Автор Тема: Научное мировоззрение  (Прочитано 74010 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cruser

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #50 : 15 Декабрь, 2008, 19:12:23 pm »
Цитата: "Yuki"
Это три разные проблемы.
1) Органы чувств что-то такое РЕГИСТРИРУЮТ и переводят это в нервные импульсы. Все.  Никакой информации.
2) Анонимные нервные импульсы обрабатываются в мозгу в соответствии с врожденной физиологией и приобретенным опытом. Плюс к этому возможно вмешательство в процесс других отделов мозга, токсинов, ложных срабатываний опознавания и прочее и прочее. Мозг СОЗДАЕТ информацию из вливающихся в него непрерывным потоком сигналов. Получается кривое зеркало переменной кривизны. Это познание? Нет.
3) Познание – это, образно говоря, процесс выправления зеркала. Мозг формирует обратный процесс, действие, направленное во вне с загаданным заранее результатом. И ждет ответа.
Познание – это не чувства, не память и не абстрактная информация неизвестно о чем не известно в каком формате. Познание – это сам процесс обмена с окружающей средой действиями и откликами, направленный на формирование истинной картины мира. Прямого зеркала. По общему убеждению, процесс бесконечный.
Ученые так хитро поступили, что все способы, позволяющие адекватно сформировать действие и обработать отклик, а так же стратегии, позволяющие «прощупать» зеркало ограниченным количеством «тычков», отнесены сейчас к научному познанию. Любые другие методы могут дать результат, но только случайно, а научный – систематически. Потому что он и есть система.

А вы, ИМХО, то переоцениваете заслуги органов чувств, объявляя их воротами для готовой информации, то отрываете познание от экспериментального опыта, превращая способы обработки (суть – инструменты) в некое подобие Мюнхаузена, тянущего за уши самого себя. Поэтому мы друг друга и не понимаем.


  Согласен. Познание - это больше интерактивный процесс. Но и простое наблюдение также не исключает познание. В случае неба - так и единственный способ познания.

  Хорошо, вот это кривое зеркало, что возникает в мозге, это входная информация. Но способ познания в этом случае - это уже то, что на выходе, т.е. модели, которые возникли в результате обработки информации. Конечно, модели можно проверить и уточнить. Но эта проверка уже будет также в рамках способа познания.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Cruser »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #51 : 15 Декабрь, 2008, 19:48:32 pm »
Деградация и утрата элементарных представлений о теории познания - общая беда современной системы образования в РФ.
Цитировать
В настоящее время в нашей науке, особенно в гуманитарной ее части, весьма процветает идейный и методологический разброд, иногда переходящий в научный вакуум и в лженауку. Так, наука никак не переборет в общественном мнении - в кругах, слышавших о физике, - "торсионные поля" Акимова и Шипова, в менее физических кругах - "тонкие миры", "планы", а также летающую в мире информацию неизвестно от кого и неизвестно к кому, фактически антропоморфно удваивающую понятие взаимодействия, как будто камни катятся с горы, получая информацию от тяготения, а не просто гравитация силой толкает их вниз. Чуть не увенчиваются успехом попытки испытать на спутниках "инерциоиды", нарушающие законы Ньютона, причем потворствуют таким попыткам некоторые высокопоставленные космические руководители. Что уж тут говорить о СМИ, публикующих гороскопы.

Но все же в стороне от естественных наук свобода для полета антинаучной мысли более благоприятна, поскольку гуманитарные более размыты, менее четко проверяемы. Значительная часть современной дефективности общественных наук - исторических, экономических, политических, социальных, культурологических и философских - объяснима понятными ныне интересами и заимствованиями с Запада. Но некоторая доля происходит от простого чистосердечного невежества. Так, обычная мистика, эзотерика, внемеханические представления о поведении планет, восточные псевдопремудрости существуют и проповедуются массами ученых философов.
...
В таком интересном случае возникает вопрос: чему же учат философы естественников в МГУ? И кто кого и чему должен учить? Удобную возможность предоставляют имеющиеся в Интернете материалы преподавания аспирантам-естественникам кафедрой философии для естественных факультетов. Нам уже было известно, что значительную долю образования там занимают разговоры о синергетике. А что же там говорят о познании, его возможностях, критериях правильности, соотношениях объективного и субъективного, теорий и реальности, что бывает важно в практической работе при выборе путей и вариантов применения и развития знания? Просмотр доступного материала показывает следующее.

