Эфроимсон В.П.
"Генетика этики и эстетики"
"Между тем, сущность расизма и социал-дарвинизма заключается
вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые
бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного
умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чегона самом деле нет). Социал-дарвинизм заключается в утверждении,
что более обеспеченные классы или нации наследственно превосходят
менее обеспеченные, но вовсе не в признании биосоциальных факто-
ров. Поэтому надо не налагать вето на изучение отбора (естественного
и социального) у человека, а изучать его, памятуя, что еще полвека
назад самые крупные генетики того времени (Меллер, Холден, Хог-
бен) опровергли социал-дарвинизм, что, кстати, нашло свое отраже-
ние в Эдинбургском манифесте генетиков (1939) и в резолюциях
Американского общества генетики человека (1977—1978).
Социал-дарвинизм зародился задолго до появления теории Дарви-
на. Его генеалогию, тем не менее, ведут от Дарвина и особенно
от Гексли. Поэтому в качестве частной задачи возникает необходи-
мость документировать решительно враждебное отношение Гексли к
переносу дарвиновской теории естественного отбора в человеческое
общество — надо лишить родословную социал-дарвинизма и тени
благовидности.
Таким образом, для признания основного демократического прин-
ципа предоставления равных и оптимальных возможностей развития
всем людям вовсе не требуется замалчивания теперь уже бесспорного
факта генетического разнообразия человечества.
Генетика ясно установила несостоятельность принципа «или гене-
тика, или среда». Ясно, что в развитии любой особенности участвуют
и генотип, и среда. Но ясно, что в рамках обычных условий развития
соотносительное значение генотипа и среды для разных свойств,
нормальных и патологических, совершенно различно. Так, в развитии
гемофилии или множества антигенных особенностей человека прак-
тически все детерминируется генотипом (признание чего, кстати, не
помешало, а чрезвычайно помогло лечению гемофилии); генотип,
очевидно, в очень большой мере определяет «потолки» возможностей
различных компонентов психики, тогда как содержание этой психи-
ки, тоже в норме, в огромной мере определяется условиями развития.
Например, генетически детерминирована способность к членораз-
16
дельной, понятной речи, что иллюстрируется фактами наследствен-
ной глухоты, слабоумия или психоза. Наоборот, в реализации психи-
ческих потенций, в частности языковых, решающую роль играет
среда.
Еще глубже укоренилось другое, вдвойне ошибочное мнение, что
этика, мораль, эстетика целиком классово обусловлены и что они
целиком определяются воспитанием, средой (в широком смысле
слова), отнюдь не содержа в себе какого-либо биологического компо-
нента, созданного естественным отбором.
История показывает, что идеология, противоречащая общечелове-
ческой совести, для своего поддержания нуждается в таком мощном
чиновничье-шпионско-полицейско-военном аппарате подавления и
дезинформации, что становится очень затруднен подлинный накал
свободной коллективной мысли, необходимой для самостоятельного
научно-технического прогресса. Показательны в этом отношении
империи древности и королевства средневековья с их нередко вели-
колепной военной тактикой и столетиями неизменной военной тех-
никой.
Мнимая альтернатива — генетика или среда, монопольно опреде-
ляющие развитие личности, — это лишь одно из бесчисленных
противоречий, с которыми мы сталкиваемся в биологической, соци-
альной и биосоциальной сфере. Рассматривая эволюционное станов-
ление альтруизма, мы не можем не игнорировать факт влияния
постоянного естественного отбора на развитие хищнических инстин-
ктов, эмоций господства и подавления, ни существования группового
отбора в противоположном направлении. Констатируя факт генети-
ческого детерминизма, мы вынуждены считаться с тем, что все
свойства, в особенности психические, нуждаются во внешних стиму-
ляторах для своего полного проявления и, как правило, подавляются
или извращаются социальной средой.
Под словами «совесть», «альтруизм» мы будем понимать всю ту
совокупность эмоций, которая побуждает человека совершать поступ-
ки, лично ему непосредственно не выгодные и даже опасные, но
приносящие пользу другим людям. В принципе альтруизм биологи-
чески оправдывает себя преимущественно при взаимности, как это
будет показано ниже, поэтому отбор на альтруизм должен сопровож-
даться сильнейшим отбором на чувство справедливости.
"