Но это вовсе не означает, что Бог говорил все это за неделю до исхода из Египта.
Виктор, я ж не по «самоучителю» сверяюсь с Вашими идеями. Открываю Пятикнижие (чего и всем советую):
1И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;Читаем следующее (по складам, хором; не могёте самостоятельно – повторяйте за мной):
Сказал кто? –
ГосподьСказал где? –
в земле ЕгипетскойСказал кому? –
Моисею и АаронуСказал что? –
Сказать всему обществу сынов Израилевых, чтобы они взяли.
Взяли кого/что? –
каждый одного агнца по семействамВзяли когда? –
десятого числа сего месяцаМесяца какого? –
сего. Того, в который им это [было] сказано.
Будем спорить, что сказано было не до десятого числа, а после?
Будем спорить, что в Исх.12 упоминается не только 14-е число, но и десятое?
Будем вырастать из коротких штанишек или по-прежнему смотреть в Книгу и видеть … [жест высокоразвитых ангелов]?
Вот как это было... (трактат Песахим)
Примерно так же, как с Гайдаем, снимавшим кино про Ивана Васильевича.
Это я к тому, что написание Вавилонского Талмуда датируется 5-6 веком н.э. - как минимум на 400 лет позже разрушения Второго Храма. Срок более чем достаточный для появления желаний и возможностей придать былым временам некоторые черты «Золотого Века». Вернемся к тексту Второзакония и обратим внимание на:
5Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе;и
7и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твоиЯ, конечно, не раввин, но рискну истолковать Господни предписания как относящиеся к тому периоду, когда собственных стационарных жилищ у евреев не было вообще – ни одного. Кочевали они 40 лет, покинув Египет, и кочевать еще не перестали: жили в шатрах. Поэтому «жилища, которые даст тебе» подразумевались не построенные, а занятые (захваченные). По каким-то причинам они (наравне с шатрами) считались "некошерными" для вкушения пасхи. Если же руководствоваться стихом 7 буквально и неукоснительно, то проведение седеров на дому в кругу семьи придется признать прямым нарушением Торы, и вопрос учеников «где хочешь есть пасху?», заданный до разрушения Храма, становится бессмысленным если не провокационным.
Придется считать дома,
построенные евреями, подходящими для вкушения пасх. Разбираемся с местом приготовления. Храмовая гора??? Ладно, любовь иудейских писарей к астрономическим цифрам опровергать не будем: любовь она и есть любовь, рациональным опровержениям не поддается. Останусь при своих 5000. Но тушка годовалого барана это 12-15 кг, быстрее чем за полтора часа не прожарится. И не картошка – по нескольку десятков за раз в одном кострище не испечешь. Полторы-две тысячи костров в три смены. Либо еще радикальнее – 5000 костров единовременно, в сумерках («Лишь только смеркалось, все выходили и жарили»). Площадь «горы» 500×600 локтей. При Ироде Великом территория была реконструирована и расширена, но все равно не для пяти тысяч костров.
Вариации на тему Ноева Ковчега, однако…
Теперь что касается процедуры заклания. Вместо живой очереди Трактат предлагает отсечку трех смен. Численность одной смены ограничена в таком случае размером
азары (внешнего двора) - квадратом 135×135 локтей. Странно, что написано о
внешнем дворе, жертвенник-то располагался во внутреннем. Размеры внутреннего чуть больше - 135х190, но конфигурация сложнее: столы, умывальники, ряды бревен, ряды колец для привязывания жертв, ступени отделяющие священническую территорию двора от общей, колоннады… Кроме того, сам Жертвенник – сооружение не из мелких (32х32). При каждом баране один израильтянин, плюс священники с блюдами, плюс служители без блюд, плюс возможность передвигаться от жертвенника к крючьям и обратно без суеты и давки.
Вот я и думаю: не было ли «заклание в Храме» клановой/сословной привилегией - «только для левитов», например? А потом, по прошествии изрядного времени, объединено и попутано с пасхальными жертвами всесожжения, которые надлежало приносить в праздничную неделю всем иудеям поголовно.