Автор Тема: Христианская средневековая Европа  (Прочитано 80969 раз)

0 Пользователей и 33 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #100 : 28 Май, 2008, 19:58:27 pm »
Цитата: "farmazon"
Цитата: "Снег Север"
Цитата: "успокоитель"
... перепись населения, согласно которой большинство населения СССР был верующим
А несколькими сообщениями выше сей г-н уверял, что большинство красноармейцев (которые были на 99,9% малограмотными крестьянами) были атеистами...

Даже врать, неуважаемый г-н, вы не умеете толково...
достаточно вспомнить, сколько раз он уходил с форума "навсегда"

Цитата: "SE"
Цитата: "успокоитель"
если вы признаете что христиане мылись в Средних веках тогда дам ссылку  :lol:
может и мылись, но очень редко :wink:
когда под дождь попадали


о  фармазон я то думал что ты поумнел за то время пока меня тут не было
но нет тщетны были мои надежды, все те же тупо-язвительные комменты. Мне интересно тебе за что медаль дали? Что ты ценного сказал на этом форуме?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #101 : 28 Май, 2008, 20:00:38 pm »
SE

Цитировать
Цитировать
если вы признаете что христиане мылись в Средних веках тогда дам ссылку  :lol:
может и мылись, но очень редко :wink:

Меня статья с абсентис очень удивила, причем там все достаточно хорошо аргументировано


мне такой ответ не удовлетворяет - потому оставатйесь без ссылки пока.
Абсентис отказался от моего предложения устроить публичный спор - если вы хотите занять его место пожалуйста - вы готовы спорить со мной до конца?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #102 : 29 Май, 2008, 00:22:46 am »
Цитата: "успокоитель"
ой ну что за детский лепет?
1. атеисты давно уже были в России. Потому то я и иронизировал дескать Достоевский фантастом что  ли был, если писал о "несуществующих" атеистах. Вспомните одине из любимых фактов атеистов, когда большинство  офицеров перестало приходить на службу когда это стало необязательным.
Как нехорошо, успокоитель. Пофигизм это не атеизм. Лень идти на службу это еще не атеизм, а лишь указывает на то, что Церковь не имела значения для этих людей. Ваши рассуждения здесь похожи на детский лепет, это точно. Красноармеец это вчерашний крестьянин или рабочий, который ещё наполовину верующий, но по имманентной русской традиции недолюбливает (а иногда и ненавидит) богатых и попов (иногда знак равенства можно ставить  :lol: ).

Цитировать
2. большинство молодых мужчин (а именно "они были красноармейцами") как видите из письма кагановичу были атеистами.
:lol: Доказывайте. только уточните, что вы в это понятие вкладываете. У Пелевина кажется был такой момент: "Он крестился как настоящий атеист - снизу вверх и слева направо".  :lol:

Цитировать
3. а у вас есть справка что среди крестоносцев не было катаров скажем? или язычников? может это они резали мусульман? ну чтож доводить все до абсурда так доводить.
Может быть и были. Всё таки разница между катаром и мусульманином велика, хотя катары были к ним терпимее. Но в крестовых походах принимали участие священослужители (вплоть до епископов), да и крестоносцы по сути являлись католическими монахами.

Цитировать
крепостной имел право на жизнь, имущество и закуп (выкуп из зависимости) и обязательно наделялся землей. По сути крепостной это арендатор который отдает в залог себя. раб не имел ничего.
Это вы мне учебник пытаетесь пересказать. А если подумать? Какое же право на жизнь имел крестьянин, если его могли засечь насмерть. Имущество это тож момент условный, потому как вряд ли феодал позарится на любимый топор крепостного. Насчёт аренды самого себя можно отметить, что это механизм закабаления крестьян, НО не суть его. Так что хрен редьки не слаще. Вот вам тож можно теоретически миллион баксов заработать честным путём. Вперёд.

Цитировать
папа непогрешим но не в том смысле
http://www.st-tatiana.ru/text/34485.html
То что он говорит на посту папы непогрешимо ибо он выражает роль Бога, так как католики считают его наместником. Ну и кто ему мешал издать буллу против рабства я вас спрашиваю?

