Большинство людей считает, что:
1. они остаются одними и те ми же личностями на протяжении всей жизни или, по крайней мере, в течение длительного периода времени;
2. они как личности подвергаются изменениям.
Очевидно, что 1-е убеждение не без труда можно согласовать со 2-м убеждением. С одной стороны, личность остается неизменной, а с другой – личность претерпевает изменения.
Указанную выше проблему согласования 1-го и 2-го убеждений философы называют проблемой тождества личности во времени. Самый простой и очевидный способ согласования этих убеждений состоит в утверждении, что личность состоит из некой неизменной основы – ядра личности и некого набора изменяющихся свойств – периферии личности.
Что же отнести к ядру, а что к периферии?
1. Можно утверждать, что тождество личности заключается в тождестве тела. Тело – основа личности, а все остальные свойства личности являются производными. Обычно рассматривают не все тело, а только головной мозг. Тождество головного мозга во времени является необходимым и достаточным условия тождества личности.
Но поскольку считается, что повреждения части мозга не обязательно приводят к гибели личности, в качестве критерия рассматривают не весь головной мозг, а только его некоторую необходимую часть. Т.е., тождество некоторой части головного мозга во времени является необходимым и достаточным условия тождества личности.
Такой критерий тождества личности получил название в философии физического критерия.
2. Альтернативной является позиция, что тождество личности состоит в сохранении во времени тождества самосознания, его психологической непрерывности. Такой критерий получил название психологического.
Родоначальником психологического критерия можно считать философа Дж. Локка, который предложил основой бытия личность считать наличие воспоминаний о собственном прошлом.
3. В современной философии также популярна точка зрения, в соответствии с которой отвергается как физический, так и психический критерий тождества личности.
Родоначальником такой позиции можно считать Д. Юма: «...Когда я самым интимным образом вникаю в нечто, именуемое мной своим Я, всегда наталкиваюсь на то или иное единичное восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или наслаждения. Я никак не могу уловить свое Я как нечто существующее помимо восприятий и никак не могу пометить ничего, кроме какого-либо восприятия». Юм утверждал, что личность «... суть не что иное, как связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».