Автор Тема: Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции?  (Прочитано 15087 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?

Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.

Два самых цитируемых научных журнала — Nature и Science — опубликовали в этом месяце обзорные статьи, посвященные проблеме происхождения религии. Вряд ли это может быть случайным совпадением. Поиск естественнонаучных объяснений одного из самых загадочных аспектов человеческой культуры в последнее время привлекает всё большее внимание ученых. Дело тут не столько в новом витке противостояния науки и религии (см.: Человек не был создан по образу Божию, «Элементы», 18.06.2007), сколько в быстром прогрессе нейробиологии, антропологии, эволюционной и экспериментальной психологии и смежных наук, что позволило ученым всерьез заняться теми областями человеческой культуры, в которых до сих пор безраздельно хозяйничали теологи и философы. «Эволюционная этика» — это уже вполне оформленное и признанное научное направление, а сегодня на наших глазах быстро набирает силу также и «эволюционное религиоведение». Интерес к этой теме растет не только в научном сообществе, но и среди широкой публики. Этому в немалой степени способствовала сенсационная книга Ричарда Докинза «The God Delusion», которая на днях вышла на русском языке под названием «Бог как иллюзия».

Вирус мозга?Идеи Докинза о причинах широкого распространения религии в человеческих обществах изложены в статье «Вирусы мозга». Докинз полагает, что распространение компьютерных вирусов, обычных биологических вирусов и религиозных идей основано на одном и том же механизме. «Эгоистичный» и вовсе не обязательно приносящий пользу своему носителю фрагмент информации может самопроизвольно распространяться в системах, специально предназначенных для исполнения и копирования (размножения) определенных инструкций. Главное, чтобы код «информационного паразита» совпадал с тем, к которому приспособлено данное считывающе-копирующее устройство.

Клетка идеально приспособлена для выполнения и копирования инструкций, записанных в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК или РНК. Поэтому живые клетки — идеальная среда для распространения информационных паразитов (вирусов), представляющих собой записанные тем же кодом инструкции: «размножай меня», «синтезируй для меня белки, которые позволят мне проникнуть в другие копировальные устройства».

Компьютер специально предназначен для выполнения и копирования инструкций, записанных в виде условных последовательностей нулей и единиц. Поэтому компьютеры — идеальная среда для распространения паразитических программ, записанных тем же кодом и содержащих инструкции: «размножай меня», «выполни такие-то действия, которые обеспечат мне проникновение в другие копировальные устройства».

Наконец, человеческий мозг (особенно детский) специально приспособлен для усвоения, выполнения и последующей передачи другим людям инструкций, «записанных» при помощи тех средств коммуникации, которые присущи человеку. Дети охотнее верят тому, что говорят им взрослые, нежели собственным глазам (см.: Детские ошибки помогают понять эволюцию разума, «Элементы», 07.10.2008). Могут ли в подобном «копировальном устройстве» не завестись вирусы? Типичный пример вирусов мозга — это всем известные «письма счастья»: «Кто разошлет это письмо десяти своим друзьям, у того сбудется самая заветная мечта! Кто этого не сделает, того постигнет несчастье!» Нетрудно заметить, что большинство религий используют схожие средства воздействия на «копировальное устройство»: верные спасутся, неверных «зохаваит» Ктулху.

Взгляд на религию как на «вирус мозга» — лишь одна из идей в рамках более общей концепции, согласно которой религия — побочный продукт (не обязательно полезный) эволюционного развития каких-то других свойств человеческого мышления.

Другая концепция, которой ученые тоже уделяют значительное внимание, предполагает, что религия (точнее, склонность человеческого мозга к генерации и восприятию религиозных идей) является, по сути дела, полезной адаптацией, развившейся в ходе эволюции наряду с другими полезными (адаптивными) свойствами мышления.

Эти два подхода вовсе не являются взаимоисключающими. Нередко побочный продукт какого-либо эволюционного изменения одновременно оказывается (или впоследствии становится) полезной адаптацией. Даже вирусные инфекции, обычно вредные, иногда могут в долгосрочной перспективе оказаться благом (см.: Предки человека заимствовали полезные гены у вирусов, «Элементы», 22.10.2008).

Побочный продукт?
Опубликованное в журнале Nature эссе французского антрополога и когнитивиста Паскаля Буайе, или Бойера (Pascal Boyer), преподающего в последние годы в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, посвящено в основном проблематике первого из двух подходов (идея «побочного продукта»). Буайе отмечает, что многие специфические особенности человеческого мышления делают нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям.

Психологические эксперименты показали, что далеко не все религиозные идеи, которые есть у людей, являются вполне осознанными. Например, люди на словах могут признавать, что Бог всемогущ и поэтому способен заниматься множеством дел одновременно. Но в ходе специального тестирования выясняется, что на бессознательном уровне люди считают иначе — что Бог все-таки решает проблемы по очереди, одну за другой. «Антропоморфизм» в представлениях людей о божестве проявляется также в том, что богов наделяют чисто человеческими особенностями восприятия, памяти, мышления, мотивации поступков. Многие из этих воззрений не осознаются самими верующими и часто вступают в прямое противоречие с той верой, которую они исповедуют на сознательном уровне.

Более того, бессознательные представления о свойствах божества удивительно схожи у самых разных культур, несмотря на кардинальные различия самих религий, то есть осознанных верований. Это сходство может проистекать из особенностей человеческой памяти. Эксперименты показали, что люди лучше всего запоминают те истории, в которых есть сочетание двух составляющих: естественной и реалистичной человеческой психологии (мыслей, намерений) и чудес, то есть нарушений физических законов (прохождение героев сквозь стену, левитация и т. п.). Очевидно, эта специфическая черта человеческой памяти могла способствовать успеху историй о богах.

Еще одна специфическая черта нашей психики — умение вступать в «социальные отношения» с лицами, в данный момент отсутствующими. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы. Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека — полезнейшая адаптация, но у нее есть неизбежные побочные следствия. Среди них — такие широко распространенные явления, как стабильные, реалистичные и эмоционально насыщенные «взаимоотношения» людей (особенно детей) с вымышленными персонажами, героями, умершими родственниками, воображаемыми друзьями. Отсюда до религиозных верований — один шаг.

