Привожу образец обвинительного заключения расматриваемого пресловутыми "особыми совещаниями":
«УТВЕРЖДАЮ» Дело внесено на
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ особое совещание 12/3-44 г.
НКГБ РЯЗАНСКОЙ ОБЛ. Зам. прокурора СССР
ПОДПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ старший советник юстиции
(ИВАНОВ)
«28» марта 1944 года
гор. Рязань.
«Утверждаю»
С мерой наказания, указанной
в обвинительном заключении согласен.
Зам. Обл. прокурора, советник юстиции
31/3-44 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по следственному делу № 217 по обвинению:1. ЧЕСНОКОВА Федора Ивановича,
2. РАЗОМАЗОВА Михаила Борисовича,
3. ПРИГАРИНОЙ Агафьи Фроловны
и других в числе 49 человек.
Управлением НКГБ Рязанской области вскрыта на территории южной группы районов области и смежных с ними районов Орловской и Воронежской областей, широко разветвленная антисоветская организация, именуемая «истинно-православные христиане», деятельность которой была направлена на развал колхозов, подрыв экономической и оборонной мощи Советского Союза, свержение Советской власти и установления немецко-фашистского режима.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ ПО ДЕЛУ АРЕСТОВАННЫХ, АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНОВЛЕНО:
Антисоветская организация «истинно-православных христиан» («ИПХ») создана в 1933-34 годах по указанию Липецкого епископа УАРА (ШМАРИНА), осужденного в 1935 году, бывшими кулаками ФАРАФОНОВЫМ Федором Андреевичем и ЗАВАЛЮЕВЫМ Гавриилом Яковлевичем, на почве резко враждебного отношения к коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества.
Созданное ФАРАФОНОВЫМ и ЗАВАЛЮЕВЫМ руководящее ядро организации в селе Куймань Трубетчинского района Рязанской области: из бывшего кулака ГАМАЮНОВА Ивана Степановича, ЧЕСНОКОВЫХ Василия Петровича, Дмитрия Петровича и Федора Ивановича, — проводило широкую вербовочную работу в организацию по селу Куймань, а также в близ лежащих селах.
После ареста в 1937-38 годах ФАРАФОНОВА, ЗАВАЛЮЕВА и ЧЕСНОКОВЫХ В.П. и Д.П. антисоветскую организацию возглавил ЧЕСНОКОВ Федор Иванович, в подчинение которого вошли руководители созданных к тому времени периферийных групп организации-«общины»: ТИТОВЫ Иван и Василий Дмитриевичи по Липецкому району Воронежской области, ДЕНИСОВ Сергей Степанович по селу Дон-Избище Лебедянского района Рязанской области и смежных селах Орловской области, ГОНЧАРОВ Иван Павлович, а затем АКСЕНОВ Григорий Яковлевич по селу Грязновки, КОЖИН Николай, а затем КОЖИНА Василиса Петровна по селу Парой Трубетчинского района, СМОЛЬЯНИНОВА Елена, а затем СМОЛЬЯНИНОВ Василий Дмитриевич по селу Теплое Лебедянского района, ДУБОВ Степан, а затем СОЛДАТОВ Василий Илларионович по Ново-Деревенскому, Раненбургскому и Лев-Толстовскому районам Рязанской области.
Деятельность организации, будучи обличена в религиозную форму путем толкования в антисоветском духе евангелия, направлялась на непризнание Советской власти, неподчинение ее законам и распоряжениям, на противодействия всем ее мероприятиям и т. п.
Участники организации вели паразитический образ жизни, нигде не работали, занимались хищением хлеба с колхозных полей. Детей в школы не пускали и воспитывали их в духе ненависти к Советской власти.
В первое время основным контингентом обработки и вербовки являлись антисоветски настроенные и политически неустойчивые лица из числа единоличников, в последующем, по указанию ЧЕСНОКОВА Ф.И., актив антисоветской организации взял курс на подрыв коллективного хозяйства, для чего в организацию вовлекалась отсталая часть колхозников с обязательным условием выхода из колхозов, распродажи своего имущества и передаче средств в распоряжение организации.
Для проведения антисоветской работы среди участников организации периодически созывались нелегальные сборища, на которых велась активная агитация антисоветского характера.
