СС: ... логические противоречия [между элементарной и высшей математикой] именно потому и есть, что одна является частным случаем второй. Общее всегда противоречит частному.
Бред. Частное не может противоречить общему. Оно является формально-логическим следствием общего. Например: общее – теорема косинусов, частное – теорема Пифагора. Если угол в треугольнике равен 90°, теорема косинусов переходит в теорему Пифагора; никакого логического противоречия нет.
В дальнейшем я буду для краткости вместо «формальная логика» говорить просто «логика», а вместо «формально-логический» – просто «логический».Логическое противоречие между элементарной и высшей математикой имело бы место, если бы они приводили к разным результатам (например, объем конуса был бы в элементарной математике равен Пи*R^2*h/3, а интегрирование давало бы результат, скажем, Пи*R^2*h/2)
К: Отрицательные, рациональные, иррациональные и комплексные числа вводятся там раньше, чем начинается изучение высшей математики. Также и в историческом плане все эти числа стали известны раньше, чем возникла высшая математика.
СС: Мало ли что когда вводится и стало известно. Без высшей математики последовательное введение комплексных чисел невозможно – я вам это показал на примере логарифма. Но вы предпочли «не заметить».
Чепуха. Очень даже возможно, что и было на самом деле сделано. Рациональные числа и операции с ними были известны еще древним грекам (т.е. округленно за 2000 лет до изобретения высшей математики), пифагорейцам было известно о существовании иррациональных чисел.
Также и комплексные числа и операции над ними были известны до изобретения высшей математики. И они излагались без помощи высшей математики вполне последовательно и логично.
Что до логарифмов, то вы ничего не «показали». Вы просто ляпнули чушь, не потрудившись ни подумать, ни аргументировать.
Элементарная математика не запрещает логарифмы от отрицательных чисел. Она запрещает их НА МНОЖЕСТВЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ЧИСЕЛ. Это не одно и то же. Причем этот запрет сохраняется и в высшей математике (в противном случае между ними действительно имелось бы логическое противоречие). Просто у элементарной математики нет средств для практического вычисления таких логарифмов, т.к. для этого нужна формула Эйлера, а она выводится только в высшей математике.
Но логического противоречия тут нет.
К: ... в математике (и не только в математике) все утверждения формулируются как двузначные. Они либо истинны, либо ложны.
СС: Это только лично у вас такая математика. А в мировой науке знают чуть-чуть побольше, и даже ЭВМ строили на трехзначной логике.
Неправда, такая математика у всех (кроме, м.б., вас). Любое утверждение в математике либо истинно, либо ложно, третьего не дано.
Что до ЭВМ, то там не логика трехзначная, а система счисления троичная. Почувствуйте разницу, как говорится.
К: Суть в том, что единство противоположностей не содержит в себе логического противоречия.
СС: Логика - это наука о правильном мышлении. Т.е. диалектика. А вовсе не формальная логика, как вам кажется.
Неправильно. Логика бывает формальная и диалектическая. Формальную логику я для краткости называю (и не только я, все так называют) просто логикой, а диалектическую – просто диалектикой.
Так вот, единство противоположностей не означает формально-логического противоречия. Между диалектикой и логикой вообще нет формально-логических противоречий, в противном случае диалектику пришлось бы выкинуть на свалку.
К: Сколь часто бы вы ни убеждались на практике, что сумма углов равна 180°, нет гарантии, что в следующем треугольнике это тоже будет так.
СС: Разумеется. И никакая логика вам сие не гарантирует. Но, поскольку опыт говорит, что это, чаще всего, верно, то данный факт ввели в число постулатов геометрии. А вовсе не «вывели логически», как вам ошибочно представляется. (То, что этот постулат может иметь несколько разных эквивалентных формулировок, сути не меняет).
Я так и знал, что вы начнете говорить об эквивалентных формулировках пятого постулата!
Возражение не принимается: ВСЕ теоремы геометрии в этом смысле эквивалентны набору аксиом (т.к. являются их логическим следствием). Можно, конечно, выбрать другой (эквивалентный) набор аксиом, тогда пятый постулат станет теоремой.
Речь не о том.
Чтобы вы перестали заниматься демагогией (т.е. уводить разговор в сторону, высказываясь не по существу), будем говорить не о сумме углов треугольника, а, например, о теореме Ферма. Я надеюсь, вы не станете предлагать включить эту теорему в число аксиом ?!