Из иностранных отсутствуют самые верные в методологическом смысле - об отношении теории к реальности - книги Д. Бома "Причинность и случайность в современной физике", М. Бунге "Философия физики" и "Интуиция и наука", А.Н. Уайтхеда "Избранные работы по философии" и, кстати, не упоминается знаменитая статья Эйнштейна, Подольского и Розена, без которой нельзя представить обсуждение интерпретаций квантовой механики  Несомненно, преподаватели-гуманитарии весьма далеки от естествознания. Так, заведующая кафедрой Ольга Дмитриевна Волкогонова - специалистка по русской и эмигрантской либерально-религиозной философии, читала по ней лекции даже в академии Вест-Пойнт. При чем здесь естественные факультеты? Выражаясь кратко, в отношении естествознания они близки к эклектическому позитивизму. Блистательно пропущен Гегель, как будто фундаментальная философия остановилась на Канте, в то время как для естественников в настоящее время Кант практически неинтересен, а Гегель как раз дает в руки и осознание неисчерпаемости, и необходимость исторического взгляда на возникновение и развитие объектов для понимания их (в том числе и религии) сущности, и требование согласования теорий для правильности знания, что, кстати, физики, а также все нормальные ученые всегда практически имеют в виду (формально использовано в принципе соответствия Бора). Не упомянут "Анти-Дюринг", впервые основательно разработавший критерий практической деятельности. Не удалось обнаружить и конвенционализм (Пуанкаре).

В разделе "Русская философия" так же блистательно отсутствуют Плеханов и Ленин с его "Материализмом и эмпириокритицизмом" и теориями как приближенными и уточняемыми моделями реальности. После этого, конечно, остается только путаться в научных революциях и без конца перебирать хромающие на все ноги позитивизмы, структурализмы и прочие формалистические конструкции, верификации, фальсификации, требовать четкого определения понятий, прежде чем заниматься познанием, не понимать эпистемологического анархизма Фейерабенда как прямого, честного следствия его исходного редукционизма, не знать о деятельностном подходе и, в конечном счете, остаться без критерия правильности теорий и не быть в состоянии отличить науку от паранауки.

Единственное, что вызвало удовлетворение, так это абсолютное отсутствие мистики-эзотерики, в том числе "Дао физики" Фритьофа Капры, рекомендованной для гуманитариев "Примерной программой дисциплины "Концепции современного естествознания"" В.Г. Буданова, О.П. Мелеховой и В.С. Степина. - М.: Минобразования РФ, 2000. Ясно, что естественниками преподаватели эзотерики не были бы поняты.

Создается впечатление, что при таком философско-преподавательском потенциале естественникам полезней для дела и здоровья самим составлять программы и выбирать литературу по философии и методологии познания. А пока что представления студентов и аспирантов о теории познания оставляют тягостное впечатление: мрак и туман.

В.Б. ГУБИН

P.S. Автор вынужден специально подчеркнуть, что он отнюдь не противник философии, что видно уже по его собственным методологическим статьям. Наоборот: он ее высоко ценит и старается защитить от ненаучных и вненаучных веяний и от использования ее высокого имени для прикрытия и поддержки нелепостей и невежества, от выдавания новейших их вариантов за продвижение в философии и методологии науки.

http://www.duel.ru/200850/?50_4_1
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн WFKH

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #52 : 18 Декабрь, 2008, 16:51:18 pm »
Цитата: "Cruser"
Цитата: "Петро"
Цитировать
Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение. .. . Под знанием понимается результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы.

  А в чём противоречие? Познание как механизм: на входе данные, на выходе модели, понятия...


Противоречие в том, что отсутствует упоминание о Вечно пребывающих Смыслах Бытия, воплощающихся в изобретения и открытия, посредством эволюционно и только социально развивающегося ПОНИМАНИЯ.

Животные тоже много знают, но очень слабо и медленно развивают понимание, поэтому проигрывают человеку в конкурентной борьбе. Среди людей идет аналогичная борьба, если не за жизнь, то за место в социальной иерархии и за жизненные ресурсы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от WFKH »
Гармония - реализуемая функциональность!