После нападения фашистской Германии на СССР антисоветская организация значительно активизировала свою деятельность. Активная антисоветская агитация содержала в себе чаяния свержения Советской власти в результате поражения Красной Армии и популяризацию немецкой армии, как «меч господний», посланный для уничтожения антихристовой Советской власти.
Наряду с этим была развернута широкая вербовка новых членов, агитация:
1) за уклонение от службы в Красной Армии.
2) за выход из колхозов, саботирование колхозных и оборонных работ.
3) за отказ от участия в подписке на займы, не уплату госналогов и невыполнение других гособязательств.
За период Отечественной войны дополнительно были созданы антисоветские группы организации в населенных пунктах Лебедянского, Данковского, Трубетчинского, Лев-Толстовского районов Рязанской области и селах Красненского района Орловской области.
По показаниям обвиняемых число участников организации называется до 400 человек, из числа которых значительное количество с вступлением в организацию вышло из колхозов.
Из лиц, привлекаемых по-настоящему делу в качестве обвиняемых, 16 человек уклонялось от призыва в Красную Армию и 1 дезертир Красной Армии, остальные обвиняемые в подавляющем большинстве уклонялись от мобилизации на оборонные работы и трудовой фронт и находились на нелегальном и полулегальном положении, скрываясь от органов Советской власти в специально устроенных потайниках (ямах).
В результате антисоветской деятельности «ИПХ» в пораженнных] районах была подорвана экономическая мощь ряда колхозов, которые систематически не выполняют плана хлебопоставок и т. п.
Деятельность каждого участника организации характеризуется следующим:
1-4) Обвиняемый ЧЕСНОКОВ Федор Иванович, будучи вовлечен в 1934 году в антисоветскую организацию, принимал активное участие в вербовке новых членов и создании периферийных ее групп-общин. С 1939 года возглавил организацию и совместно со своим помощником РАЗОМАЗОВЫМ Михаилом Борисовичем, а также через активных участниц-«наставниц» — ПРИГАРИНУ Агафью Фроловну и КОНСТАНТИНОВУ Евгению Григорьевну — руководил указанными выше «общинами».
На нелегальных сборищах организации ЧЕСНОКОВ Ф.И., РАЗОМАЗОВ М.Б., а также по их заданию ПРИГАРИНА А. и КОНСТАНТИНОВА Е. призывали к проведению вербовочной работы, неподчинению Советской власти и ее законам, неуплаты налогов, необучению детей в школах. При этом одним из основных мотивов, как необходимость борьбы против Советской власти, был выдвинут тезис, что таковая является властью антихриста и все ее мероприятия — «греховные», не идущие от бога.
С начала войны Германии против Советского Союза ЧЕСНОКОВ и РАЗОМАЗОВ через ПРИГАРИНУ и КОНСТАНТИНОВУ активизировали деятельность организации. Создали ряд новых групп организации и агитировали среди окружающих за уклонение от службы в Красной Армии, выход из колхозов, отказ от оборонных работ и трудового фронта, а также от какой-либо материальной помощи Красной Армии, невыполнение гособязательств, за поражение Советского Союза в войне с Германией. Немецкая армия была объявлена «мечом господним», призванным уничтожить Советскую власть.
Обстановка на фронтах Отечественной войны в 1941-42 г.г. ЧЕСНОКОВЫМ Ф. и РАЗОМАЗОВЫМ М. использовалась с целью расширения состава организации и закрепления участников ее в вере непобедимости немецкой армии и неизбежности поражения Советского Союза, для чего ПРИГАРИНОЙ А. и КОНСТАНТИНОВОЙ Е., были осуществлены три «обхода» периферийных групп организации-«об-щин» по районам Рязанской, Воронежской и Орловской областей.
ЧЕСНОКОВ, РАЗОМАЗОВ, ПРИГАРИНА и КОНСТАНТИНОВА находились на нелегальном положении, первые два скрывались от мобилизации в Красную Армию, а последние от оборонных работ и трудового фронта.
Кроме того ЧЕСНОКОВЫМ вовлечено в антисоветскую организацию более 10 человек, РАЗОМАЗОВЫМ — 15 человек, ПРИГАРИНОЙ — более 20 человек, и по заданию ЧЕСНОКОВА создана «община» в городе Данкове. КОНСТАНТИНОВА также обрабатывала и участвовала по вовлечению в организацию новых членов. Под ее влиянием КОНСТАНТИНОВ Ф. Е. (ее муж) дезертировал с оборонного завода и стал участником организации.
