Облезлый котМожно обойтись без этих признаков. В любом случае они признанные еретики, а значит Церковь вела споры по их учениям, в частности и по вопросу "Сотворения из ничего". Пример этого спора у Тертуллиана.
Как это "обойтись"? Каким это образом Вы собираетесь кого-то причислять к христианам, не выяснив, какие признаки характеризуют христиан? Волевым решением? Так и решение это должно на чём-то базироваться.
Давайте танцевать от печки - к примеру, как выяснить - является ли Вася Пупкин православным РПЦшного разлива или он папист-схизматик? Вероятно, только взяв доктрину РПЦ и сравнить её с доктриной Васи Пупкина - если доктрины совпадают или отличия находятся в пределах допустимого люфта, то "зачот", если отличаются, то, извини, Вася, нам не по пути. При этом решающее слово именно за РПЦ, а не за Васей - РПЦ, а не Вася владелец торговой марки и РПЦ решает, какой люфт допустим, а какой нет.
Теперь перенесёмся во времена, когда по земле обетованной шлялись Иисус Иосифович со своей гоп компанией. Кто решал - проходит Вася Пупкин со своей доктриной в "члены" или нет? Иисус Иосифович и только он. Имел ли шанс Вася-гностик "сподобиться"? Ни малейшего - нет оснований подозревать 100% иудея Иисуса Иосифовича в приверженности к гностицизму.
Иисус Иосифович скончался в муках (да на кого ж ты нас покинул!!) и право решающего голоса перешло к его пацанам. Приняли бы они Васю-гностика? Ни под каким соусом - в НЗ уже есть критика первых из известных гностиков - симониан, николаитов, керинфиан. Да, канон НЗ формировала "победившая" церковь, но все известные гностические апокрифы датируются, насколько мне известно, позже, чем канонические.
А причислять гностиков к христианам лишь на том основании, что "Церковь вела споры по их учениям", так она "спорила" и с язычниками. Она "терпеть ненавидела" Платона, но это не повод считать его непризнанным христианином.
И "еретики бывают разные"(с) - одно дело, скажем, Ориген, который успел побывать и "отцом" церкви и к еретикам причислен. Но причислен задним числом, так что при жизни он был кошерный христианин. Гностиков же, повторюсь, держатели торговой марки "христианство" отвергали сразу же, как только они подавали свои доктрины на экспертное рассмотрение.
Поэтому-то к их "ересям" следует применять прямое значение этого термина - "hairesis - ОСОБОЕ вероучение", т.е. отличающееся, иное, нежели христианское.
И ещё один момент - иудаизм в момент образования христианства строго монотеистичен, христианство поначалу тоже, затем оно монотеистично условно, "понарошку", но хоть пяткой бьет себя в грудь и клянётся, что "моно". Гностицизм же откровенно "поли" и не скрывает этого. Как же это под одной торговой маркой можно их объединять?
Мне непонятно, зачем иудеям было сравнивать Йахве с греческими богами - основой их веры в тот период был догмат о том, что кроме Йахве никого нет. Позже христианам приходилось это делать в мессионерских целях и в богословских дискуссиях.
Вероятно дело вовсе не в сравнении.
Если мы посмотрим на ВЗ, то можно заметить, что для иудаизма периода формирования ВЗ совсем не характерно "философствование" по поводу ТТХ бога - нет там ничего такого, что можно было бы хоть как-то сопоставить с разработками греческих философов. Иудаизм той поры достаточно примитивная доктрина - в Торе бог выдал ЦУ - клиенты должны ЦУ выполнять и не рассуждать. У "пророков" хорошо прослеживаются социальные мотивы, но нет никаких философских изысков в плане богоконструирования. (Кстати, примитивизм иудаизма позже аукнулся и христианам - на первых порах, пока не была детально разработана доктрина, античные критики христианства высмеивали его интеллектуальное убожество).
Можно предположить, что до знакомства с греческой философией, иудеям и в голову не приходило, что свойства бога могут быть предметом рассмотрения.
А познакомившись с такой возможностью иудеи и себе стали, кроме карательных и награждающих "свойств", наделять Яхве и другими свойствами. Так что это не процесс сравнения, а использование перспективного метода.
Хотя с другой стороны ведь и иудеи занимались и миссионерством и, особенно в диаспоре, нельзя исключать и богословских дискуссий иудеев с язычниками - живя бок о бок как не поговорить "за жисть", а там и до "духовных" разговоров недалеко.