Эти рассуждения помогают понять, почему в большинстве культур потусторонние существа так озабочены вопросами морали (то есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя). «Бог знает, что я украл деньги», «Бог знает, что я ел кашу на завтрак» — эксперименты показали, что люди находят первое из этих двух утверждений более «естественным».

Изучение компульсивного (навязчивого) поведения у животных и людей (в том числе у детей и психически больных) помогает пролить свет на природу ритуалов — повторяющихся стереотипных действий, выполняемых с удивительным упорством, но обычно не приносящих никакого видимого результата. В мозгу человека и животных имеются сложные «защитные» контуры, помогающие избегать хищников и других опасностей (например, инфекций). Активация этих контуров ведет к защитным поведенческим реакциям (осмотреться — нет ли хищника, вылизать шерсть, поискать в ней паразитов и т. п.). Гиперактивация этих мозговых структур может приводить к патологическим формам поведения. Религиозные предостережения о «нечистоте», о невидимой угрозе со стороны злых духов и бесов, несомненно, падают на хорошо подготовленную почву. Поэтому и соответствующие ритуалы («очищение», «ограждение священного пространства») выглядят психологически привлекательными.

Люди отличаются от других приматов способностью образовывать очень большие коллективы (объединения, коалиции) неродственных индивидуумов. Это чрезвычайно «ресурсоемкое» в интеллектуальном плане поведение. У обезьян имеется четкая положительная корреляция между размером мозга и максимальным размером социальной группы. На основе этой корреляции можно рассчитать, что человеческий мозг в состоянии обеспечить эффективное функционирование группы из 150 индивидов, но не более. Между тем люди издавна образуют куда более многочисленные коллективы (и это во многих случаях дает им огромное адаптивное преимущество).

У обезьян уходит так много интеллектуальных ресурсов на общественную жизнь, потому что они полагаются на механизм взаимного альтруизма (ты мне — я тебе), а для этого нужно каждого сородича знать лично, поддерживать с ним какие-то взаимоотношения, помнить историю этих отношений и знать «моральную репутацию» каждого члена коллектива.

Мозг человека не мог увеличиваться до бесконечности, поэтому пришлось вырабатывать специальные адаптации, чтобы сделать возможным функционирование больших коллективов, в которых не все знают друг друга лично. Одной из таких адаптаций стала способность подавать, распознавать и высоко ценить сложные, дорогостоящие и трудно подделываемые сигналы, смысл которых — «я свой», «я один из вас», «я хороший», «мне можно доверять».

Религии сумели использовать к своей выгоде и это свойство человеческой психики. Не случайно во многих религиях придается большое значение самым «дорогостоящим», изнурительным ритуалам, а также верованиям, которые кажутся чуждыми и нелепыми представителям всех прочих религиозных групп. Часто считается доблестью верить во что-то особенно нелепое как раз потому, что в это так трудно поверить. Люди таким образом доказывают другим членам группы собственную лояльность и готовность следовать групповым нормам просто потому, что «так у нас принято».

Буайе допускает, что в будущем наука сможет найти факты, подтверждающие адаптивную (приспособительную, полезную) роль предрасположенности человека к принятию религиозных идей. Пока же, по мнению исследователя, большинство данных указывает скорее на то, что религиозное мышление есть неизбежное следствие (читай: побочный продукт) определенных, в том числе адаптивных, свойств нашей психики. Такими же «побочными продуктами», по-видимому, являются музыка, изобразительное искусство, мода и многие другие аспекты культуры. Религия успешно использует в собственных интересах особенности человеческого мышления благодаря своему умению производить так называемые «сверхстимулы» (super stimuli). Изобразительное искусство предоставляет нам более симметричные и насыщенные образы, чем те, что можно наблюдать в реальности. Религия же предоставляет нам упрощенные, идеализированные и «концентрированные» образы отсутствующих важных личностей, усиленные и сильно стилизованные комплексы «защитных действий».

Таким образом, происхождение религии не является чем-то абсолютно уникальным, да и в мозге нет специального отдела, «заведующего» религиозными идеями. Разные мозговые структуры отвечают за разные аспекты религиозного мышления и поведения (моделирование отношений с отсутствующими или воображаемыми лицами, ритуализованные действия, демонстрации лояльности и т. д.). По мнению автора, идея Бога кажется нам убедительной по одним причинам, ритуалы привлекательны по другим, моральные нормы кажутся «естественными» по третьим.

Буайе подчеркивает, что современные научные данные вступают в резкое противоречие с одним из ключевых утверждений большинства религий — а именно с утверждением о том, что у истоков существующих религиозных систем лежали факты прямого вмешательства со стороны божества (явления народу, чудеса и пр.). Современные научные данные убедительно свидетельствуют, что для возникновения религий не нужно никаких чудес. Единственное, что необходимо для появления веры в сверхъестественные существа, — это нормальный человеческий мозг, обрабатывающий информацию самым естественным для себя образом.

Признание всех этих фактов, скорее всего, ничуть не поколеблет убежденность верующих в истинности их веры. По мнению Буайе, религиозное мышление — это наиболее удобная, естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей. Поэтому, по мнению Буайе, неверие — это не тот товар, который с легкостью найдет себе массового потребителя.

Для правильного понимания идей Буайе следует иметь в виду, что он еще в начале своего эссе специально подчеркнул, что «естественное» — не обязательно значит «хорошее», «правильное» или «полезное». На таком примитивном толковании эволюционных закономерностей человечество не раз спотыкалось (достаточно вспомнить кошмарные последствия увлечения евгеникой в первой половине XX века), так что не стоить повторять старые ошибки.

Полезная адаптация?
В обзорной статье канадских психологов Ары Норензаяна (Ara Norenzayan) и Азима Шарифа (Azim Shariff) из Университета Британской Колумбии, опубликованной в журнале Science, обсуждаются доводы «за» и «против» идеи о том, что религия является полезной адаптацией, способствующей сплоченности коллективов. Многие ученые допускают, что религия может стимулировать людей к «просоциальному» поведению (то есть к заботе об общем благе, в том числе и с ущербом для себя).

