Остальные типы я обрисую только если кому-то интересна эта классификация вообще.
Т.к. классификация "кому-то интересна" я разберусь с ее критикой позже, а пока рассмотрю остальные типы атеизма.
4-й тип. Атеист-экзистенциалист.
Атеист-экзистенциалист - это психический тип атеиста, который исходит не из наблюдения за историей или природой, как предыдущие типы атеизма и опирается не на разум, а на чувства и интуицию. Его с детства интересует загадка смерти, умирания, одиночества человека в этом мире. Одновременно с этим его сильная влюбленность в окружающий мир ведет его к отрицанию аскетической стороны в религии, а от этого - к отрицанию самой религии. Религия для этого человека может быть только помехой для осознания конфликта между ним самим и окружающим миром. Несправедливость смерти и зла, возлагание на Бога ответственности за смерть, зло и грех людей - это движущий нерв такого атеизма. Бесчувственность или лицемерие верующих, которые "считают, что сострадают" - достаточно почитать Ф.Ницше, чтобы убедится в этом. Религия, особенно организованная для этого типа человека не иллюзия, а самообман и возникает не из социальных условий (борьбы классов, формы отчуждения), и не из природных условий (страх перед Богами, неумелая гипотеза объяснения), а из страха перед бессмыслицей, страданиями и смертью, из бегства от единственной реальности, которая ожидает человека (как считают атеисты этого типа - от смерти или от безумия). Такими атеистами были Сартр и Камю. Таких атеистов много в современном мире - все атеисты-музыканты радикальных стилей, модные современные писатели и проч. Человек перестал быть антропоцентристом и стал циником. Все ценности развенчаны - осталась одна ценность и она равняет всех - смерть.
Кстати, атеисты этого типа часто любят высмеивать научные мифы, их считают обскурантами, они доверяют разуму, но не слишком, "жизни" они доверяют больше. Под жизнью они подразумевают стремление к смерти, умирание.
Кто хочет узнать об этом типе - почитайте романы А. Камю. Там все есть. Единственное, что для данного атеизма исключено - это любая сакральность. "Если Ставрогин и верует, то не верует, что он верует. А если не верует, то не верует, что он не верует" (А. Камю).
5. Атеист-скептик. Крайне редкий тип атеизма.
Атеист- скептик - это редкий вид атеиста в наше время, в древнем мире их было больше. Бессилие перед богами, перед судьбой и проч. вызывало скептическое отношение к жизни. Скептик отрицает религию потому, что ничего не утверждает. Это люди, которые были очень воспитаны и которых в детстве интересовало многое, но ни к чему они не привязывались или люди, уставшие от жизненных неудач. Настроение их часто менялось, никогда не оставалось одинаковым, пока они не "застыли". Свои чувства они перенесли на разум. Скептики - это уставшие "догматики". Таких скептиков много в политике, но религиозных и атеистических скептиков - меньше. Я думаю, что никогда не встречал лично такого атеиста, но что он существует как тип или по крайней мере существовал в античные времена.
6. Атеист-вульгарный материалист (механицист).
Атеист этого типа сегодня нередок и совпадает с разновидностями "диалектического-материалиста", кроме того, что это всегда "технарь". С детства любит машины, механизмы и природу рассматривает как машину (и человека тоже). Бог ему не нравится, т.к. Бог - это не объект, а Субъект, Он не может быть представлен как машина, отсюда и отрицание. Механицисты любят прочное, детерминированное, надежное, в социальной сфере ищут незыблемые, прочные законы, веруют в порядок, государство, но тем не менее ищут разумности в законах и против "обычаев", правил. Чаще всего это либералы. Да и первые вульгарные материалисты - Ламетри, Гольбах и проч. были именно такими.
Отношение к религии этого атеиста самое для верующих отвратительное. В религии он видит "поповскую выдумку", то есть не иллюзию и не фантазию, а злобное суеверие и мошеннический обман - ничего более. Многие атеисты других типов заимствуют это отношение к религии у данного атеистического типа, хотя для истматчиков или диалектиков например - это будет абсурдом, а для экзистенциалистов - грубой ошибкой (с точки зрения их же мировоззрений).
7. Атеист- неофрейдист.