Цитировать
Это довольно новый догмат. Он был принят только в 1870 г. на Первом Ватиканском Соборе, который католики называют Двадцатым Вселенским. [/b]
Есть ещё догмат "утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра". Этого вполне достаточно.

Цитировать
Многое было попущено потому что заставить евреев сразу перейти к Новозаветной хотя бы нравственности было нереально...
Для кого нереально? :shock: Для Бога? :lol: Дык внушил бы им высокую нравственность.

Цитировать
Цитировать
]Но заметьте это не норма. Вы же не держите дома рабов.
....]И тогда убийство не считалось нормой и налсилие. Да и деспотию многие философы осуждали.
ну и в средних веках все это не было нормой и деспотию многие осуждали.
Лады. Скажу по другому. У вас же нет крепостных. И на службу вас никто не гонит.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн SE

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 758
  • Репутация: +3/-0
(Нет темы)
« Ответ #103 : 29 Май, 2008, 03:36:05 am »
Цитата: "успокоитель"
мне такой ответ не удовлетворяет - потому оставатйесь без ссылки пока.
наверное еще не нашли ссылку? :)

Цитата: "успокоитель"
Абсентис отказался от моего предложения устроить публичный спор - если вы хотите занять его место пожалуйста - вы готовы спорить со мной до конца?
Может у автора нет времени на перепалку? Вообще-то, в таких случаях не устраивают публичные перепалки, а пишут свою рецензию. Кто вам не дает написать рецензию-опровержение и опубликовать ее?

я не историк, поэтому не решусь.. да и искать серьезные материалы времени нет :wink:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от SE »

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #104 : 29 Май, 2008, 08:07:55 am »
Цитата: "Снег Север"
Цитата: "успокоитель"
из того что население было в большинстве  верующим не следует, что элита , правительство и войска верные им были верующим (в истории немало тому аналогий) тем более что не все красноармецы были замечены в осквернениях - такого я не утверждал.
Ну вот, пошли демагогические увертки... Скучно!

вы хотите оспорить тот факт что Великая индуистская нация веками жила сначала под исламским владычеством, потом под британским? Или что не менее великая китайская нация жила под гнетом малочисленных маньчжуров?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #105 : 29 Май, 2008, 08:22:52 am »
SE

Цитировать
наверное еще не нашли ссылку? :)
у меня в папке на компе собран весь материал который я постепенно надыбал за месяцы работы в сети - там она и валяется. Я вот сижу и думаю зачем я должен искать эту страницу если вы и так уверены что христиане не моются?
Я так понял что даже если бы я вас скатал на машине времени в Средние века и показал бы моющихся христиан, то это нисколько бы ни поколебало вашей уверенности в обратном.

Цитировать
Может у автора нет времени на перепалку? Вообще-то, в таких случаях не устраивают публичные перепалки, а пишут свою рецензию. Кто вам не дает написать рецензию-опровержение и опубликовать ее?
я уже опубликовал ее
http://ateismy.net/content/spravochnik/ ... _tema.html

Абсентис за ходом моей работы следил и посмеивался, дескать ждет успока "полная ж..па". А как пришел черед "отвечать за базар" так сразу в кусты. А почему ? Да потому что чувствует что я его "сделаю".

А ведь в мою статью не вошло еще немало материалов, ну например
подтирание мусульманами своего зада камнями и пометом - а ведь написано сие, страшно сказать где, - в хадисах!
и это при том, что арабы представлены в статье как законодатели мод. И между прочим Ле Гофф, которого дядя Абсентис цитирует весьма скептически относится к решающей роли влияния арабов на состояние всего в Европе.