Действительно, большинство религиозных систем открыто поощряет просоциальное поведение. Поэтому мысль о том, что религия могла возникнуть как адаптация, повышающая приспособленность (репродуктивный успех) индивидов, живущих большими коллективами, кажется вполне правдоподобной. Однако до недавнего времени дискуссии на эту тему оставались чисто спекулятивными: реальных фактов было известно слишком мало.

Одна из трудностей, с которыми сталкивается «адаптационистский подход», — это громадное разнообразие религиозных верований, причем имеющиеся различия между культурами не удается объяснить с позиций их приспособительного значения. Многие божества «следят» за соблюдением моральных норм — вера в них теоретически может способствовать процветанию группы, — однако люди охотно верят и в те потусторонние силы, которым нет дела до нашего морального облика.

Норензаян и Шариф таких богов, безразличных к морали, в своей статье почти не обсуждают, оставляя их, видимо, на усмотрение сторонников концепции «побочного продукта».

Авторы полагают, что если религия действительно адаптивна, ее «полезность» должна быть связана прежде всего со стимуляцией просоциального поведения, а также с потребностью людей постоянно доказывать ближним свои высокие моральные качества, благонадежность и готовность жертвовать личными интересами на благо общества. Как известно, большой коллектив неизбежно развалится, если у него нет эффективных средств выявления и обезвреживания эгоистов-нахлебников, паразитирующих на чужом альтруизме. Поэтому в ходе биологической и культурной эволюции должны были выработаться, во-первых, надежные способы выявления и наказания обманщиков и притворщиков, во-вторых — эффективные средства для поддержания собственной репутации в большом коллективе (чтобы самого, не дай Бог, не выявили и не наказали).

Предположение о том, что религия имеет адаптивную природу и стимулирует просоциальность, позволяет сделать ряд проверяемых предсказаний. Например, в критических условиях шансы на выживание у группы, сплоченной общими религиозными верованиями, должны быть выше, чем у группы неверующих. Можно также ожидать, что в крупных человеческих обществах, которым удалось сделать «высокоморальное» (просоциальное) поведение нормой для своих членов, должна чаще встречаться вера в богов, которым моральный облик людей небезразличен.

В некоторых случаях эти и им подобные предсказания подтверждаются фактами. Например, социологические опросы показывают, что люди, которые часто молятся и регулярно посещают церковь, больше жертвуют на благотворительность, чем менее истовые последователи того же вероисповедания. Эта корреляция статистически достоверна и не зависит от уровня дохода, политических взглядов, семейного положения, образования, возраста и пола.

Однако у социологических опросов есть слабое место: они основаны на словах самих опрашиваемых, а ведь психологам хорошо известно, что в подобных ситуациях люди склонны преувеличивать свои заслуги, в том числе и бессознательно. Многочисленные эксперименты показали, что степень религиозности положительно коррелирует с тем, насколько сильно человек заботится о собственной репутации в глазах окружающих. Это ставит под сомнение достоверность результатов, основанных на самооценке опрашиваемых.

Более объективные данные можно получить в экспериментах, в которых испытуемый не знает о том, что его тестируют на просоциальность. Например, проводились опыты под условным названием «добрый самаритянин». Людям предлагали пройти в лабораторию для тестирования, а на пути «подкладывали» человека (актера), на вид больного и нуждающегося в помощи. Предложит испытуемый помощь больному или пройдет мимо? Оказалось, что это не зависит от религиозности испытуемого: верующие и неверующие вели себя в этой ситуации одинаково. В данном случае испытуемые не подозревали, что за ними следят.

В ряде других экспериментов положительная корреляция между религиозностью и просоциальностью все-таки выявляется, но только при определенных условиях. Попутно в этих экспериментах решался вопрос: что движет добрыми поступками религиозных людей? Мотивы тут могут быть разные — как чисто альтруистические (сопереживание и желание облегчить страдания ближнего), так и эгоистические (боязнь испортить свою репутацию в глазах Бога, окружающих или своих собственных).

Полученные данные свидетельствуют о том, что второй вариант мотивации встречается намного чаще. Корреляция между религиозностью и просоциальностью обычно выявляется лишь в таких контекстах, где на первый план выступают вопросы репутации. Очень показателен следующий эксперимент. Испытуемых спрашивали, согласятся ли они организовать сбор средств на лечение ребенка из бедной семьи. Половине участников сказали, что в случае согласия им действительно придется это делать. Второй половине сообщили, что даже если они согласятся, вероятность того, что их действительно попросят организовать сбор денег, невелика. Таким образом, люди из второй группы имели возможность без лишних затрат продемонстрировать Богу, себе и окружающим свои высокие моральные качества. В этом опыте положительная корреляция между религиозностью и «добротой» (просоциальностью) обнаружилась только во второй группе испытуемых. Получается, что религиозность склоняет людей скорее к альтруистической показухе, чем к настоящему альтруизму.

Во многих других экспериментах также было показано, что религиозные люди ведут себя более просоциально, чем неверующие, только в том случае, если за их поведением кто-то наблюдает. В анонимных экспериментах уровень альтруизма не зависел от религиозности.

Но как может верующий оказаться в «анонимной» ситуации, если, по его мнению, за всеми его поступками наблюдает Бог? Оказалось, что вера в божественное всеведение действительно способствует просоциальности, но только в том случае, если об этом всеведении человеку своевременно напомнят. Например, в экономических играх верующие ведут себя более просоциально, если перед игрой их знакомят с текстом, где упоминается что-нибудь божественное. Впрочем, точно такой же эффект дает и напоминание о светских институтах, контролирующих законность и мораль.

Интересные результаты дал сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых очень много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские (например, основанные на идеях коммунизма). Оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше, чем светские (см. рисунок). Это хорошо согласуется с идеей о том, что религия способствует просоциальному поведению (верности общине, готовности жертвовать личными интересами ради общества). Более детальный анализ показал, что выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов, чем более «дорогостоящие» ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше просуществовала община. Это исследование, как и ряд других, указывает на то, что изнурительные обряды, посты и тому подобное, во-первых, являются эффективными средствами убеждения окружающих в собственной лояльности (и поэтому община со строгим уставом надежно защищена от притворщиков и нахлебников), во-вторых, ритуалы служат постоянным напоминанием о божественном присутствии, снижая тем самым «анонимность» ситуации. Любопытно, что после внесения поправок на число «дорогостоящих» ритуалов выживаемость светских и религиозных общин статистически перестала различаться. Это означает, что именно ритуалы и ограничения, а не какие-то другие аспекты религии, играют главную роль в обеспечении устойчивости общины.