Так вот, никакой опыт не дает гарантии, что теорема Ферма будет выполняться ВСЕГДА. Такую гарантию дает только доказательство. И пока теорема не была доказана, у математиков не было уверенности в ее справедливости.
К: И да и нет.
СС: О, какой прогресс! Первый отход от двузначной логики, который я у вас наблюдаю!
Я ждал, что вы сильно обрадуетесь. Только радость ваша необоснованна.
Ибо никакого отхода от двузначной логики на самом деле нет.
Вы вырвали мое «и да и нет» из контекста, а ведь дальше я объясняю – почему да и почему нет: да – в одном смысле, нет – в другом. Логическое противоречие (отход от двузначной логики, нарушение закона исключенного третьего) имело бы место, если бы «да» и «нет» были высказаны в одном и том же отношении.
К: Да – потому что до тех пор, пока не получено неверное заключение, мы не можем ничего сказать о непротиворечивости системы аксиом. Нет – потому что как только такое заключение получено, можно сказать, что аксиомы противоречат друг другу, и, следовательно, по крайней мере одна из них является ложной.
СС: Рассуждение не проходит, поскольку вы можете из неверных аксиом получить и верное заключение.
Поразительно: вы кичитесь якобы виртуозным владением логикой, но совершенно не способны применять ее на практике.
Объясняю подробно, специально для зазнаек.
ЕСЛИ АКСИОМЫ ВЕРНЫЕ, ТО И ЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ИЗ НИХ ВЕРНЫЕ.
ОТСЮДА СЛЕДУЕТ: ЕСЛИ СЛЕДСТВИЯ НЕВЕРНЫЕ, ТО И АКСИОМЫ НЕВЕРНЫЕ.
А ваше возражение, что «из неверных аксиом МОЖНО получить верное следствие», никаких выводов делать не позволяет (
можно получить верные, а
можно получить и неверные, т.е. если аксиомы неверны, о следствиях вообще ничего утверждать нельзя) и сказанному мною не противоречит.
К: ... никакой эксперимент не может доказать истинность теории, он может ее только опровергнуть.
СС: А вот этой попперовской бредятины – не надо. Я эту чушь уже не раз разбирал тут, на форуме.
Чушь – это ваши «разбирательства». А мой тезис правильный.
Вы же сами только что соглашались, что никакой опыт не может дать гарантии, что в следующем треугольнике сумма углов будет 180°. Применительно к физике это значит, что до тех пор, пока очередной эксперимент согласуется с теоретическим предсказанием, это может усиливать нашу субъективную уверенность в правильности теории, но по гамбургскому счету он ничего не доказывает, т.к. нет гарантии, что следующий эксперимент тоже "впишется" в теорию. Но как только очередной эксперимент не укладывается в рамки теории, это означает, что теория опровергнута и нужно создавать новую.
К: ...разобраться с устройством реального мира – это значит выявить причинно-следственные связи, т.е. выразить его в категориях мышления, в понятиях. А это и есть формальные схемы.
СС: ... выявление причинно-следственных связей, категории мышления, никак не сводятся к формально-логическим схемам. Последние – только один из частных случаев мышления.
К: Ну хорошо, в таком случае поясните, что же, по-вашему, является «общим случаем мышления».
СС: "Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания..." и т.д. по тексту.
Вместо содержательного ответа вы привели порцию разжижителя мозгов. Никакого отношения к теме «разобраться с устройством мира».
Могу только повторить: причина, следствие, их связь – это абстракции, категории мышления. Они существуют только в сознании, т.е. идеально. Разобраться с ними – значит выразить мир в понятиях и высказываниях. Т.е. в формальных схемах мышления.
К: Я полагал, что моя мысль достаточно понятна и без того, чтобы ее подробнейшим образом расписывать по пунктам
СС: Я вам ПОКАЗАЛ, что вы неправы. Вы, похоже, ничего не поняли.
Вы ничего не показали, вы просто СКАЗАЛИ. И сами ничего не поняли в моих аргументах.
Попытаюсь объяснить еще раз:
С самого начала я выразил мою мысль лаконично, опустив промежуточные логические шаги и строгое обоснование.
Вы стали говорить, что у меня отсутствует логика.
Тогда я привел все пропущенные подробности, и вы вынуждены были признать, что «вот теперь все правильно».
