Имя педагога-новатора из Донецка Виктора Шаталова - народного учителя СССР и заслуженного учителя Украины - было широко известно в советское время. Его эксперимент гремел по стране, он собирал всесоюзно-телевизионные залы в Концертной студии Останкино, имел множество энтузиастов-последователей.
Ну прямо
"Созвездие козлотура" - 2 .
Но все изменилось. Ныне Виктор Шаталов - профессор донецкого Института социального образования. На Украине его поиски мало интересуют начальство от образования.
И он поехал искать лохов за границей.
А потому он пишет книги и уже четвертый год подряд в Москве в осенние каникулы проводит занятия для всех желающих с 5-го по 11-й класс. За 5 дней дает годовой курс геометрии, физики, тригонометрии. Такие же занятия Виктор Федорович организовал этим летом. А в сентябре Шаталов приглашен провести открытые уроки для учителей Подмосковья.
Очередная "революционная" экспресс-методика по изучению английского языка.
... Насколько я знаю, вы работаете с самыми обыкновенными школьниками. Как сделать из слабого ученика сильного?
- Недавно я проводил семинар в Москве. Сидела у меня рыженькая девочка-семиклассница. Ее звали Рузанна. Когда я вызывал ее к доске, она очень робела, не отвечала. Тогда я ее спросил: Рузанна, а тебя в школе спрашивают? Отвечает: нет, уже второй год не вызывают. Она была абсолютно "погибший" ребенок. На нее махнули рукой. Так вот, она отзанималась у меня всего 5 дней (10 часов). А потом прислала письмо: "По геометрии получила "5", потом по самостоятельной и по контрольной - "5" и даже "музыку" в музыкальной школе сдала на "4" и "5".
Обыкновенная такая двоечница, шатающаяся по левым семинарам. Ага.
Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять.
- Но это штучное дело, которое не всякому учителю по плечу...
- В том-то и беда: приезжают на семинары учителя математики (раньше их были тысячи), и сами не знают математики...
Каков поп, таков и приход. Кто же ему теперь виноват, если на это разводилово клюют одни неучи из преподавательского состава?
... - А как вам удается в такие рекордные сроки выучивать детей?
- Знаете, как мы изучаем геометрию 7-го класса? Нам нужно на это 3 дня. В первый день я им даю "скелетную" геометрию - всю формулировочную часть: все правила, аксиомы, теоремы, следствия. Всего 70 определений. Я все показываю на чертеже, но ничего не доказываю. Сколько, по-вашему, нужно времени, чтобы ответить на 70 вопросов?
- Ой, много.
- А я вам отвечу: 7 минут.
И эти люди запрещают нам ковырять в носу, т.е. пардон - внедрять тестирование с помощью ЕГЭ.
Так можно давать все предметы. Причем значительно проще преподавать историю, географию: они не сопряжены с решением задач.
Конечно, ведь любой ребёнок знает, что домашних заданий на истории или географии нету. :lol:
- Память человеческая безразмерна. При правильном повторении. А у нас вся работа построена на ни на что не похожем повторении. Каждый день у нас физкультура. Кроме того, у нас один день в неделю свободный (в четверг дети не занимаются, нет и домашних заданий).
Бедные дети, каждый день тупое повторение, и один только четверг из всей недели - свободный, да и то от всего, кроме физкультуры. А в обычных школах это время выпадает на воскресенье, когда дома родители и по телеку показывают мультики.
... А как вы относитесь к Единому экзамену?
- Это долгий разговор. Важно одно: это структура, которая работает на власть имущих. Нечто похожее на тестовую систему в США. Там есть IQ - коэффициент интеллектуальности. Это стандартная полоса задач, на которых нужно просто набить руку. Семья, способная оплатить репетитора по тестовой системе, натаскает ребенка на эти тесты.
Американский ЕГЭ называется вовсе не IQ, а Scholastic Aptitude Test (SAT). И это безграмотное украинское мурло ещё имеет наглость нас, "клятых москалей", поучать?
... - Что было бы нужно, чтобы распространять вашу систему?
- Нужны встречи с умными людьми. Я полагаю, что такие есть и в Министерстве образования, и в Академии наук. В прошлом году я выступал в Академии погранвойск. По моей методике ведь учатся и летчики, и другие военные: Борисоглебское училище, Ейское, Сыктывкарское, Новосибирское. Я называю только летчиков. Чтобы выпустить летчика-истребителя, на него затрачивают порядка 500 тысяч долларов. А по моему методу все делается быстрее и надежнее...