Сравнительный анализ разных человеческих культур показал, что те культуры, в которых принято верить в Бога или богов, следящих за моралью, распространяются гораздо быстрее и охватывают большее число людей, чем те, в которых боги безразличны к морали.

В нескольких экспериментах было также показано, что люди испытывают большее доверие к незнакомому человеку, если знают, что незнакомец — верующий. Как и следовало ожидать, этот эффект проявляется особенно четко в том случае, если оба испытуемых принадлежат к одной и той же религии и знают об этом.

Все эти направления исследований находятся пока на начальных стадиях развития, и поэтому нерешенных вопросов осталось еще очень много. Однако уже сейчас более или менее ясно, что религиозность может способствовать просоциальному поведению и повышать жизнеспособность группы, хотя этот эффект проявляется не всегда и имеет ряд ограничений.

Одной из «темных сторон» религиозной просоциальности является то, что она обычно направлена почти исключительно на членов группы, то есть на единоверцев. Многие эксперты считают, что альтруизм и просоциальность в человеческих коллективах с самого начала были неразрывно связаны с парохиализмом — враждебностью к чужакам (см.: Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству, «Элементы», 04.09.2008). Религиозная просоциальность отнюдь не является исключением из этого правила. «Разъединяющий» аспект религиозности подробно анализируется Р. Докинзом в книге «Бог как иллюзия». Однако экспериментальных данных, проливающих свет на эту проблему, пока крайне мало. Так что «эволюционным религиоведам» еще есть над чем поработать.
« Последнее редактирование: 24 Сентябрь, 2009, 03:23:24 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн sapiens

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 166
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 23 Сентябрь, 2009, 16:07:54 pm »
Спасибо.
Статья довольно-таки здОрово снимает недоумение по поводу живучести всех этих странных, с точки зрения здравого смысла, ритуалов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sapiens »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
(Нет темы)
« Ответ #2 : 16 Октябрь, 2009, 08:30:33 am »
Статью это я видел.

Полагаю, Религия является Культурным продуктом, как и  и любая другая Идея, и вообще Разум Человека.

Докинз же, говоря о "информационных вирусах мозга" и прочих самостоятельных "сущностях" своей меметики - попросту впадает или в идеализм, или в демагогию (когда отрицает их самостоятельность, - продолжая тем не менее рассуждения о как бы самостоятельном поведении мемов)  - на выбор...

Идеи, как Информация и Сознание - есть лишь свойство и действие их носителей.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Pilum »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Иван Пашук

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 102
  • Репутация: +0/-0
Все планетарные цивилизации через это прошли.
« Ответ #3 : 05 Октябрь, 2012, 01:12:18 am »
Автор темы сделал прекрасную подборку.
Почему не сделал ссылку на труды российского ученого?
Ваш непокорный слуга Иван Пашук основательно оседлал мировоззренческую доктрину, что пока ещё не имеет общепризнанного названия. Скорее всего, получит эпитет "космогоническая".
Вкратце суть сводится к тому, что
как в науке и технике, так и по мировоззренческим вопросам развитие планетарных цивилизаций идёт однотипным путём.
Богу поклонялись более великовозрастные цивилизации, нежели наша земная, богу будут поклоняться и те, что ныне пользуются примитивными каменными зубилами.
Отличия не существенные.  
Данный вывод мною будет подробно обоснован в теме "Антагонизму между атеизмом и религией пришёл конец".

Чтобы понять такую махину, как человечество, чаще следите за действиями и помыслами малых детей!

Даю пример.
Моему внучонку 4 года. Как-то в шутку брякнул, что на следующий год съездим на катере типа "Прогресс" на другой берег Сямозера, известного по фильмам "А зори здесь тихие" и "Холодное лето 53-го". При этом прихватим с собой и недавно купленный квадроцикл.
Дети такого возраста шуток, сказок, небылиц не понимают!
Парень дня три мучился над проблемой перевоза квадроцикла на маленьком катере. По-видимому, четко представляя, что людям и квадроциклу не разместиться. Тут он был прав на все 100%. Всё пытал меня, как будем плыть?
И наконец выдал.
-Деда, я придумал, как на тот берег плыть. Мы квадроцикл погрузим на прицеп. Так и доплывём.

И не важно, что прицеп чрезвычайно дырявый, к плаванию не приспособленный. В маленькой мозгу свершилось великое и благое действо Познания мира и себя. Пусть и ошибочное.

Монотеистические религии, однажды возникнув, так же и отомрут. По типичным закономерностям развития. Младенчество, юность, зрелость, старость. Прогресс и регресс.
Сегодняшнее их состояние - основательная пропитка трупным ядом накануне закономерной гибели.
Зародились религии, конечно же, с подсказки "космического деда". Не Ивана Пашука. Куда как посолиднее.

Отвечаю однозначно на вопрос автора.

Монотеистические религии  есть в целом полезная адаптация. К зарождению религий непосредственно причастен разумный космос. В разных регионах планеты Земля возникли отличные друг от друга религиозные воззрения по причинам массы различий этнического, социально-экономического и иных планов.
Религии никогда не были и никогда не будут застывшими, незыблемыми, несокрушимыми. Они в той же степени динамичны, диалектичны, что и само человечество.  Несмотря на то, что многие жаждут вечной консервации архаичных устоев.

Данные умозаключения подпитаны в том числе и Кораном.
Цитирую.

Коран, 5:101. Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам.
            13:12. Поистине, Бог не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн alexsey999

  • Новорожденный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0
Re:
« Ответ #4 : 19 Май, 2013, 11:19:20 am »
Цитата: "Pilum"
Статью это я видел.

