Автор Тема: Юмор и сатира  (Прочитано 2925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zavhozz

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +0/-0
Юмор и сатира
« : 18 Апрель, 2010, 10:56:48 am »
Из-за чего человеку нравятся юмор и сатира? Почему из-за чтения или слушания таких рассказов мы радуемся и смеемся?
Предлагаю такой ответ:
1. Юмор. Основной чертой анекдота является то, что вначале человек не понимает о чем идет речь, а в конце анекдота произносится фраза, которая все проясняет. Таким образом, непонимание резко сменяется внезапным пониманием. Человек чувствует себя умным и из-за этого радуется и смеется. Повторно рассказанный тот же анекдот уже неинтересен, так как нет эффекта резкого смена непонимания пониманием.
2. Сатира. В сатирических рассказах или комедиях обычно показывают людей, которые имеют какую-то слабость (часто это слабость ума). При этом данная слабость высмеивается, т.е. имеет место унижение в социально допустимых рамках. Смех и радость возникают от того, что человеку нравится унижать других людей. Человек чувствует себя сильнее других и такое чувство доставляет ему удовольствие. В отличие от анекдота комедию интересно посмотреть и 2-й раз, поскольку механизм действия сатиры другой.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от zavhozz »

Оффлайн zavhozz

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 02 Май, 2010, 20:13:49 pm »
Никому не показался удивительным тот факт, что половина остроумия основана на чужом унижении?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от zavhozz »

Оффлайн Satch

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 632
  • Репутация: +67/-6
(Нет темы)
« Ответ #2 : 02 Май, 2010, 20:19:51 pm »
Цитата: "zavhozz"
Никому не показался удивительным тот факт, что половина остроумия основана на чужом унижении?

А что тут удивительного.  Человеку всегда нравилось наблюдать, когда другой попадает в дурацкое положение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Satch »

Оффлайн Yuki

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 475
  • Репутация: +0/-0
Re: Юмор и сатира
« Ответ #3 : 03 Май, 2010, 10:08:38 am »
Зачем вытягивать теорию за уши? Юмор служит для примирения разума со стрессовой ситуацией. Все, что вызывает нервное напряжение (возможность ошибки,  слабости, необходимость агрессии, взаимоотношения с властями, неудачный секс, болезни и смерть) обыгрываются так, чтобы отрицательное переживание сменилось на положительное. Поскольку человек вынужден не только дружить, но и конфликтовать с окружающими, юмор может быть адаптивным (улучшающим контакт) и дезадаптивным (облегчающим конфликт).
Попытка сравнить юмор и сатиру, это попытка сравнить круглое со сладким. Юмор – психическое явление, сатира – литературный жанр.

Цитата: "zavhozz"
1. Юмор. Основной чертой анекдота является то, что вначале человек не понимает о чем идет речь, а в конце анекдота произносится фраза, которая все проясняет. Таким образом, непонимание резко сменяется внезапным пониманием. Человек чувствует себя умным и из-за этого радуется и смеется. Повторно рассказанный тот же анекдот уже неинтересен, так как нет эффекта резкого смена непонимания пониманием.
Рискну предположить, что автор пытается описать действие интеллектуального анекдота, основанного на неявном обобщении (юмор разрешения противоречий). Причем, суть смешного неявно отождествляет с адаптивной направленностью, тогда как это не всегда так.
Цитировать
2. Сатира. В сатирических рассказах или комедиях обычно показывают людей, которые имеют какую-то слабость (часто это слабость ума). При этом данная слабость высмеивается, т.е. имеет место унижение в социально допустимых рамках.
Опять же рискну предположить, что автора задела дезадаптивная направленность некоторых так называемых «сатирических» произведений, по другому называемая «сарказм». Да, таким образом шутить легче, а юмор приобретает характер «ритуальной мести», канализирующей обиду и агрессию. Не настроенному на конфликт человеку понять такой юмор трудно, как сложно отреагировать на грубые неприличные анекдоты (тоже замешанные на агрессии). Только это не связано напрямую с имеющими слабость людьми, равно как и со слабоумными.

Кстати, интересная статейка на эту тему:
http://www.ng.ru/science/2007-04-11/14_joke.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yuki »
Ну, и что?