Причём внедряться эти революционные во всех смыслах методики стали задолго до начала в 1951 году педагогической деятельности интервьюируемого.
"Борисоглебская авиационная школа летчиков, куда мы приехали,— одно из первых военных учебных заведений нашего воздушного флота, созданных в годы Советской власти. Год рождения ее — 1922-й. Позднее школа была переименована в училище.
В первом потоке курсантов, а их тогда насчитывалось всего 47 человек, учился Валерий Чкалов. В октябре 1923 года он стал летчиком. В выпускной аттестации Чкалова записано: «Энергичный, сообразительный, решительный, уверенный учлет». Через шесть лет Валерий Чкалов участвовал в воздушном параде в Москве, а еще через несколько лет он стал всемирно известным советским летчиком.
Было нам на кого равняться в учебе, было о чем мечтать.
Здравствуй, училище летное! Вот они стоят — живые, настоящие самолеты, с двигателями, с винтами, готовыми в любой миг ожить, закрутиться и слиться в единый звенящий круг. Садись в кабину, выруливай, взвивайся в голубизну неба, лети над раскрасавицей землей...
Но к полетам мы приступили не сразу. В первый выход на аэродром нам дали в руки ветошь и приказали протирать плоскости машин, фюзеляжи, помогать ремонтировать агрегаты самолета. Пахло бензином, авиационными маслами — настоящие авиационные запахи.
Постепенно вошли в курс жизни летного училища, познали законы летной учебы. Здесь было много своеобразного, порой противоречивого.
В училище были инструкторы, которые сами учились еще по старой методике и на себе прочувствовали изъяны бытовавших тогда теорий «врожденных летных качеств», «естественного отбора». Суть их сводилась к выявлению «птичьего чутья» у курсанта и к механическому натаскиванию в ходе учебы. Подобные методы обучения подходили для армий капиталистических государств. Там армия — орудие агрессии, разбоя и порабощения, а военный летчик — это робот, послушно выполняющий волю господствующих классов. Французский психолог Джемели утверждал:
«Интеллект не имеет большого значения в приобретении навыка. Обладающие невысокой степенью интеллекта дают большую успешность в выполнении простых моторных действий». А в американском руководстве для инструкторов имелось прямое указание: «Не пытайтесь ученику что-либо доказывать, заставьте его верить».
Жили некоторое время и в нашем училище отголоски подобных теорий. Бывало, инструктор недостаточно отработает с курсантом какой-то элемент техники пилотирования, и курсант совершает ошибки в воздухе. Немедленно ставится вопрос об отчислении молодого и здорового парня с летной работы, как не имеющего летных качеств. И получалось, что иной курсант, боясь исключения из школы, перед полетом дрожал, в воздухе чувствовал себя скованно, медленно реагировал на изменения обстановки.
Однако новое властно пробивало себе дорогу. Старые теории были отброшены, вырабатывались советские взгляды на обучение и воспитание летчиков, создавалась новая методика. Так называемая «цепная» система обучения, когда каждого курсанта обучало несколько инструкторов (один учил рулежке, другой давал вывозные полеты на учебном самолете, третий — самостоятельные и т. д.), канула в прошлое. Ее сменила система сквозная, когда один инструктор стал обучать курсантов данной ему группы от «а» до «я».
Правда, указания по отбору курсантов и методические указания по летному обучению впервые поступили в училища только в 1930 году. Но в практике обучения методы, изложенные в этих указаниях, верных и поныне, применялись и раньше, по мере их выработки. Они лишь не были узаконенными. А годом рождения первого свода законов летного [25] обучения — первого курса учебно-летной подготовки — мы считаем 1934 год. Сокращенно этот свод законов называется КУЛП-34. До этого года наземная подготовка курсантов проводилась инструктором по своему усмотрению.
С чего началось летное обучение в нашей группе? Вскоре после нашего приезда инструктор А. Я. Костромин стал вызывать на беседу каждого из нас по очереди. Первая беседа, первое знакомство. Мы уже знали, что наш инструктор обучил и выпустил несколько групп летчиков, что сам он летает «как бог» — для нас это было самым главным, и мы сразу прониклись к нему уважением."
http://militera.lib.ru/memo/russian/kamanin_np/03.html
Надеюсь, не надо лишний напоминать, как опозорилась советская авиация в первые годы нападения фашистов? Но опозорились не все, и вот почему:
"Авиационная школа в Липецке
Соглашение о её создании было подписано в Москве 15 апреля 1925 года, а уже летом школа была открыта для подготовки лётного состава24.