Полагаю, Религия является Культурным продуктом, как и  и любая другая Идея, и вообще Разум Человека.

Докинз же, говоря о "информационных вирусах мозга" и прочих самостоятельных "сущностях" своей меметики - попросту впадает или в идеализм, или в демагогию (когда отрицает их самостоятельность, - продолжая тем не менее рассуждения о как бы самостоятельном поведении мемов)  - на выбор...

Идеи, как Информация и Сознание - есть лишь свойство и действие их носителей.

Как может являться религия идеей, если религия вселяется в человека фактически навечно, а идеи долго не живут... Так что это нечто иное.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн PPRT

  • Новорожденный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0
Очень подробно прочитал Р. Докинза. Всем рекомендую, от вирусов мозга надо когда то избавляться! :good2

Оффлайн karavanbashi

  • воинствующий атеист
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +7/-98
  • воинствующий атеист
ОКОНЧАНИЕ
------------------

4.1.  Идеологические инфекции.

Аналогии между распространением политико-идеологических систем и религий отмечались многократно. Эти аналогии относятся в основном к мировым религиям, которые в некотором смысле занимают промежуточное положение между первичными религиями и идеологическими системами.
Взаимоотношения между идеологическими и религиозными инфекциями напоминают взаимоотношения между инфекциями бактериальными и вирусными и столь же многообразны. Обычно идеология пытается подавлять религии, стремясь к монополии. Но нередко превращение религий в преследуемые секты оказывает на них стимулирующее воздействие. Например, русская православная церовь к ХХ веку находилась в состоянии глубокой деградации. Однако семьдесят лет жестокого отбора привели к появлению довольно устойчивых и вирулентных штаммов, адаптированных к новым условиям.
Идеология автократии успешно взаимодействует с христианством, подобно тому, как гонококк взаимодействует с бледной спирохетой, совместно ослабляя организм больного и нередко сохраняясь внутри клеток спирохет при попытках медикаментозного лечения. Православное христианство, по сути дела, превратилось в специализированного паразита, способного существовать лишь в симбиозе с государством. Вообще тоталитаризм и абсолютизм часто стимулируют распространение религий примерно так же, как уже упоминавшийся вирус СПИДа провоцирует развитие самых различных инфекций, подрывая основы естественного иммунитета (в случае религии - независимость мышления и способность к критическому восприятию общественных взглядов).
Сами по себе идеологии не обладают одним из важных факторов вирулентности религий: они не избавляют человека от страха смерти. Не все идеологии, хотя и большинство (в частности, практически все современные) обещают светлое будущее. Но зато идеологии, как и религии, удовлетворяют третьему важнейшему требованию массовой психологии: гарантируют сознание собственного превосходства и правоты. Еще одна приспособительная черта идеологий (свойственная религиям в меньшей степени) - стремление к созданию многомерной сети иерархических систем внутри человеческой популяции. Но эта область лежит за пределами тематики данной статьи.
В эволюции идеологий заметна тенденция к конвергентному развитию с религиями. За последнее тысячелетие помимо внутригосударственных идеологий возникало все больше “мировых”. В то же время почти все молодые религии, начиная с ислама шиитского толка и кончая мунизмом, имеют обширные сферы социально-политического приложения.
4.2.  Атеизм и эволюция религий.

В естественных условиях человек, как правило, не имеет врожденного иммунитета к религиозному заражению. Этнографам не известно ни одного народа или племени, которое не имело бы по крайней мере зачатков религии. Для возникновения атеизма требуется ряд условий, в частности, развитие научного свободомыслия и деградация господствующей религии. Впервые атеизм как система взглядов появился в античную эпоху, однако широко распространяться стал только в последние двести лет.
Быстрая смена образа жизни, развитие науки и образования в некоторых странах привели к перестройкам и росту разнообразия менталитета населения, что поставило мировые и местные религии в сложные условия. При всей их приспособленности к человеческой психике им стало не хватать универсальности. Знакомство с достижениями науки, с историей различных религий привело к тому, что многие представители просвещенных слоев общества начали освобождаться от веры либо сохранять ее в легкой форме. Особенно распространилось это явление в христианских странах в связи с глубокой деградацией христианства.
Однако попытки распространять атеизм искусственно имели лишь частичный успех. Для выработки иммунитета к религии, для освобождения от религиозной ифекции необходим также ряд врожденных свойств интеллекта. Поэтому многие люди, изолированные от религиозной пропаганды, быст ро создают себе причудливые суррогаты, начиная от всевозможных “оздоровительных систем” и кончая верой в НЛО.
И все же атеизм постепенно распространяется в странах с высоким уровнем жизни и образования.
 
5.  Профилактика религий.

Профилактика религий, идеологических инфекций и псевдонаучного мифотворчества сводится к просвещению. Образование должно быть деидеологизированным, максимально объективным, ориентированным на выработку независимости мышления и здорового скептицизма в отношении любой информации.
Такая иммунизация в раннем возрасте дает хорошие результаты даже в том случае, когда сочетается с религиозным обучением. Именно такой подход в развитых странах Запада привел к вырождению религии в заурядную отрасль бизнеса, предлагающую услуги по "страхованию души" и недорогую возможность участия в общественной жизни. На более поздней стадии лечение эффективно только при легкой форме заражения. В запущенных случаях лечение бессмысленно.

Оффлайн Дзинг Пэ

  • Обрусевший китаец
  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 509
  • Репутация: +345/-122
  • Линейный атеист форума

Религиозные корни уходят в глубь веков, далее неолита.
Как только древний человек подумал о божестве, он захотел видеть его образ. И если он не видел его во внешних предметах, то он искал его в себе самом или в своем воображении. И то, что оно ему подсказывало, то его рука пыталась изобразить. Именно так с первой молитвой был задуман и изготовлен первый идол. Найти бы археологам самого первого такого идола и выставить его на всеобщее обозрение, попутно указывая верующим, КУДА в конечном итоге устремляются все их молитвы, которые каждый из них возносит <своему> богу.
Я ненавижу преступность...

Оффлайн karavanbashi

  • воинствующий атеист
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +7/-98
  • воинствующий атеист
а почему не сохранился мой пост с началом статьи Владимира Динеца - писателя и биолога? как то нелогично...((

помещаю заново...