Но «теперь» в сухом остатке нет ничего нового по сравнению с моим исходным утверждением: «Реальный мир вообще не может быть противоречив, поскольку противоречить друг другу могут только высказывания и суждения, а они существуют только субъективно – в нашем сознании»
СС: А я именно ПОКАЗАЛ, что суждения могут быть объективной реальностью. Вы либо «не заметили», либо опять не поняли. Но это, снова, ваши личные проблемы.
Нет, это ваши проблемы: вы опять ничего не показали, а просто СКАЗАЛИ. Причем сказали чушь.
Вы путаете материальный носитель информации (который действительно существует объективно) со смысловым наполнением информации (оно сущестцвует только в сознании). Объективно книга – это всего лишь стопка бумаги, испачканная типографской краской. Чтобы наполнить информацию, содержащуюся в книге, смысловым содержанием, ее необходимо прочитать, т.е. ввести информацию в наше сознание. Только в нашем сознании информация и наполняется смыслом.
СС: Я уже отмечал, что для человека постоянно превозносящего формальную логику вы, на удивление, малоспособны ею пользоваться. В данном случае у вас элементарная и грубейшая формально-логическая ошибка – материя существует объективно, но вовсе не всё, что существует объективно – материя.
Вам следовало бы отвыкать посматривать на оппонентов свысока, господин зазнайка. Ибо оснований для зазнайства у вас нет: вы совершенно не способны мыслить логически.
Объясняю.
Ленинское определение материи ставит знак равенства между материей и объективной реальностью (которая копируется, фотографируется и т.д. по тексту). Но знак равенства имеет свойство рефлексивности: если a = b, то b = a. Иначе говоря, определение можно переформулировать так: «Чтобы быть материей, необходимо и достаточно объективно существовать».
Рассмотрите аналогию - определение параллелограмма (четырехугольник с попарно параллельными сторонами). Из определения сразу следует: если параллелограмм, то стороны попарно параллельны И если стороны попарно параллельны, то параллелограмм.
И как вы себе представляете, что «не все, что существует объективно – материя»?
Определение материи (как и любое определение) должно быть конструктивно, т.е. давать нам возможность по указанным в определении признакам отличать материю от не-материи. В ленинском определении указан только один признак – объективное существование. Если этого признака оказывается недостаточно, то все определение никуда не годится и его можно смело выбросить на помойку.
СС: Объективно существует не само чужое сознание, а зафиксированные социальной практикой идеальные объекты, продукты этого сознания. Суждения, теории, музыка и т.д.
Реникса.
«Объекты» (ужасно неудачное слово!) либо идеальны, но тогда они не могут существовать объективно (и поэтому не являются объектами), либо существуют объективно, и тогда они материальны.
Суждения, теории, музыка существуют только в сознании. Рассмотрим музыку (это проще): объективно существуют колебания воздуха различных частот и амплитуд, а вовсе не музыка. Эти колебания превращаются в музыку нашим сознанием.
К: в классической КМ частица – это волна, а не точечный объект.
СС: Не надо нести чушь, просто загляните, например, в учебник Ландау и Лившица
Не могу: этой книги у меня нет. Но в этом и нет необходимости. Вспомните просто, что КМ иначе называют ВОЛНОВОЙ механикой. Вспомните еще, что поведение частиц описывается ВОЛНОВОЙ функцией. И, наконец, вспомните принцип неопределенности, который запрещает частице находиться в одной точке пространства.
Припоминаю также, что во времена Ландау имела место долгая дискуссия на тему: «Что существует „на самом деле“ – волна или частица?» Вариацией этой дискуссии был также вопрос: «Что существует „на самом деле“ – модулированная по амплитуде синусоида, или две синусоиды с близкими частотами?»
Именно Ландау положил конец этой дискуссии, спросив: «Что существует „на самом деле“ – (a+b)(a–b), или a^2 – b^2 ?»
К: ВНУТРЕННЕЕ противоречие - это когда теория об одном и том же предмете дает два взаимоисключающих результата.
СС: Если в отношении некого объекта утверждается нечто, явно противоречащее реальности, но при этом, в других отношениях, утверждения совпадают с реальностью, то имеет место формально-логическое противоречие утверждений.
Никак нет.
То, о чем вы говорите – это «ВНЕШНЕЕ» противоречие, т.е. когда теория противоречит вновь открывшимся фактам.
Я же говорил о «ВНУТРЕННЕМ» противоречии, т.е. когда теория противоречит САМА СЕБЕ. В последнем случае она не может быть истинной ни при каких обстоятельствах, и нет необходимости тратить силы и средства на ее экспериментальную проверку.