Каков же был вклад каждого из партнёров в это совместное предприятие?
Начнём с личного состава. В соответствии с соглашением, персонал школы включал в себя:
С немецкой стороны - "1 руководитель авиационной школы, 1 лётчик-инструктор, 1 пом. ему (условно), 2 мастера, 1 оружейный мастер, 1 пом. мастера. Для заведования заводскими складами и находящимися материалами: 1 зав. складом".
С советской стороны - "1 пом. руководителя авиационной школы во всех вопросах, возникающих в связи с работой школы, 20 мастеров для обслуживания аэродрома, из которых: 14 техников-механиков, 2 столяра, 1 седельщик, 1 маляр, 1 кузнец, 1 сварщик"25.
...
И подобный "ляп" в книге далеко не единственный. Вообще, непонимание авторами исследуемого ими материала иногда просто поражает. Вот, например, пишут они, что в целях конспирации липецкая школа проходила в документах как "4-й авиаотряд тов. Томсона" и тут же в примечаниях поясняют: "Имеется в виду Лит-Томсен"41. То есть, по версии Дьякова и Бушуевой, "товарищ Томсон" - это немецкий полковник Герман фон дер Лит-Томсен (Hermann von der Lieth-Thomsen), курировавший совместные советско-немецкие проекты. Между тем, всё гораздо проще. Дело в том, что помимо авиашколы, на Липецком аэродроме продолжал базироваться 4-й авиаотряд советских ВВС, входивший в состав сперва 40-й, а затем 38-й эскадрильи42. В 1931 году его командиром стал некий А.Томсон43.
Самое интересное, что на страницах "Фашистского меча" приводится подписанный Томсоном рапорт о имевших место в школе лётных происшествиях, датированный 16 июля 1933 года44. Между тем, фон дер Лит-Томсен вернулся в Германию ещё в 1928 году45. Приходится признать, что оголтелый антисоветизм вредно сказывается на умственных способностях. Оно и понятно, ведь так хочется лишний раз уличить большевиков в цинизме и беспринципности - вот, дескать, борцы за дело угнетённых, а готовы даже немецкого барона "товарищем" именовать.
...
А какая выгода была нам от этой затеи? Вот что писал об этом Сталину заместитель председателя РВС СССР И.С.Уншлихт 31 декабря 1926 года:
"На декабрь 1926 г. с нашей стороны прошли тренировку на истребителях 16 военлётов, техническую подготовку по детальному изучению, уходу и эксплуатации мотора Hэпир-Лайон - 25 постоянных механиков и 20 переменных. В мастерских при школе сгруппирован кадр рабочих до 40 человек высокой квалификации, которые под руководством немецких инженеров производят различные работы по дереву и металлу. Тренировки в школе проходят над осуществлением выполнения различных новых тактических приёмов. Изучение тактических новшеств для нас очень ценно, так как тактические приёмы различных видов авиации изучаются немецкими инструкторами школы путём пребывания в Америке, Англии и Франции.
По отзывам наших компетентных товарищей, школа своей работой даёт нам:
1) капитальное оборудование культурного авиагородка;
2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;
3) кадр хороших специалистов, механиков и рабочих;
4) учит новейшим тактическим приёмам различных видов авиации;
5) испытанием вооружения самолётов, фото, радио и др. вспомогательных служб даёт возможность путём участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;
6) даёт возможность подготовить наш лётный состав к полётам на истребителях и, наконец;
7) даёт возможность путём временного пребывания в школе наших лётчиков пройти курс усовершенствования.
Все это даёт нам возможность заключить, что совместная работа по авиации в указанном направлении приносит нам несомненную пользу и желательно дальнейшее сотрудничество"49.
Итак, подведём некоторые итоги. Как мы выяснили, начальником липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база - немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу, не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок."
http://stalinism.newmail.ru/war_myth/glava_01.htm
- Но вы же не можете научить человека управлять истребителем?
- Этому тоже можно научить. Написан курс самолетовождения по опорным сигналам Шаталова.
И кто же сейчас учится по этой графоманской писанине?
"- Виктор Федорович, вы думаете, что по системе Шаталова нужно перестроить все наше образование?
- Конечно. Все готово, книги написаны, нужно готовить учителей."
http://www.peoples.ru/science/professor ... index.html
Вот пусть украинское и перестраивает.
Один из участников нынешнего московского семинара Виктора Федоровича признался, что увиденное поразило его не меньше, чем когда-то выход человека в открытый космос.
И как же зовут этого анонима?