Этот тип в целом похож на экзистенциалиста, только вот характер иной. Экзистенциалиста интересовала загадка тьмы, смерти и страдания, несправедливостей, а неофрейдиста - жизнь, пол, размножение, сон - то есть феномены живого организма. Там он видел источник проблем и источник их решений. Подрастая, уже подростком, его интересовали межличностные отношения, психология людских контактов, не их философское объяснение, а именно жизненная психология. Отсюда он обратился к Фрейду, а затем к Юнгу и Фромму. Религию данный тип толкует как не просто иллюзию, а фантазию человечества о безмятежной жизни, как мифически-символьную систему, которая совершила много хорошего в жизни человека. Обычно атеист этого типа выделяет гуманистический религиозный тип (открытый жизни, любви и пр.) и авторитарный (любящий власть, насилие). Подобные типы он находит в любой религии. Собственно и религию данный тип атеиста критикует только за то, что внутри себя, в своих догматах она не сумела противостоять насилию, а его увековечила. Но этот атеист хочет исправить положение. Бог для него - это "Сверх-Я", которое человек должен интериоризировать на первом этапе (перевести моральные нормы внутрь себя), чтобы потом, на втором этапе разделить со всем человечеством.
Ну и наконец. Самый массовый современный тип атеизма.:
8. Безверующий атеист или "атеист по привычке" (атеист-гедонист). Атеист безверующего типа часто встречается нам. Он не знает о Боге и о религии ничего, кроме поверхностных клише. Собственно и атеистом его назвать нельзя в полной мере. Усвоив поверхностные тезисы о вреде религии (надерганный им из разных антирелигиозных сочинений), он пользуется ими к месту и не к месту. В детстве его манили различные удовольствия и наслаждения и вырос он, большой ребенок, именно для того чтобы наслаждаться. Религия как и любая аскеза ему противна. Жизнь, аргументирует он, дается 1 раз и должна быть проведена в земных удовольствиях. Собственно.... Вот и все....
Надо сказать, что миссионерская деятельность среди этих психологических типов атеистов должна проводиться по разному. Во первых, сколько типов атеистов, столько же и типов верующих. Например.
Атеист первого типа (истматчик) может быть обращен только после дискуссию о социальных и исторической роли религии в обществе. Если атеист этого типа поймет, что социальная роль религии никогда не была доминирующей в большинстве религий, тогда отпадут и претензии, а также и объяснение сущности религии как "эксплуататорской" и "отчуждающей" иллюзии. Если религия изначально не стремилась играть социальную роль "громоотвода" и тяготилась ей, тогда рушиться базовая часть аргументов атеиста данного типа.
Атеист второго типа (диалектик) может быть обращен только через религиозно-философские аргументы. Его убедят только философские доказательства, но не доказательства бытия Бога (богословие), а доказательства того, что без допущения Бога мир и его материальные системы закономерно обращаются в абсурд. Это я пытался проделать в другой теме "Противоречия материалистического атеизма", истмат я там не трогал. То есть собственно, обращение не последует сразу после дискуссионного уничтожения или обесценивания аргументов, т.к. вера - это длительный процесс, скорее это уничтожит почву для атеизма.
Атеист третьего типа (агностик-позитивист) может быть подготовлен к терпимому отношению к вере только через разоблачения естественнонаучных и технократических мифов, а также через подведения его к осознанию различий между наукой и философией. Так что как ни парадоксально, но атеиста третьего типа сначала необходимо психологически превратить в атеиста второго типа, а уже потом убеждать его терпимо относится к религии. Ну а если перед Вами агностик, то подойдут и аргументы против "средней позиции" даже атеистического характера.
Атеист 4 типа не может быть убежден рационально вообще (т.к. его к атеизму не рациональные аргументы привели, рациональные аргументы для него только щит) . Атеиста 4 типа можно обращать только через разоблачение его представления о религии как о паллиативе смерти, а это возможно лишь в процессе деятельности, живого примера. Если атеист 4 типа на примере убедится, что верующий смерти может не боятся, это уже сильно поколеблет его неверие. Ну а если он убедится, что не все верующие - тупые фанатики, то это уже шаг вперед.
Атеист 5 типа скептик. Не знаю чем он может быть обращен, так что его пропускаем.
Атеист 6 типа может быть убежден простыми научными примерами. То есть он опять же должен быть приведен к позиции атеиста 2го или 1го типа, а уже затем с ним надо вести беседу.
Атеист 7 типа "неофрейдист" - его легче всего переубедить, т.к. он единственный тип атеиста, который не считает религию вообще злом или иллюзией, но только фантазией. Просто нужно рассмотреть психологию религиозного переживания, чтобы он убедился, что без наличия субъекта она не возможна, но что этим субъектом не может быть человек.
Атеист 8 типа (безверующий гедонист) убеждается в неверности своих взглядов указанием на случайность, хрупкость и переменчивость жизненных обстоятельств. Собственно атеиста 8 типа, чтобы его переубедить, нужно привести к позиции 4 типа.
Я представляю какую бурю негодования вызовут рассуждения о том, как надо обращать атеистов в веру, т.к. вера для атеистов что-то вроде умственной болезни, а религия - вроде чумы. Тем не менее я открыто размещаю здесь это рассуждение, без которого анализ психологии атеизма с точки зрения верующего - невозможен.