ну вообщем еще много чего могу сказать я, но боюсь ваши мозги порвать.  :lol:

Цитировать
я не историк, поэтому не решусь.. да и искать серьезные материалы времени нет :wink:

совершенно верно , вы не историк, Рендалл не историк, абсолютное большинство сетевых атеистов не историки, но...
тем не менее вы будете с уверенностью оракулов и дальше вещать о тотальной нечистоплотности в Средние века и винить в этом христиан.
А почему?  - да потому что вам это выгодно.
Нет у вас правды - плевать вы на нее хотели.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн SE

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 758
  • Репутация: +3/-0
(Нет темы)
« Ответ #106 : 29 Май, 2008, 10:48:36 am »
:?
« Последнее редактирование: 29 Май, 2008, 11:38:47 am от SE »

Оффлайн SE

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 758
  • Репутация: +3/-0
(Нет темы)
« Ответ #107 : 29 Май, 2008, 10:48:51 am »
Цитата: "успокоитель"
SE

Цитировать
наверное еще не нашли ссылку? :)
у меня в папке на компе собран весь материал который я постепенно надыбал за месяцы работы в сети - там она и валяется. Я вот сижу и думаю зачем я должен искать эту страницу если вы и так уверены что христиане не моются?
Я так понял что даже если бы я вас скатал на машине времени в Средние века и показал бы моющихся христиан, то это нисколько бы ни поколебало вашей уверенности в обратном.
посмотрел опровержение. соглашаюсь - корреляция не выявлена :wink:


Цитата: "успокоитель"
Цитировать
я не историк, поэтому не решусь.. да и искать серьезные материалы времени нет :wink:
совершенно верно , вы не историк, Рендалл не историк, абсолютное большинство сетевых атеистов не историки, но...
тем не менее вы будете с уверенностью оракулов и дальше вещать о тотальной нечистоплотности в Средние века и винить в этом христиан.
А почему?  - да потому что вам это выгодно.
Нет у вас правды - плевать вы на нее хотели.
Ну вот начинается - атеисты лжецы, а православные нет.

Со строны церкви не меньше лжи и подтасовок.

В чем же моя выгода? Я не разделяю историю на черное и белое, а хочу узнать правду.

Рендалл уже вроде согласился я тоже, как раз только на атеистических форумах можно выяснить правду, а на православном форуме затерли бы без объяснений.

ну а на результат и причину революции 1917 уВас очевидно не объективный взгляд... и в этой статье не забыли упомянуть ненавистных вам красноармейцев:

Цитировать
Вырванная из потолка с мясом висячая лампа втоптана в кучу испражнений. Возле лампы - записка: "Спасибо тебе за лампу, буржуй, хорошо нам светила" .

Цитировать
"Вчера в селе Малиновке осквернен был храм, в котором зарезали корову и испражнялись на Николая Чудотворца. Другие деревни возмутились и вырезали 40 человек. Малочисленные казаки зарубают крестьян, но это не отрезвляет."(Письма Столыпина Письмо О.Б. Столыпиной 30 октября 1905 г. )

Цитировать
"Особенно глумлению подвергались народные верования, в домах иконы срывались и выбрасывались, в одном доме коммунист снял лампадку от икон, испражнился в нее и повесил опять перед иконою."
Кто виноват что людей довели до такого состояния, что они испражнялись на икону? Значит такова была культура в царской Росии.

Ведь крестьяне и рабочие не получали образования, с ними обращались как с животными.. откуда у них будет культура и любовь к церкви, которая поощряла такое состояние вещей?

Так что здесь Вы сами теряете объективность(в чем обвиняете Абсентиса) и ставите эти явления в зависимость с атеизмом :wink:

.
« Последнее редактирование: 29 Май, 2008, 10:55:25 am от SE »

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #108 : 29 Май, 2008, 10:50:48 am »
Рендалл
Цитировать
Красноармеец это вчерашний крестьянин или рабочий, который ещё наполовину верующий, но по имманентной русской традиции недолюбливает (а иногда и ненавидит) богатых и попов (иногда знак равенства можно ставить  :lol: ).
дорогой вы мой атеист, если бы народ ненавидел попов, то он сам бы ворвался бы в храм, поубивал бы всех попов и изгадил бы там все.
Однако осквернения и убийства попов начинались только там где появлялись красные, испражнялись только красноармейцы  - то бишь коммунисты, а уж отношение коммунистов к нашей религии увы прекрасно известно.
Поэтому не надо про весь народ врать.