Народный учитель СССР сегодня работает в «чужом», заграничном образовании, а сердце болит за российское. О котором он говорит не иначе как о «нашем»...
Так он гад, оказывается, работает на ЦРУ-шников, как и математик Арнольд, и приехал к нам для того, чтобы вставлять палки в колёса!
«Относительно высокий уровень нашего образования, – рассказал корреспонденту «Новых Известий» Шаталов, – держался до конца 60-х – начала 70-х, затем начался его «подрыв» в форме борьбы за массовую успеваемость. Школа потонула в липовых оценках.
Т.е. до конца 60-х советская школа выпускала в основном двоечников и честно в этом признавалась, а потом всё также продолжая выпускать двоечников, начала это скрывать. Какая наглая клевета на самое лучшее в мире образование!
Сегодня вузовские скамьи заполняют дети состоятельных родителей.
Если не пройдёшь по бесплатному конкурсу, то надо платить за обучение.
На лекциях бездельничают, занятия пропускают. Им нужен диплом, а дальше хоть трава не расти.
Если нужен диплом, то можно сразу купить липовый и повесить на стенку. А если нужен не липовый, то приходится вкалывать и на платных отделениях.
Часто бывая на производственных предприятиях России, вижу массу умной, интеллектуальной молодежи, у которой нет средств заплатить за обучение.
И поэтому она бесплатно окончила ПТУ, т.е. по-нынешнему - колледжи.
Богатые детки получат дипломы и будут подпитывать руководящие точки, а бедные пойдут к станку.
И именно поэтому этот хмырь выступает против ЕГЭ, позволяющий любому способному бедняку из сельской школы поступить в престижный городской вуз без вступительных экзаменов. А вовсе не потому, что ЕГЭ позволяет объективно оценить истинный уровень знаний его гениальных учеников. Верим-верим, ага.
Тут уже не разрушение модели образования, а строительство государства, в котором лучшие уходят вниз, в чернорабочие, а худшие без всяких целей поднимаются наверх…».
Худшие - это верно те "блатные", у кого более умные и потому более богатые родители (см.
открытия нобелевского лауреата Даниэля Канемана), т.е. те, кому их более высокие интеллектуальные способности передались по наследству?

"Математика, по его мнению, самый легкий предмет. И каждый учитель, он считает, может и даже обязан вести в своем классе все основные науки, не прибегая к помощи коллег-«предметников». С учителем-универсалом дети чувствуют себя комфортнее – нет лишних оценок, домашних заданий, вызовов к доске." http://www.newizv.ru/news/2004-03-29/5487/
Единоличная власть над учениками и их оценками, ах как это
неудобно для коррупции :lol:.
Когда-то Б.Шоу заметил: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит, как делать...»
"А кто не умеет ни того, ни другого - руководит." (с) народ
Вот, оказывается, даже Б.Шоу считал, что те, кто учит других - круглые дураки. А как Прохвессор-то (сопрепод подстилки под Биллом Гейтсом - Монахова из СПбГУ) трындел:
Вы сильно преувеличиваете роль студента в создании реального продукта. Как преподаватель скажу, что без надлежащего обучающего руководства уровень творения студента будет ниже плинтуса. Приходится снова и снова объяснять студентам, где, что и почему они сделали криво, а если не доходит - попросить внести в свой "шедевр" пару простейших доп. возможностей, чтобы они заблудились в дебрях собственного кода. После чего они делают как надо и обнаруживают, что в этом случае добавление новых возможностей - это пара строчек.
Ключевую беду нынешнего «свободного и демократического» образования Шаталов отметил очень точно, в частности: «Приезжают на семинары учителя математики (...), и сами не знают математики...»
На лженаучные семинары клюют одни неучи. Всё логично.
Как может, например, научить истории г-н с двумя верхними образованиями, не знающий по той же истории элементарных, базовых вещей?
Как, как. Всё вам разжуй. Да вот же, пример находится прямо перед вашими глазами. Объявив себя новатором, открыть свою карманную школу, и учить-учить-учить, т.е. грести гранты и плату за обучение (за выдачу корочки).
Но еще более важен тот факт, что методики Шаталова, в полном соответствии с научной традицией советской педагогики и в полной противоположности лженаучной «теории» «врожденных способностей» доказывают на практике, что «неспособных» детей просто не существует!
И что детёныш обезьяны такой же способный, как и детёныш афроамериканца.
Существуют бездарные и неумелые педагоги...
Которые не могут научить способную черномазую обезьяну даже таблице умножения!