В.Л.Динец

Естественный отбор и борьба за существование как определяющие факторы истории и эволюции религий

Предварительное исследование

1990

English version
Resonn is rebel to God.
Разум - бунт против Бога.
Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы

Знакомство с историей человечества за последние пять тысяч лет раскрывает перед нами динамичный процесс внезапного, на протяжении жизни одного-двух поколений, появления, распространения и исчезновения религий, на первый взгляд, не объяснимого никакими естественными причинами. Одна и та же религия может за несколько десятков лет покорить умы сотен тысяч людей, а потом столь же быстро уступить место другой, подчас резко отличающейся по идеологии; может легко утвердиться в одной стране, но не иметь успеха в соседней. Естественно желание исследователя установить основные закономерности этого процесса и его внутренние механизмы. Попытаемся использовать для этого терминологию эволюционной теории, микробиологии и эпидемиологии. Такой, на первый взгляд, неожиданный подход оправдан существованием целого ряда аналогий, позволяющих рассматривать религию как своеобразный инфекционный агент. Некоторые из этих аналогий будут описаны ниже.

1.  Микроэволюция религий.

Под микроэволюцией религии будем понимать процессы постепенного ее изменения на уровне отдельных носителей (человеческих индивидуумов).
1.1.  Популяции и штаммы религий.

С раннего возраста до старости человек, живущий в религиозном обществе, впитывает моральные правила, мифологию, систему взглядов, свойственные данной религии. Этому процессу способствуют религиозные школы, различные обряды посвящения. Наиболее прочными, как правило, оказываются установки, воспринятые еще в детстве, на уровне подсознания. Подобным же образом новорожденный воспринимает из внешней среды микроорганизмы, формирующие, в частности, микробную среду кишечника.
Поскольку восприимчивость к различным штаммам микроорганизмов и параметры внутренней среды индивидуальны, у каждого человека микробная флора, например, пищеварительного тракта имеет свои особенности. Так и психологическая индивидуальность личности, на которую накладывается получаемая информация, приводит к тому, что в сознании любого верующего формируется собственный образ религии, отчасти уникальный. Обозначим его микробиологическим термином “штамм”. Для его формирования имеют значение также штаммы родителей, наставников и вообще совокупность штаммов людей, контактирующих с данным индивидуумом. В результате в каждой сколько-нибудь самостоятельной человеческой популяции любого уровня, будь то деревня, город или страна, формируется совокупность религиозных штаммов с рядом общих особенностей, отличная от соседних, которую также логично именовать религиозной популяцией.
1.2.  Резистентность и толерантность. Вирулентность.

В условиях, когда верующий человек подвергается пропаганде другой религии, он, как правило, воспринимает ее негативно и даже агрессивно. В микробиологии устойчивость к заражению называется резистентностью. Нередко резистентность к одной инфекции зависит от наличия в организме другой или неинфекционного заболевания. Так, носители гена серповидноклеточной анемии невосприимчивы к малярии.
Для того, чтобы человек стал доступен заражению иной религией, т.е. приобрел свойство толерантности, необходимо наличие ряда условий, в частности, деградация его собственного штамма и высокая инфицирующая способность (вирулентность) новой религии. О том, какие причины определяют приобретение религиями таких свойств, и о том, как происходит смена веры, речь пойдет ниже.
 
2.  Макроэволюция религий.

Под макроэволюцией будем понимать изменение свойств религиозных популяций в целом и процессы взаимовытеснеия религий.
2.1.  Адаптация религии.

Религия в человеческой популяции может распространяться насильственно (например, при завоевании); либо естественно, с помощью одиночных носителей (проповедников) или при массовом контакте с другой популяцией. Во всех случаях происходит постепенный процесс приспособления религии к особенностям менталитета населения, обусловленным его этническим составом, исторической и экономической ситуацией, свойствами вытесняемых штаммов прежней веры и т.д. Возникает, по сути дела, новая религия. Любая из т.н. "мировых религий" существует в виде совокупности таких географических форм, которые можно назвать подвидами. Например, русская православная церовь существенно отличается от греческой практически с момента возникновения.
Этот процесс продолжается и после того, как религия становится общепринятой. Однако он неизбежно ослабевает по мере исчезновения других религий и искоренения инакомыслия, в связи с ослаблением конкуренции и прекращением отбора штаммов на вирулентность, который активно действовал при освоении новой среды. В результате на фоне затухания процесса адаптации нарастает новый процесс - деградация религии.
2.2.  Деградация и пассивация религии.

Полностью подчинив себе общество, религия от поколения к поколению начинает терять вирулентность. В вирусологии потеря вирулентности при многократном перезаражении называется пассивацией. Кроме пассивации, деградация выражается в повышении числа мутаций (под мутациями будем понимать возникновение штаммов, воспринимаемых их носителями как новое учение). Непосредственными причинами деградации часто являются социальные факторы (например, моральное разложение священнослужителей или резкие изменения экономической структуры), превращение ее установок в догмы, стимулирующее людей с нонконформистским складом мышления к их переосмыслению и даже критическому анализу, и так далее. Однако деградация религии, ведущая к пассивации на основном ареале, может меньше сказываться на его периферии, где сохраняется конкуренция, или в районах экспансии. Так, католицизм, давно вступивший в фазу деградации в Европе, успешно распространялся в колониях.
Рост числа мутаций приводит к образованию сект и является распространенной (хотя и не единственной) причиной расколов. Секты представляют собой группы носителей мутировавших штаммов, воспринимающие себя как оппозицию тоталитарной государственной религии, как проповедников истины либо сторонников “возвращения к первоначальной вере”. Нередко сектантские религиозные популяции и вправду приближаются к предковой форме, хотя, как и в биоэволюции, полный возврат к пройденной стадии невозможен. Так, хотя большинство христианских сект провозглашает возвращение к идеям раннего христианства, ни одной из них не удалось полностью его скопировать.
Из эпидемиологии известно, что компактные группы активных носителей являются эффективными источниками эпидемических вспышек, подобных катострофической вспышке сифилиса в Европе XVI века, начавшейся с экипажа одной из каравелл Колумба. Такой же успех могут иметь и сектантские, реформаторские учения, первоначально распространяемые небольшой группой “апостолов”.
Мутации и секты являются одним из основных путей образования новых религий, наряду с гибридизацией и полиплоидизацией, о которых речь пойдет ниже.
Итак, деградация ведет, с одной стороны, к дроблению религии, с другой - к росту толерантности носителей, что делает социум предрасположенным к смене веры.
2.3.  Смена веры. Экспансия. Психотропные свойства религии.

В нормальных условиях человек не может исповедовать две религии одновременно. Если такая ситуация распространена (как, например, в Римской Империи накануне принятия христианства или в сегодняшнем Китае), это говорит как о кризисе самого общества, так и о глубокой деградации его основных религий. В таких случаях социум становится легкой добычей любой новой, высоковирулентной религии. Но для экспансии религии, кроме высокой адаптированности к местным особенностям и к психологии местной популяции, могут иметь значение и другие ее свойства, в особенности психотропные.
Многие возбудители инфекций способны изменять поведение объектов заражения таким образом, чтобы повысить вероятность распространения инфекции. Наиболее известный пример - вирус бешенства, стимулирующий агрессивность у зараженных животных и затем распространяющийся при укусах. Подобным образом религии, стимулирующие нетерпимость и военную агрессивность либо проповедническую активность, оказываются более приспособленными к экспансии. Типичные случаи - ислам с его требованием священной войны-джихада и христианство с его институтом миссионерства.
Однако в других условиях те же свойства могут привести к проигрышу в конкурентной борьбе. Так, языческая религия викингов, поощрявшая военные походы и обещавшая допуск в дворец Одина лишь тем, кто пал с мечом в руках, привела их к контакту с христианством, быстро распространившимся в Скандинавии.
Есть и другие свойства, наличие которых повышает шансы религии по сравнению с конкурентами. Широко известны успехи раннего христианства, обусловленные его выгодностью для власть иущих в сочетании с ориентацией на психологию низших слоев общества, в особенности рабов. (Последующая адаптация сделала его более универсальным).
Наконец, существует и такое специфическое явление, как реликтовые религии.
2.4.  Реликтовые религии.

Когда новая религия вытесняет деградировавшую старую, последняя рано или поздно оказывается изолированной в небольших группах своих наиболее фанатичных носителей либо в замкнутых популяциях, например, высокогорных. Эти группы оказываются в положении сект, где существует постоянный жестокий отбор. Индивидуумы со сколько-нибудь неустойчивыми штаммами неизбежно покидают популяцию, стремясь избежать дискриминации со стороны остального населения. В таких условиях религия может веками практически не подвергаться деградации. Нетерпимость новой веры и стремление ее носителей “довести борьбу до конца” часто заставляет такие популяции мигрировать. Так зороастрийцы-парсы оказались в Индии, а христианские общины в Турции исчезли после столетий упорного сопротивления. Рекорд живучести реликтов принадлежит самаритянам - крошечной горной секте в Палестине, которая исповедует свою версию иудаизма уже свыше трех тысяч лет, все это время находясь во враждебном окружении.
Обычные секты, преследуемые “борцами с ересью”, также нередко оказываются в положении реликтов. Таковы разбросанные по всему миру колонии староверов, молокан, мормонов и т.д. Есть и другие пути образования реликтовых религий.
Подобно тому, как каждый вид живых организмов выбирает свою стратегию борьбы за существование, религии “делают ставку” либо на устойчивое существование в замкнутом обществе, как возбудитель новогвинейской лихорадки куру или вирус СПИДа до середины ХХ века, либо на бесконечную экспансию, как вирус гриппа.
Внезапный переход от замкнутого существования к взрывному распространению, продемонстрированный вирусом СПИДа, также имеет аналоги в истории религий. В качестве примеров приведем распространение христианства, в первые века своего существования представлявшего собой малоизвестную религию кумранских сект, и неожиданную эпидемию по всему миру в ХХ веке различных упрощенных версий индуизма. Впрочем, упрощенные варианты религий зачастую являются новыми их видами.
 
3.  Видообразование религий.

Основными путями образования новых видов и подвидов религий являются:
1.  Длительная адаптация в изоляции от основного ареала.
2.  Мутирование, раскол, образование сект (адаптивная радиация).
3.  Полиплоидизация
4.  Гибридизация
5.  Дегенерация.
В конкретных случаях обычно имеют место два или более процесса.
Поскольку первые два пути видообразования вкратце описаны выше, остановимся на трех остальных.
3.1. Полиплоидизация.

Длительное существование религии в обществе всегда сопровождается усложнением мифологической системы и увеличением количества богов. Это в конце концов приводит к образованию гигантских пантеонов, таких, как древнегреческий или индуистский. Конечный результат такого процесса может не иметь ничего общего с изначальным обликом религии. По аналогии с возникновением новых биологических видов путем кратного увеличения объема наследственной информации назовем этот процесс полиплоидизацией.
Полиплоидизации подвержены и религии, официально считающиеся монотеистическими. Так, христианство сначала заменило единого бога троицей, затем окружило ее целым сонмом святых, архангелов, апостолов и т.д. В католических странах распространился культ Богоматери, в православных - также культ Николая Угодника, имеющий, впрочем, более древние корни. В настоящее время христианство - типичная языческая религия.
3.2.  Гибридизация.

Гибридизация религий чрезвычайно широко распространена. Она может быть результатом как сознательного творческого акта, так и стихийного процесса.
Кабир и его ученики создали религию сикхов путем синтеза индуизма и ислама. Стихийная гибридизация христианства и язычества привела к появлению различных причудливых верований во многих районах от Сибири до Гаити. Собственно говоря, при вытеснении одной религии другой последняя всегда впитывает элементы первой.
Именно распостраненнось гибридизации препятствует созданию филогенетической классификации религий, аналогичной биологической систематике.
3.3.  Дегенерация.

