Речь о статусе жены и статусе рабыни. Вы утверждаете, что эти статусы равные. Позвольте полюбопытствовать: на основании чего? Ведь на самом деле, если такой разницы не было, то не было бы тогда и смысла вводить в божьем законодательстве дополнения про рабов и рабынь. Однако закон проводит четкое разграничение. Вы способны объяснить этот факт?
Я не говорил, что их статус был равным.
И подчеркнул единственную разницу.
В том случае, если глава семьи умирал не оставив завещания,
то дети жены автоматически наследовали имущество отца.
Дети наложницы автоматически его НЕ наследовали.
А в остальном разницы не было, все зависело от воли господина-мужа.
Вот например, в
3Цар.1:17 жена называет себя рабой.
Приведите цитаты из Библии, где говорится о том, что «у рабыни могли быть свои слуги/рабы».
Вот например к еврейке Есфирь приставили нескольких девиц
в качестве прислуги/рабынь еще до того, как ввести к царю.
Ее статус в тот момент был просто рабыня из покоренных евреев.
Например, под началом старшего раба Авраама
находились другие рабы,
(Быт.24:2)Так же Иосиф в доме Потифара распоряжался другими рабами.
Как уже говорил, и в нашем обществе при соответствующих условиях возникают те же самые отношения.
Виктор, у меня большая просьба не засорять комментарии по поводу «нашего общества».
Не согласен. Это важный момент. Вам не нравится
практика узаконенного рабства в Израиле?
Но даже спустя 2000 лет ничего нового общество не придумало.
У нас те же самые проблемы и методы их решения.
В некоторых вопросах их законодательство было лучше.
Например, получал свободу раб, покалеченный хозяином.
А у нас ничего подобного.
Заключенный, избитый "хозяином", будет от звонка до звонка...
Не надо юродствовать. Жена – хозяйка. Она руководит работами по дому, командует слугами и рабами. Вроде «зам. мужа», даже более того – совладелец предприятия (домашнее хозяйство). Все остальные – работники, наемные или рабы. При этом наемник отличается тем, что получает оговоренную плату, лично свободен (может порвать контакт) и законодательно защищен. Раб всех этих прав не имеет. Вот почему для раба актуален юбилейный год.
Это ваши фантазии и не более. В книге Есфирь прекрасно
показано положение женщины в те времена.
И не простой женщины - царицы.
Царь напился и велел царице выйти, показать пред всеми свою красоту.
По видимому, речь идет о стриптизе.
Она отказалась и за это была лишена статуса жены.
Чем она отличалась от рабыни? Практически ничем.
Все ее привилегии она получала лишь по воле господина-мужа.
Вы крупно ошибаетесь. Вот что говорит комментарий Раши на стих 20: "ему должно быть отмщено (он должен нести кару). Смерть от меча"
Нет, Виктор, это вы крупно ошибаетесь. Во-первых, потому что прибегаете к комментариям средневекового толковника. У Раши была не только цель реконструировать «как оно было», но еще и цель «согласовать с текущим моментом». Во-вторых, сообщите источник цитирования.
Уже сказал - это комментарий Раши. Здесь я с ним согласен.
Во многих других случаях есть лучшее объяснение, чем у Раши.
Среди различных равноправных вариантов прочтения
я сознательно выбираю
наиболее оптимистичный.
Вы - как вам угодно.
Ну что, Виктор, есть чем крыть или будете забалтывать?
Принял к сведению как еще одно Любопытное мнение. И не более.
Потому что существует более оптимистичный взгляд на эти заповеди,
чем у Раши или у вас. И не менее аргументированный.
Конечно, был. В отношении свободного происходит следующее: а) доказана связь между побоями и смертью (срок - сутки) – смерть виновника. б) не доказана связь между побоями и смертью (срок - сутки) – виновник наказывается по принципу «зуб за зуб».
... в том случае, если было видимое повреждение тела.
А если не было видимого повреждения тела, то не было
возможности доказать, что человек умер от побоев,
если он пережил эти сутки.
По Божьей воле это был один закон и для свободных, и для рабов.
И одна была заповедь для всех
"не убивай"Именно заповеди скрижалей были основой многих других
И как видим, в скрижалях не делается различий между людьми.
А выше 10 заповедей скрижалей только две главные,
"на которых утверждены закон и пророки":
"возлюби Бога" и "возлюби ближнего"Если бы вы не забыли об этой иерархии заповедей,
то не сделали бы таких нелепых ошибок.
Это, как обычно, вам так оптимистически кажется. Для того чтобы через сутки установить причиной смерти побои – мед. экспертиза в современном смысле и не нужна. Я не говорю о разных экзотических случаях, но в подавляющем большинстве смертельных избиений эта связь очевидна. Виктор, вам когда-либо приходилось видеть человека, получившего тяжкие телесные повреждения? Судя по всему – нет. Иначе оптимизма у вас было бы меньше.