Оффлайн zavhozz

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +0/-0
Re: Юмор и сатира
« Ответ #4 : 03 Май, 2010, 15:06:34 pm »
Цитата: "Yuki"
Попытка сравнить юмор и сатиру, это попытка сравнить круглое со сладким. Юмор – психическое явление, сатира – литературный жанр.
А почему тогда есть такое выражение "юмор и сатира"?
Кроме того, почему юмор с сатирой часто сравнивают в серьезных источниках?
Например, в БСЭ в статье "Юмор":

Цитировать
Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирического смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости — это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требовательная позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (который "входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции — перед природой вещей, перед необходимостью. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин), пребывающим в глубоком, нередко близком к трагизму, разладе с жизнью, часто свойственно причудливо перемешивать гневную серьёзность с абсурдно игровым, как бы шутливо незначительным (персонаж с "фаршированной головой" у Салтыкова-Щедрина): восстанавливающая бодрость "анестезия" смехом и игрой, некое "ряжение" сатиры под забавный Ю.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от zavhozz »

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #5 : 03 Май, 2010, 18:16:21 pm »
Сидят за столом два брата. Один - простой советский обыватель, другой - весь из себя крутой.
- Ты в войну полицаем был, а я - командиром партизанского отряда. Почему же ты теперь на Мерседесе ездишь, а я - в метро?
- Когда ты анкеты заполнял, ты писал: "Мой брат в годы войны был полицаем", а я писал: "Мой брат был командиром партизанского отряда".

Оффлайн renderator

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 295
  • Репутация: +0/-0
Re: Юмор и сатира
« Ответ #6 : 03 Май, 2010, 23:49:56 pm »
Цитата: "zavhozz"
Предлагаю такой ответ:
1. Юмор. Основной чертой анекдота является то, что вначале человек не понимает о чем идет речь, а в конце анекдота произносится фраза, которая все проясняет. Таким образом, непонимание резко сменяется внезапным пониманием. Человек чувствует себя умным и из-за этого радуется и смеется. Повторно рассказанный тот же анекдот уже неинтересен, так как нет эффекта резкого смена непонимания пониманием.
А по моему как раз наоборот - человек все очень хорошо понимает, но у всех анекдотов всегда есть неожиданный конец, где подразумевалось совсем другое, нежели то, что большинство могло бы подумать. По этому принципу особенно строятся все каламбуры.

Цитата: "zavhozz"
2. Сатира. В сатирических рассказах или комедиях обычно показывают людей, которые имеют какую-то слабость (часто это слабость ума). При этом данная слабость высмеивается, т.е. имеет место унижение в социально допустимых рамках. Смех и радость возникают от того, что человеку нравится унижать других людей. Человек чувствует себя сильнее других и такое чувство доставляет ему удовольствие. В отличие от анекдота комедию интересно посмотреть и 2-й раз, поскольку механизм действия сатиры другой.

Ну это уже одна из сторон применения юмора. Само унижение у большинства людей вызывает, как правило, жалость и не кажется смешным. Смешным человеку кажется тот принцип который я описал выше.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от renderator »

Оффлайн renderator

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 295
  • Репутация: +0/-0
Re: Юмор и сатира
« Ответ #7 : 03 Май, 2010, 23:59:25 pm »
Цитата: "Yuki"
Юмор служит для примирения разума со стрессовой ситуацией. Все, что вызывает нервное напряжение (возможность ошибки,  слабости, необходимость агрессии, взаимоотношения с властями, неудачный секс, болезни и смерть) обыгрываются так, чтобы отрицательное переживание сменилось на положительное.

О, как у вас все просто "объясняется"! Этологи до сих пор бьются над загадкой юмора, а вот оно оказывается для чего. =))
А зачем подобное примирение разума со стрессовой ситуацией зачастую сопровождается громким смехом и коликами в животе? Зачем привлекать внимание окружающих к своему "примирению"? Одним словом, вы своим примирением все "объяснили", но ничего не прояснили.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от renderator »

Оффлайн zavhozz

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +0/-0
Re: Юмор и сатира
« Ответ #8 : 04 Май, 2010, 07:06:31 am »
Цитата: "renderator"
А по моему как раз наоборот - человек все очень хорошо понимает, но у всех анекдотов всегда есть неожиданный конец, где подразумевалось совсем другое, нежели то, что большинство могло бы подумать.
В неожиданном конце как раз и имеет место резкой смены непонимания пониманием. Кстати, нашел по этому поводу цитату Зигмунда Фрейда, который писал, что «эффект остроумия осуществляется последовательной сменой непонимания и внезапного уяснения».
Кроме того, радость от юмора, на мой взгляд, должна иметь в основе природу человека как биологического существа. Человек радуется, что он такой умный.