Процесс полиплоидизации часто приводит к тому, что религия становится сложной и малопонятной для непосвященных. В этом случае экспансию могут начать упрощенные версии религии - общедоступные и обладающие высокой вирулентностью за счет доходчивости и ориентации на широкие слои населения. Так добились успеха христианство, ислам, так распространяются уже упоминавшиеся “выжимки” из индуизма типа “общества сознания Кришны”.
В эволюционной теории процесс упрощения (часто в связи с переходом к паразитизму) принято называть дегенерацией.
Еще раз отметим, что при образовании новой религии обычно идут сразу несколько из вышеперечисленных процессов, как и при образовании биологических видов. В частности, в гибридизации нередко участвуют на сами религии, а их дегенеративные версии. Подобным образом в прошлом возникли религия езидов и манихейство, а в нашем веке - сходная с ними религия Бохай, которая, как и манихейство, создана под лозунгом “синтеза всемирной религии”.
Сложные процессы дегенерации и гибридизации ведут также к образованию монотеистических религий.
3.4.  Мировые религии. Монотеизм и политеизм.

Вопрос о причинах возникновения монотеистических религий сложен и вряд ли может быть исчерпывающе рассмотрен в рамках данной теории. Остановимся на нем вкратце, отсылая интересующихся к трудам З. Фрейда и других исследователей этой проблемы.
Примерно до четвертого-третьего тысячелетия до н.э. сравнительно однотипные религии типа шаманизма, существовавшие в мире, по-видимому, мало влияли друг на друга. Границы их распространения совпадали с этническими, а миграции обуславливались перемещениями племен и войнами. Такая ситуация существовала и до недавнего времени, например, в Сибири или Черной Африке. Но с возникновением государств, развитием торговли, земледелия и вообще изменением образа жизни равновесие нарушилось. Миграции, психологические сдвиги и усложнение общественной организации воздействовали на религиозную среду так же, как геологические сдвиги и изменения климата влияют на прежде стабильные биологические сообщества. Резко усилилась конкуренция, возросла частота мутаций, и в результате возникли религии, обладавшие высокой вирулентностью за счет наличия простой общедоступной основной идеи, красочности и вообще универсальной адаптации. Сменяя друг друга, зороастризм, буддизм, манихейство, христианство и ислам постепенно вытеснили другие религии с большей части Земли, в том числе и из многих районов, где образ жизни людей мало изменился с первобытных времен. Сходные явления наблюдались и в эпидемиологической обстановке: вот уже много веков идет постепенное вытеснение локальных инфекций широко распространенными - сначала оспой, чумой, тифом, затем гриппом и т.д.
Не всегда, впрочем, “космополиты” действовали успешно. Например, в Индии буддизм практически растворился в индуизме. Народ мари, веками “зажатый” между христианами и мусульманами, в значительной степени сохранил древнюю веру. В бассейне Амазонки грипп до сих пор очень редок, в отличие от местных респираторных заболеваний.
Процент монотеистических религий среди так называемых “мировых” особенно высок, поскольку именно далеко зашедшая дегенерация пантеона придает им необходимую для экспансии гибкость. Аналогичным образом среди заболеваний, вызывающих глобальные пандемии, особенно много вирусных - благодаря крайней простоте строения вирусы особенно быстро приспосабливаются к местным условиям. Но как только темпы экспансии снижаются, начинается полиплоидизация - вот почему ни одна “монотеистическая” религия не оставалась таковой больше двух-трех столетий.
В связи с перенаселением Земли особенно перспективны с точки зрения эволюции инфекции, поражающие наиболее активно размножающуюся часть населения и эффективно снижающие темпы размножения - например, СПИД. То же относится и к религиям - не случайно все мировые религии столь активно стремятся к подавлению естественной сексуальности (христианство и ислам - преимущественно женской, буддизм - мужской). Не меньшую роль в ограничении роста населения играют религиозные войны - обязательные спутники всех мировых религий. Не случайно из 22-26 существующих в настоящее время в мире “горячих точек” не менее 19 в той или иной степени обязаны своим возникновением религиозным конфликтам.
Вероятно, три дожившие до наших дней мировые религии в конце концов вытеснили бы все или почти все остальные, если бы не факторы, начавшие действовать в последние столетия.
 
4.  Внешние факторы эволюции религий.

Эволюция религий, как и биологическая, подвержена воздействию многочисленных внешних факторов, иногда совершенно случайных. Напомним, к примеру, что в VII-VIII веках, в эпоху императора Тай-Цзуна и позже, Китай был весьма близок к принятию несторианского христианства в качестве государственной религии этой империи, в то время достигавшей на западе р. Сырдарьи. Однако приход к власти императора У-Цзуна, представителя национал-патриотов, привел к гонениям на все чужеземное, включая христианство, манихейство и буддизм. При императоре Хубилае (конец XIII в.) христианство снова начало распространяться, но падение монгольской династии и утверждение проводившей националистическую политику династии Мин в 1326 г вновь помешало христианизации Китая. В третий раз империя едва не сменила веру во время восстания тайпинов, но тут уже интервенция западных стран и России привела к поражению христиан.
Как не вспомнить историю противооспенной вакцинации, негативное отношение к которой ряда церквей и правительств привело к сохранению оспы во многих странах на целые десятилетия!
В последнее время особое значение в эволюции религий приобрели идеологические инфекции и распространение атеистического мировоззрения.

Склеено 02 Ноябрь, 2017, 02:49:36 am

- человек пытался разгадать секрет живой материи, смысла существования живой природы. Но во что это вылилось в итоге - в кривое "объяснение" существования жизни, в убогую интерпретацию с поклонениями, лобызаниями, карами, адами, грехами и самоунижением в этих самых "молитвах" - ужасает.

Засим потребность и способность "слышать" воображаемых приятелей - есть прямое указание на дефект работы мозга, а именно - правой его доли, отвечающей за все эти "озарения, слуховые и зрительные галлюцинации, шумы и голоса в голове и эффект "присутствия".... То бишь интересоваться науками, пытаясь разгадать кто мы и что мы - есть извечное стремление человека к самопознанию, это хорошо и правильно. Но облекать это стремление в образы, оправдывая свое сумасшествие конкретно блаженным и "озаренным" - это навязывание обществу норм и догм необследованных психов и неадекватов... как то так...
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь, 2017, 02:49:36 am от karavanbashi »