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 425
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #53 : 18 Декабрь, 2008, 17:13:20 pm »
Цитата: "WFKH"
Противоречие в том, что отсутствует упоминание о Вечно пребывающих Смыслах Бытия

Да, да!... И про бога ничего нет! Безобразие...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн Yuki

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 475
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #54 : 18 Декабрь, 2008, 18:26:10 pm »
Цитата: "Cruser"
 Хорошо, вот это кривое зеркало, что возникает в мозге, это входная информация. Но способ познания в этом случае - это уже то, что на выходе, т.е. модели, которые возникли в результате обработки информации. Конечно, модели можно проверить и уточнить. Но эта проверка уже будет также в рамках способа познания.
Скажите, а вы действительно уверены, что мозг способен сознательно выстраивать модели ВНУТРИ СЕБЯ?
То, что внутри – уже результат (для мозга). Модель – это знание об объекте знания, продукт рефлексии, сугубо человеческий метод, неразрывно связанный с наукой.
ИМХО, это единственная точка, где способы познания можно разделить. Но не на мифическое и музыкальное, а на ассоциативное и рациональное (по типам мышления).
Ассоциативное мышление выделяет общие признаки вещей, абстрагирует их от предмета, соединяет простейшими методами (по смежности, сходству, контрасту) и находит аналогии. Образуется много-много осколочков зеркала, связанных друг с другом иногда совершенно случайным образом. Сознательный контроль за качеством цепочек ассоциаций отсутствует.
Рациональное мышление подвергает найденные причинно-следственные связи критическому анализу, стараясь определить обоснованность ассоциации. Причем, делается все это согласно определенным правилам, которые проверяются отдельно от предмета и являются универсальными. Здесь и начинается наука.
Упомянутые вами мифологическое и музыкальное познание – частные случаи ассоциативного познания, которое и познанием-то назвать трудно. Это скорее МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, способ зафиксировать навык и передать его без искажений. Назвать это моделью вы еще можете, а вот проверить и тем более уточнить ее у вас вряд ли получится. Скорее уж цепочка ассоциаций заживет своей жизнь, увлекая разум все дальше от первоначальной темы. Это может продолжаться довольно долго, пока ошибочные ассоциации, негативный опыт и противоречия не достигнут какой-то критической величины.
Научное познание начнется с вопроса «почему?». Двух способов задать этот вопрос не существует.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yuki »
Ну, и что?

Оффлайн WFKH

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #55 : 18 Декабрь, 2008, 19:31:42 pm »
Цитата: "Yuki"
...
Научное познание начнется с вопроса «почему?». Двух способов задать этот вопрос не существует.

Значит научное познание начинается в том юном возрасте, когда дети начинают расспрашивать старших детей и взрослых бесконечными "почему": Почему Солнце светит? и т.д.

В чем отличие знания, познания и понимания? Даже черви "знают", какое яблоко еще зелено, а какое созрело.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от WFKH »
Гармония - реализуемая функциональность!

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #56 : 19 Декабрь, 2008, 10:21:33 am »
Цитата: "WFKH"
Даже черви "знают", какое яблоко еще зелено, а какое созрело.
Да уж... а человек знает, что цветы пахнут. Вас это удивляет?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #57 : 19 Декабрь, 2008, 14:24:51 pm »
Цитата: "WFKH"
В чем отличие знания, познания и понимания?
Познание - процесс, знание - результат этого процесса, а понимание - результат другого процесса - осмысления знания...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн WFKH

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #58 : 19 Декабрь, 2008, 20:26:30 pm »
Цитата: "Рендалл"
Цитата: "WFKH"
Даже черви "знают", какое яблоко еще зелено, а какое созрело.
Да уж... а человек знает, что цветы пахнут. Вас это удивляет?

Меня удивляет высокомерный антропоцентризм людей, которые не отличаются мудростью, но отказывают в способности к познанию, знанию и пониманию животным, насекомым, простейшим, вплоть до вирусов, которых ловят на пристрастии к эритроцитам.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от WFKH »
Гармония - реализуемая функциональность!

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #59 : 19 Декабрь, 2008, 22:06:46 pm »
Цитата: "WFKH"
Меня удивляет высокомерный антропоцентризм людей, которые не отличаются мудростью, но отказывают в способности к познанию, знанию и пониманию животным, насекомым, простейшим, вплоть до вирусов, которых ловят на пристрастии к эритроцитам.
Эроцитофилия у вирусов - это круто! И где это новые участники такую забористую травку берут...

Но нераскрыта тема либеральной демократии в вирусном обществе, рыночной экономики и сисек. Так что - низачот!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »