Спорно ли это утверждение? Спорно, т.к. никаких подтверждений того, что трудовая деятельность усложняет структуру мозга, увеличивает его объём и т.д. нет.
Поршнев как раз и проследил такие изменения и показал, что подтверждения есть!
Несомненно, что труд должен являться одним из факторов отбора и, таким образом, способствовать биологическому развитию ума.
Ysbryd, а насчет определения потенциала мозга человека, типа он работает не на все 100%, то у меня это мнение всегда вызывало раздражение. Что считается под потенциалом? Как установить этот потенциал? Что за опыты, которые это подтвердили? - Мне кажется, что это очередная ненаучная байка, как зараза, поселившаяся в наших мозгах....
Естественно, что человек может лениться и не думать, но, давайте эти случаи не будем рассматривать.
Я хорошо помню, что будучи студентом, я много учился и у меня довольно сильно уставала и специфически болела голова. - Мой мозг находился под хорошим напряжением. - Лично я сравниваю мозги с мышцами, его, как и мышцы нужно тренировать..... У спортсмена мышечный аппарат работает тоже не на все 100%? - Да. Когда он уходит из большого спорта. И тогда проходит несколько месяцев и все его мышцы превращаются в жир....
Так что тренировки ума нужны и отдельному индивидууму, чтобы он поумнел, и всему виду, так как являются одним из критериев отбора, способствующему развитию вида.
Так что мозг должен развиваться параллельно с развитием мышления. И мышление, и потенциал мозга должны подталкивать друг дружку к развитию. А жесткая конкуренция должна способствовать максимальному использованию потенциала мозга.
К такому же выводу можно прийти рассматривая физиологические процессы в мозге. Новая информация - это новые связи. Т.е. прибавились знания, стал умнее - мозг изменился.... Другое дело, что это могло произойти без увеличения объема мозга, но структурные изменения на лицо. Т.е. необязательно: большой мозг - умный человек. Большой мозг у кашелота, например, не означает, что он умнее человека....