Цитата: "renderator"
Само унижение у большинства людей вызывает, как правило, жалость и не кажется смешным. Смешным человеку кажется тот принцип который я описал выше.

То, что унижение других доставляет человеку удовольствие, это широко известный факт. Также известно, что обсуждать слабые стороны других – это очень увлекательное занятие. И такая радость основывается на биологической природе человека. Человеку очень приятно чувствовать себя лучших других.
Например, в старых фильмах о Фантомасе капитан Жюв вызывает смех, потому что ведёт себя как глупо. А если бы на его месте была сильная личность, например, Шерлок Холмс, то это была бы уже не комедия.
То же самое можно сказать и о фильме «Розовая пантера» с дурачком инспектором Жаком Клузо.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от zavhozz »

Оффлайн nrisimhacaitanya

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 410
  • Репутация: +1/-1
Re: Юмор и сатира
« Ответ #9 : 02 Август, 2012, 15:48:17 pm »
Цитата: "zavhozz"
Из-за чего человеку нравятся юмор и сатира? Почему из-за чтения или слушания таких рассказов мы радуемся и смеемся?
Предлагаю такой ответ:
1. Юмор. Основной чертой анекдота является то, что вначале человек не понимает о чем идет речь, а в конце анекдота произносится фраза, которая все проясняет. Таким образом, непонимание резко сменяется внезапным пониманием. Человек чувствует себя умным и из-за этого радуется и смеется. Повторно рассказанный тот же анекдот уже неинтересен, так как нет эффекта резкого смена непонимания пониманием.
2. Сатира. В сатирических рассказах или комедиях обычно показывают людей, которые имеют какую-то слабость (часто это слабость ума). При этом данная слабость высмеивается, т.е. имеет место унижение в социально допустимых рамках. Смех и радость возникают от того, что человеку нравится унижать других людей. Человек чувствует себя сильнее других и такое чувство доставляет ему удовольствие. В отличие от анекдота комедию интересно посмотреть и 2-й раз, поскольку механизм действия сатиры другой.