5) Обвиняемый СМОЛЬЯНИНОВ Василий Дмитриевич в антисоветскую организацию вовлечен в 1937 году.
Являясь активным участником Теплинской «общины», в 1942 году возглавил таковую, проводил в жизнь антисоветские установки ЧЕСНОКОВА Ф. И. На нелегальных сборищах «общины» давал указания о методах борьбы против Советской власти, требовал от участников активного вовлечения новых членов и проведения антисоветской агитации среди населения за выход из колхозов, непризнания Советской власти, за отказ от службы в Красной Армии, уклонения от мобилизации на оборонные работы и трудовой фронт. Занимался вербовкой новых членов в организацию
С 1937 года СМОЛЬЯНИНОВ проживал на нелегальном положении и уклонялся от мобилизации в Красную Армию.
6) Обвиняемая КУНИЦЫНА Лидия Степановна участница организации с 1937 года.
КУНИЦЫНА Л.С. являлась одной из активных участниу организации, с 1942 года руководила «общиной» в слободе Казаки (окраина города Данкова), проводила нелегальные сборища этой «общины», на которых призывала участников последней не признавать Советскую власть, не работать в колхозах, не платить налоги, не служить в Красной Армии, требовала от участников вовлекать новых лиц, для чего поручала вести широкую антисоветскую агитацию против мероприятий Советской власти, за отказ от оборонных работ и мобилизации на трудовой фронт, за выход из колхозов. КУНИЦЫНА лично вовлекла в организацию – 36 человек.
7) Обвиняемый ЗАВАЛЮЕВ Иван Романович в антисоветскую организацию церковников вовлечен в 1941 году. Посещал нелегальные сборища Лубновской «общины», а с 1942 года после ареста ее руководителя ИВЛЕВА Николая возглавил таковую.
На сборищах участников «общины» ЗАВАЛЮЕВ проводил в жизнь установки антисоветского характера, исходящие от ЧЕСНОКОВА Ф.И.
С 1942 года ЗАВАЛЮЕВ И.Р., проживал на нелегальном положении, [не] платил налогов, уклонялся от призыва в Красную армию.

Обвиняемый СУРКОВ Андрей Егорович в 1942 году по заданию БАЛАШОВА Николая (осужден в 1943 году) создал антисоветскую «общины» церковников в селе Чемоданово Лев-Толстовского района и проводил активную враждебную деятельность. Вовлекал в организацию новых лиц и на нелегальных сборищах вел агитацию антисоветского характера.
9) Обвиняемая ЗИМИНА Дарья Ивановна — активная участница антисоветской организации церковников «ИПХ» с 1935 года. Систематически посещала нелегальные сборища Куйманьской «общины», предоставляла для этих сборищ свой дом. Уклонялась от мобилизации на трудовой фронт и оборонные работы, не платила налоги. С 1941 года укрывала в своем доме руководителей антисоветской организации ЧЕСНОКОВА Ф.И. и РАЗОМАЗОВА М.Б.
10) Обвиняемый КОЗИН Федор Алексеевич — участник организации с января 1943 года, уклонялся от мобилизации в Красную армию, не платил налоги, запретил своим двум сестрам посещать школу и воспитывал их в духе ненависти к Советской власти. Предоставлял свой дом для нелегальных сборищ участников Куйманьской «общины».
11) Обвиняемая КОЗИНА Анастасия Владимировна — участница организации с 1942 года, в которую вовлекла своего мужа, КОЗИНА Василия Андреевича, дезертировавшего из Красной Армии и укрывала его. Под ее же влиянием вышли из колхоза и вошли в состав организации церковников — СИДЯКИНА Марфа Герасимовна, ТАРАСОВА Татьяна Владимировна, ПРИГАРИНА Матрена Фроловна и сестры АНОШИНЫ.
12) Обвиняемый ШУШУНОВ Михаил Павлович в антисоветскую организацию церковников вовлечен в марте месяце 1943 года и в силу своих антисоветских убеждений не признавал Советскую власть, не выполнял ее законов и скрывался от мобилизации в Красную Армию
13) Обвиняемый ЕРЕМИН Петр Павлович участником антисоветской организации являлся с 1943 года. Посещал нелегальные сборища Куйманьской «общины», в которую вовлек своего младшего брата — Еремина Николая Павловича. Уклонялся от мобилизации в Красную Армию.
