города. С тех пор мало что изменилось.
Г-жа Смит не голословна. В основе её рассуждений лежат расчёты количества обитателей тех или иных доисторических поселений и стоянок и числа и качества их занятий. Можно определить, как много еды, одежды, инструментов требовалось людям и сколько времени они вынуждены были тратить на удовлетворение всех своих потребностей. Вывод довольно простой: сидеть и делать одно дело до самого конца было едва ли возможно.
Многозадачность имеет выгоду и с биологической точки зрения: она позволяет сделать больше полезного, прежде чем будет достигнут предел когнитивных способностей. «Нашим предкам приходилось откладывать изготовление орудий труда на час, день или год из-за рождений и смертей, стихийных бедствий и рутинных обязанностей, — объясняет г-жа Смит. — Возвращаясь к инструменту, человек уже не был прежним. Возможно, он научился новой технологии, получил новую информацию о способе изготовления орудия или просто успел самостоятельно подумать об улучшениях». Таким образом многозадачность становилась основой цивилизации.
«Каждый рукотворный предмет изготовлен людьми, которые сознательно интегрировали все свои параллельно получаемые знания в процесс производства, ускоряя прогресс, — резюмирует учёный. — Когда на сцене появились лидеры, взявшиеся за организацию коллективного труда, это был просто ещё один слой деятельности, наложившийся на то, чем обычные люди занимались на протяжении тысячелетий».
(с)
http://science.compulenta.ru/581309/