Цитировать
Цитировать
3. а у вас есть справка что среди крестоносцев не было катаров скажем? или язычников? может это они резали мусульман? ну чтож доводить все до абсурда так доводить.
Может быть и были. Всё таки разница между катаром и мусульманином велика, хотя катары были к ним терпимее. Но в крестовых походах принимали участие священослужители (вплоть до епископов), да и крестоносцы по сути являлись католическими монахами.
а командовал красоармейцами атеист Ленин и атеист Троцкий.

Цитировать
Это вы мне учебник пытаетесь пересказать. А если подумать? Какое же право на жизнь имел крестьянин, если его могли засечь насмерть. Имущество это тож момент условный, потому как вряд ли феодал позарится на любимый топор крепостного. Насчёт аренды самого себя можно отметить, что это механизм закабаления крестьян, НО не суть его. Так что хрен редьки не слаще. Вот вам тож можно теоретически миллион баксов заработать честным путём. Вперёд.
ну уж извините
если вас и официальные документы не убеждают... думать конечно можно что угодно например допустить что Ленин на самом деле верил в ацтекского Уицолопочтли и тайком в Смольном пиносил ему жертвы.

Значение слова "Крепостное право" в Большой Советской Энциклопедии
http://bse.sci-lib.com/article066160.html

Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. «Основной признак крепостного права тот, что крестьянство... считалось прикрепленным к земле, - отсюда и само понятие - крепостное право» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75-76).

Цитировать
.....Для кого нереально? :shock: Для Бога? :lol: Дык внушил бы им высокую нравственность.

вот вы мне скажите, вам можно внушить нравственность?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #109 : 29 Май, 2008, 10:58:27 am »
Кстати

Религия в жизни русской деревни 1920-х годов
Мякотин А.А. СамГУ, к.и.н., ст. преподаватель

http://www.saminfo.ru/~samds/Text/Verti ... 003/13.htm

В 20-е годы XX века Советское государство интенсивно формировалось. Однако сам тип его в основных чертах определился. Это было государство идеократическое; атеизм был одной из основ его официальной доктрины. Вытеснение религии из сознания и быта большинства населения страны – крестьянства, замену ее собственной квазирелигиозной идеологией центральное руководство относило к числу наиболее важных политических задач.

Религия была глубоко укоренена в традиционном укладе крестьянского бытия. В начале 1920-х годов после всех пережитых потрясений могло создаться впечатление, что деревенская жизнь продолжается в своем прежнем течении. В предписанные церковью дни большинство крестьян постилось, в праздники церкви были переполнены. Сельчане по-прежнему приглашали священников для совершения молебнов (при выгоне скота, о дожде и т.д.). Помимо главных общецерковных праздников – Рождества, Пасхи, Троицы – в каждой деревне отмечали местные - «заветные», приходские - праздники. Они отмечались особенно торжественно. Некоторые из праздников «по завету» были установлены на памяти деревенских старожил. После избавления от какого-нибудь несчастия (падеж скота, пожар, засуха), которое связывалось с вмешательством высших сил, крестьяне «заветились»  (давали обет)  отмечать  в  этот  день праздник [1].

Тем не менее, внимательные наблюдатели замечали перемены, произошедшие в инертном укладе крестьянской жизни. Отношение крестьян к религии изменилось. Сельские жители заполняли храмы только в престольные и большие праздники; в прочие дни они пустовали. В будни службы в деревенских церквях не совершались. Даже по воскресеньям отмечались, хотя и очень редко, немыслимые прежде случаи, когда из-за отсутствия в церкви прихожан приходилось отменять службы [2]. В воскресные дни в церковь редко приходило больше двух-трех десятков человек, в основном стариков и женщин. Утверждение о том, что в 1920-е годы религия сохранялась в деревне благодаря женщинам, не было большим преувеличением. Они гораздо чаще ходили в церковь (полвека назад иногда отмечалась иная ситуация), прилежнее соблюдали ее предписания [3]. Деревенские мужчины избегали казаться набожными. Все чаще им был свойственен рационализм, индифферентное отношение к религии.