14-15) Обвиняемые ШУШУНОВ Григорий Михайлович и ШУШУНОВ Степан Михайлович в антисоветскую организацию вовлечены в 1942 году. Посещали нелегальные сборища Куйманьской «общины». Выполняли антисоветские установки, вышли из колхоза, не платили налоги, запретили своим детям учиться в школах и воспитывали их в духе ненависти к Советской власти. Уклонялись от мобилизации в Красную армию. Кроме этого ШУШУНОВ Григорий Михайлович в 1942 году дезертировал с оборонного завода.
16) ВАСИЛЬЕВ Андрей Павлович — участник организации «ИПХ» с 1940 года. Посещал нелегальные сборища Теплинской «общины» и в силу своего враждебного отношения к Советской власти скрывался от мобилизации в Красную Армию.
Аналогичную антисоветскую деятельность проводили и обвиняемые:
17-20) СИМАКОВ Василий Иванович — участник антисоветской организации «ИПХ» с апреля месяца 1943 года, ЛЫРШИКОВ Иван Алексеевич — с 1941 года, ОВЧИННИКОВ Тимофей Семенович — с 1942 года, ДЕНЕЖКИН Павел Романович — с июня месяца 1943 года, которые посещали нелегальные сборища организации и в силу своих антисоветских убеждений скрывались от мобилизации в Красную Армию.
21) ЧЕСНОКОВ Петр Ефимович с 1938 года являлся участником антисоветской организации «книжников». За антисоветскую деятельность и уклонение от призыва в Красную Армию в 1939 году был судим. По отбытии срока наказания примкнул к антисоветской организации «ИПХ». Уклонялся от призыва в Красную Армию.
22) ЧЕСНОКОВ Иван Федорович — сын руководителя антисоветской организации «ИПХ» ЧЕСНОКОВА Федора Ивановича. Уклонялся от военного учета и мобилизации в Красную Армию. Оповещал участников организации «ИПХ» о сборищах и нес охрану таковых.
23) РАССКАЗОВ Семен Григорьевич в антисоветскую организацию церковников вовлечен осенью 1942 года. Посещал нелегальные сборища Дон-Избищенской «общины». Вышел из колхоза, не платил налоги. Две его дочери Евдокия и Любовь в результате его агитации укрывались от мобилизации на трудовой фронт, за что и осуждены. Вовлек в организацию двух своих снох — РАССКАЗОВУ Александру Кузьминичну и РАССКАЗОВУ Анну.
24) РАССКАЗОВА Александра Кузьминична — участница организации с 1942 года. Бросила работать в колхозе, уклонялась от мобилизации на трудовой фронт и оборонные работы, не пускала своих детей в школу.
25) СОПОВА Ольга Дорофеевна — вовлечена в организацию «ИПХ» в 1937 году. Не участвовала в выборы в Советы депутатов трудящихся, занималась вербовкой новых членов в организацию. В декабре месяце 1942 года и в апреле месяце 1943 года дезертировала с оборонных работ и после этого находилась на нелегальном положении.
26-29) Обвиняемые: НАУМОВА Татьяна Васильевна — участница антисоветской организации церковников с 1942 года, КУНИЦЫНА Антонина Степановна — с 1941 года, КОСЯКИНА Татьяна Антоновна — с марта 1943 года, ШУШУНОВА Марфа Павловна — с 1940 года, РЯХОВСКАЯ Мария Тихоновна — с 1938 года, систематически посещали нелегальные сборища организации, выполняли антисоветские установки, не подчинялись законам советской власти, не платили налоги, уклонялись от мобилизации на оборонные работы и трудовой фронт, за что КУНИЦЫНА Антонина Степановна была судима. Кроме этого РЯХОВСКАЯ М.Т. и ШУШУНОВА М.П. отказались участвовать в выборах в Советы депутатов трудящихся. Не пускали своих детей в школу. Кроме того КУНИЦЫНА А.С. выполняла роль связницы и передавала руководителям отдельных групп церковников антисоветские установки от ЧЕСНОКОВА Ф.И. и КУНИЦЫНОЙ Л.С., оповещала участников организации о предстоящих нелегальных сборищах организации.