Обычно ведантистами называют последователей культа Шанкары. Но это не означает, что только Шанкара-сампрадайа занимается изучением «Веданты». «Веданту» изучают все подлинные сампрадайи, но каждая из них трактует ее по-своему. Однако представители Шанкара-сампрадайи, как правило, не имеют понятия о знании, которым располагают ведантисты-вайшнавы. Поэтому вайшнавы первыми присвоили автору титул Бхактиведанты.
Господь согласился брать у Бхаттачарйи уроки по «Веданте», и они расположились в храме Господа Джаганнатхи. Бхаттачарйа говорил непрерывно в течение семи дней, и Господь, не перебивая, очень внимательно слушал его. Молчание Господа заронило сомнение в сердце Бхаттачарйи, и он поинтересовался, почему Господь ни о чем не спрашивает и никак не комментирует его толкований «Веданты».
Играя роль неразумного студента, Господь сделал вид, что слушает «Веданту» в изложении Бхаттачарйи, поскольку тот считал, что это входит в обязанности санньяси. Но Господь не был согласен с его трактовкой. Этим Он давал понять, что так называемые ведантисты из Шанкара-сампрадайи или любой другой сампрадайи, не следующие наставлениям Шрилы Вйасадевы, изучают «Веданту» механически. Их знание этой великой науки неполно. Сам автор «Веданта-сутры» объяснил ее в «Шримад-Бхагаватам». Не зная «Бхагаватам», едва ли можно понять «Веданту».
Бхаттачарйа, обладавший огромными познаниями, уловил сарказм в замечаниях Господа о широко известном ведантисте. Поэтому он спросил, почему Господь не выясняет того, что Ему непонятно. Бхаттачарйа догадывался о причине Его многодневного молчания. Оно недвусмысленно показывало, что у Господа есть Свои соображения, и Бхаттачарйа попросил Его поделиться ими.
Господь ответил:
«Мой господин, Я понимаю смысл таких сутр «Веданты", как джанмадй асйа йатах, шастра-йонитват и атхато брахма-джиджнаса, но когда ты даешь им свои толкования, мне становится трудно понять их. Смысл сутр уже разъяснен в них самих, а твои толкования скрывают его, подменяя его чем-то другим. Ты сознательно не принимаешь прямого смысла сутр, а вместо этого даешь им собственные косвенные толкования».
Этими словами Господь подверг критике тех ведантистов, которые, преследуя свои личные цели и следуя моде, толкуют «Веданта-сутры» в соответствии со своими ограниченными умственными способностями. Таким образом Господь осуждает косвенные интерпретации таких подлинных писаний, как «Веданта-сутра».
Господь продолжал:
«Прямой смысл мантр Упанишад обобщен Шрилой Вйасадевой в «Веданта-сутре". К сожалению, ты не принимаешь их прямого смысла, а даешь им различные косвенные толкования.
Авторитет Вед бесспорен и не подлежит сомнению. Все сказанное в Ведах следует принимать полностью, в противном случае мы бросаем вызов авторитету Вед.
Раковина и коровий навоз - это кость и испражнения двух живых существ. Но так как Веды считают их чистыми, люди принимают это, доверяя авторитету Вед».
Смысл этого утверждения в том, что нельзя ставить свои несовершенные соображения выше авторитета Вед. Нужно точно исполнять указания Вед, не перетолковывая их на мирской лад. Так называемые последователи ведических наставлений трактуют их по-своему, создавая таким образом различные группы и секты ведической религии. Господь Будда* прямо отверг авторитет Вед и создал свою религию. Только по этой причине строгие последователи Вед не признают буддизм. Но мнимые последователи Вед даже опаснее буддистов. Буддисты имеют смелость прямо отвергать Веды, а так называемые последователи Вед не осмеливаются на это, хотя косвенно нарушают все предписания Вед. Господь Чаитанйа осудил это.
* Здесь и далее в тексте сохранена традиционная для русской индологической литературы форма написания этого имени и, таким образом, сделано отступление от точной его транслитерации [Буддха]. (прим. пер.)
В этой связи весьма уместны приведенные Господом примеры с раковиной и коровьим навозом. Доводы того, кто утверждает, что раз уж коровий навоз чист, то экскременты ученого брахмана еще чище, неприемлемы. Коровий навоз признается чистым, а экскременты брахмана, несмотря на его высокое положение, не считаются чистыми. Господь продолжал:
«Ведические наставления самодостаточны, и если какие-то мирские существа трактуют их по-своему, они тем самым отрицают авторитет Вед. Глупо считать себя разумнее Шрилы Вйасадевы. Его мнение уже представлено в сутрах, и нет необходимости обращаться к менее значительным личностям. Его труд, «Веданта-сутра", сияет, как полуденное солнце, а тот, кто пытается дать светозарной «Веданта-сутре" собственное толкование, пытается затмить это солнце облаком своего воображения.
У Вед и Пуран одна цель. Они провозглашают Абсолютную Истину, выше которой нет ничего. Постижение Абсолютной Истины в конечном счете приводит к осознанию Абсолютной Личности Бога, обладающей абсолютной властью. Абсолютная Личность Бога исполнена богатства, силы, славы, красоты, знания и отречения. И все же, как это ни удивительно, трансцендентная Личность Бога описывается как безличная.
Безличное описание Абсолютной Истины дается в Ведах для того, чтобы разрушить мирские представления об абсолютном целом. Личностные качества Господа не имеют ничего общего с материальными качествами. Все живые существа индивидуальны, все они - неотъемлемые частицы верховного целого. Если неотъемлемые частицы - личности, то их источник не может быть безличным. Он - Верховная Личность среди зависимых личностей.
Веды сообщают нам, что все исходит из Него (Брахмана) и все покоится на Нем. И после уничтожения все погружается в Него же. Поэтому Он - конечная причина всех причин, сочетающая в Себе созидающее, движущее и поглощающее начала. Эти начала не могут быть присущи безличному объекту.
Веды сообщают нам, что Он, единый, стал многим. Когда Он того желает, Он бросает взгляд на материальную природу. Пока Он не бросил взгляда на материальную природу, материального космического творения не существовало. Следовательно, Его взгляд нематериален. Материальные ум и чувства не существовали, пока Господь не бросил взгляд на материальную природу. Таким образом, Веды неоспоримо доказывают, что Господь обладает трансцендентными глазами и трансцендентным умом. Они нематериальны. Таким образом, Его безличное описание - это отрицание Его материальности, а не того, что Он - трансцендентная личность.
В конечном счете слово «Брахман" означает «Личность Бога". Осознание безличного Брахмана есть не что иное, как концепция материальных проявлений, взятая со знаком минус. Параматма - это локализованный аспект Брахмана, пребывающий во всех видах материальных тел. По свидетельству всех богооткровенных писаний, высшее понимание Верховного Брахмана - это осознание Его как Личности Бога. Он - первопричина всех вишну-таттв.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
«В этот век вражды и лицемерия спасутся только те, кто повторяет святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».