20-е годы XX века были отмечены нарастающим равнодушием сельского населения к церкви. При этом, по нашим наблюдениям, вера не вытеснялась «сознательным» атеизмом, антирелигиозными убеждениями. Можно говорить лишь о растущей религиозной индифферентности крестьян.

А.М. Большаков передавал примечательный разговор, состоявшийся у него с сельским священником летом 1923 года: «Много ли народа бывает в церквах?»

– «Совсем перестали ходить. Только женщины еще заглядывают, а то хоть церковь закрывай».

– «Почему же так? Ведь раньше ходили…».

– «И усердно… Времена, надо полагать изменились… Сами знаете: религию гнали, над религией насмехались».

– «Допустим, вы правы. Но ведь испытания смущают маловеров, а веру верующих закаляют. Где же они, эти верующие крепко и до конца? Ведь «претерпевый до конца спасется». Где же эти жаждущие спасения?»

…Священник (и не он один мне в этом признавался) машет рукою: «Что говорить! Все оказались маловерами, стадо разбежалось…» [4].

Очевидное охлаждение сельских жителей к религии не было следствием пропагандистских мероприятий властей. В нэповской деревне атеистическая пропаганда практически не велась. Сельские партийные ячейки переживали организационный кризис и были мало дееспособны. Низовые партработники уступали многим сельчанам в культурном уровне и политической осведомленности, не пользовались в деревне авторитетом. Гораздо более активным и организованным был комсомол. В своих насмешках над церковью комсомольцы во многом воспроизводили старый стереотип поведения деревенских вольнодумцев, «богоборцев» [5]. Однако их критические нападки, зачастую оскорблявшие чувства верующих, никого не отталкивали от религии. Они приводили, скорее, к обратным результатам. Преобладающая крестьянская оценка антирелигиозных акций деревенских комсомольцев была: «хулиганство» [6]. Лекции антирелигиозного содержания, которые читали заезжие лекторы и школьные работники, также не оказывали на сельчан большого влияния [7]. Отношение крестьянства к религии в послереволюционное десятилетие трансформировалось стихийно под влиянием изменившихся условий жизни и самого атеистического духа эпохи.

Происходившие изменения стали особенно очевидными после 1924 года, когда проявился рост общественной активности крестьянства. Он был взаимосвязан, по нашим наблюдениям, с известной рационализацией крестьянского сознания. Крестьяне перестают отмечать некоторые из местных, «установленных отцами и дедами», праздников.

В обследованной А.М. Большаковым Горицкой волости Вологодской губернии с середины 1920-х годов сохранялось в среднем два-три приходских праздника вместо прежних четырех-шести. Сельские жители подчеркивали, что оставшиеся праздники им необходимы, поскольку иначе «слишком строго будет… надо же с родными, с друзьями-приятелями встретиться, попить-погулять…» [8]. Вместе с тем, рост социальной активности, осведомленности и грамотности деревенского населения в ряде случаев сопровождался оживлением интереса к религии. Некоторых сельчан увлекал духовный поиск. Во второй половине 1920- годов несколько возросли влияние и распространение сект. Порой они казались гораздо предпочтительнее находившейся в упадке церкви, привлекали крестьян рационализмом учения, доходчивостью его разъяснения. Гонения на церковь, неумелая антирелигиозная пропаганда также были в числе причин отдельных всплесков сочувственного отношения к церкви.