30) САФОНОВ Терентий Ермолаевич — участник организации «ИПХ» с 1941 года, посещал нелегальные сборища, при его содействии в организацию вовлечены мать, жена и сестра. В 1941 году, будучи призван в Красную Армию, дезертировал из воинской части.
31-33) Обвиняемые КРАСНИКОВА Наталия Тимофеевна участница организации церковников «ИПХ» с 1941 года, ПРИГАРИНА Марфа Панфиловна — с 1942 года, КОСЬЯНОВА Мария Емельяновна — с 1938 года являлись активными участницами организации, систематически посещали нелегальные сборища ее. Выполняя антисоветские установки руководителей, уклонялись от мобилизации на трудовой фронт и оборонные работы, не пускали своих детей в школу, не платили налоги, отказывались от подписки на займы. Проводили среди населения вербовочную работу новых членов в организацию. Так КРАСНИКОВА Н. Т. вовлекла КОСЬЯНОВУ Е. П. и КРАСНИКОВУ А. Т., ПРИГАРИНА М. П., ДЕНЕЖКИНУ М. П., ЧЕСНОКОВУ И. Т., ЧЕСНОКОВУ А. Ф., ЖДАНОВУ А. Е., БРОВКИНУ Марию, ОВЧИННИКОВУ Марию и ЧЕСНОКОВА Петра Ефимовича, КОСЬЯНОВУ М. Е., свою мать АКСЕНОВУ В. А. (арестована в 1939 году), сестру ИСАЕВУ П. Е. (арестована в 1940 году).
Кроме того КОСЬЯНОВА М.Е. с лета 1943 года являлась руководителем Грязновской «общины» организации, на сборищах которой проводила установки антисоветского характера.
34-35) МЯГКОВА Прасковья Павловна в организацию церковников вовлечена в 1941 году. Выполняя антисоветские установки руководителей организации, не платила налоги, не пускала детей в школу и вела среди окружающих ее лиц антисоветскую агитацию. В результате этого ее муж — МЯГКОВ Федор Тимофеевич и два брата Тихон Павлович и Андрей Павлович уклонялись от мобилизации в Красную Армию, а сестра ЯЛХИМОВА Мария Павловна от мобилизации на трудовой фронт и оборонные работы, за что все они были репрессированы органами Советской власти.
36-48) Аналогичную антисоветскую деятельность проводила ВАСИЛЬЕВА Пелагея Петровна участница организации с 1942 года, ГАМАЮНОВА Анна Тимофеевна — с 1939 года, ЛАПШИНА Мария Дмитриевна — с 1940 года, ДЕВЯНИНА Анна Васильевна — с 1942 года, КАМЫШЕВА Пелагея Викторовна — с 1943 года, ЧИЛИКИНА Екатерина Андриановна — с 1942 года, ФАРАФОНОВА Пелагея Федоровна — с 1942 года, ЧЕСНОКОВА Мария Степановна — с 1941 года, АНИКЕЕВА Мария Егоровна — с 1942 года, ЧЕСНОКОВА Евдокия Николаевна — с 1936 года, ЛУКЬЯНОВА Ольга Филаретовна — с марта 1941 года, ДВОРНИКОВА Мария Павловна — с июня месяца 1943 года, БЕГИНИНА Серафима Павловна — с 1942 года.
49) Обвиняемый БАРКОВ, будучи осведомлен от КУНИЦЫНОЙ Лидии о существовании организации «ИПХ», разделял ее антисоветские установки. При его содействии была вовлечена в организацию некая Евдокия (фамилия не установлена).
Кроме того БАРКОВ в сентябре 1940 года и летом 1943 года среди окружающих его лиц восхвалял жизнь при царизме, клеветал на руководителя ВКП (б) и Советского правительства, распространял провокационные слухи и содержание фашистской листовки.
Все участники организации «ИПХ», в числе 49 человек, виновными себя признали полностью и показали, что они на путь борьбы против Советской власти встали в силу своих антисоветских убеждений.
В антисоветской деятельности обвиняемые изобличаются показаниями обвиняемых, очными ставками между ними, показаниями свидетелей, а так же материалами дела <…>.
http://www.histor-ipt-kt.org/DOK/Lipeck/D_44-217.doc