Опять вы не поняли. Я же подчеркнул, что в случае тяжких телесных повреждений действовал другой принцип "глаз за глаз", "зуб за зуб".
Заповедь, освобождающая от ответственности, если избитый
пережил сутки подразумевала, что видимых телесных повреждений нет.
Например, ударили человека палкой по спине. Может, даже синяка нет.
А он возьми да умри на третий день. Виновен ли хозяин в смерти?
Без современной мед.экспертизы узнать невозможно.
Если вам не нравится этот текст, давайте рассмотрим ваши поправки к нему...
Продолжаем юродствовать?
Иначе говоря, вы не способны предложить
более гуманный закон в тех условиях.
Я так и предполагал.
Ну надо же! А мы еще раз прочитаем, но внимательно (смотрим на красный цвет):
«Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб». Так виднее стало?
Что стало виднее?
Разве здесь говорится, что это наказание тому хозяину?
Ничего подобного.
Виктор, рабство = «исправительная система» и избиение раба = «дискредитация системы» - все это ваши фантазии. Вы их доказываете, я – опровергаю и привожу свою точку зрения. Так вот, при доказательстве фантазии вам нужно опереться на факт (в нашем случае – цитата из Библии), а не на другую фантазию.
Странные выдвигаете требования.
Библия практические нигде не поясняет смысл заповедей.
Бог предоставил нам самостоятельно думать на эту тему.
Я предложил свой вариант объяснения.
Если у вас есть лучшее объяснение, то рассмотрим.
Если лучшего нет - до свидания.
Каждый выбирает то объяснение, которое ему лично ближе и понятнее.
Указание отпускать покалеченного раба на свободу НЕ заменяет собой наказание его хозяина за преступление. Раб становится свободным. А теперь его бывшего хозяина следует судить, как покалечившего свободного человека. В той же самой главе сказано, какое наказание положено за это.
А вот это уже не фантазия, а аргумент. Но, к сожалению, не подтвержденный. Или цитату – или забываем. Пока что против вашего тезиса текст: «пусть отпустит их на волю за глаз», «пусть отпустит их на волю за зуб».
Заметьте, это то, что
он должен сделать. И это не является наказанием.
А ниже написано, что
общество должно ему сделать в качестве наказания.
Ваша фантазия, что наказание хозяина заключалось в том,
что раб становился свободным, не имеет подтверждения в тексте.
По Божьему закону, не может являться наказанием сделать
человека свободным.
Почему вы думаете о людях плохо?Я полагаю, что для большинства людей радостно видеть,
когда человек выходит на свободу. Какое же это наказание?
Увы, Виктор, это вам нужно читать внимательнее. Если бы это сделали, то увидели бы, что закон рассматривает 3 ситуации с волом:
1. Вол забодал по халатности, убит свободный (21:29) – хозяин вола виновен (смерть);
2. Вол забодал не по халатности (случайно), убит свободный (21:28 ) – хозяин вола не виновен;
3. Вол забодал по халатности или не по халатности (случайно), убит раб (21:32) – хозяин вола виновен (наказание - штраф).
Это опять ваша фантазия, которая ничем не подтверждена.
Вот другой вариант прочтения:
Если вол забодал случайно, свободного или раба,
то хозяин вола не должен быть убит. Но если это был раб,
то стоимость раба он должен возместить хозяину раба.
Если же вол забодал по халатности свободного или раба,
то хозяин вола подлежит смерти.
рабыню можно было изнасиловать, и тогда насильника ждало более либеральное наказание (не смерть). Это где вы такое прочитали?
Вы все-таки плохо или выборочно читали мои первые посты. Да и Библию, как я понял, тоже читаете выборочно. Вот где это: Левит 19:20-22. Приятного прочтения.
Вы опять понимаете этот стих так, как вам ближе и понятнее?
Но на самом деле, смысл там другой. Вот перевод от Раши:
И если муж ляжет с женщиной с излиянием семени, а она - рабыня, мужу назначенная, полностью не выкупленная, или вольная не дана ей, взыскание будет (ей), смерти же не будут преданы, ибо воли не получила"[/list]
Как видим, наказанию подвергается только эта женщина
(или они оба, как в другом переводе)
Отсюда понятно, что здесь
речь не об изнасиловании идет, но о согласии между ними.
Если надо, я комментарий Сончино приведу для ясности.
Напомню, что ваш первоначальный тезис был такой: у евреев рабства не было! "Оптимизм" до добра не доводит.
Не совсем так. У евреев были более гуманные законы о рабстве,
чем в нашем обществе.