Новым явлением в религиозном быте деревни, характерным для 1920-х годов, стал «ряд» – договор сельского общества со священником. Сельский священник не присылался епархиальным руководством, а именно «рядился» на собрании домохозяев. «Ряд» оформлялся как приговор сельского схода. В нем детально, по пунктам регламентировались хозяйственные условия соглашения «мира» со своим пастырем. Оговаривались, в частности, размеры помощи семье священника хлебом, инвентарем, в обработке земли и т.д. Эти вопросы оживленно обсуждались собранием. Многих крестьян интересовало, велика ли семья священника, поскольку многодетный будет брать большие «требы» (после расходов на водку они были главной расходной статьей в бюджетах крестьянских хозяйств). Духовное образование священнослужителя, его качества как проповедника гораздо меньше интересовали крестьян. Известная поговорка – «что ни поп, то батька» – довольно точно отражала их отношение к «кандидату в священники».

В 1920-е годы практически нивелировались различия между крестьянской массой и священниками в образе жизни, быте, нравах. Земельные владения приходов значительно сократились; большинство священников теперь сами обрабатывали землю. А. Гагарин, автор ценного литературно - социологического описания нэповской деревни, не без иронии замечал: «Упадок церковной жизни не затронул существа церковного обрядоверия, а лишь демократизировал быт и нравы духовенства. Когда мы встретили в Ярковицах субъекта в рубахе, с шапкой набекрень, рядом с «подругой жизни», прогуливающегося вокруг облинялой церкви, то сразу узнали ее реформированного настоятеля» [9]. Крестьяне, как правило, относились к священникам добродушно, как к привычному атрибуту деревенской жизни. Однако подобная «демократизация нравов», сокращение почтительной дистанции в отношениях со священнослужителями отнюдь не способствовала пиетету перед ними.

Спад интереса к религии, отмеченный многими современниками, показывал, на наш взгляд, известную поверхностность крестьянской религиозности. Для крестьян была важна внешняя, обрядовая сторона религиозной жизни. Структурные изменения в управлении церковью, ее взаимоотношения с государством, деятельность высших иерархов мало интересовали деревенских жителей. Важнейшие события – арест и освобождение патриарха Тихона, появление и противостояние новых религиозных организаций («Живая церковь», «Возрождение»), волновавшие активную часть городской религиозной общественности, - не нашли отклика в деревне. В то же время крестьянское «обрядоверие», верность традиции были важной причиной устойчивости позиций религии в нэповской деревне. Другой её причиной был коллективизм крестьянства. Сельские жители не могли допустить закрытия церкви, утверждая: «Религия не нами начата. Кругом будут креститься, отпеваться, венчаться, - а мы без всего этого? Таких дел пока еще нигде не слыхать в нашей округе. Что же мы, первыми что ли будем?» [10]. Октябрины, красные похороны, гражданский брак не получили распространения, хотя в конце 20-х годов практически в каждой деревни были 3-4 невенчанные семейные пары. Объяснение следует искать в торжественности церковного ритуала. Один из лучших знатоков деревенской жизни этого времени заключал: «Как-то мало прийти в заплеванный административно-гражданский отдел и там просто «зарегистрироваться» у равнодушного ко всему советского чиновника. Церковь одевает и рождение, и брак, и смерть в пышные одежды обрядности» [11].

Наибольшее влияние официальный атеизм имел на демобилизованных красноармейцев. Однако религия, являясь частью деревенского быта, оставалась властным явлением. После возвращения из армии многие из них, подчиняясь установленному порядку жизни, вновь начинали посещать церковь. На протяжении 1920-х годов соотношение верующих и неверующих в деревне изменилось. Сельские жители старшего поколения – 30-35 лет и более, - как правило, сохраняли веру. Молодежь, более восприимчивая к «духу времени», впитала критическое отношение к религии.

В двадцатые годы в деревне не было противостояния верующих и безбожников. Мы объясняем это аномией, неопределенностью социальных представлений о «правильном» отношении к религии, что характерно для переходного времени. Верующие терпимо относились к атеизму односельчан. Фанатизм, религиозная экзальтированность совершенно не были характерны для деревни этих лет. Родители, оставаясь людьми религиозными, не препятствовали атеистическому воздействию на детей властей и школы. Атеисты столь же терпимо относились к верующим. В воспоминаниях известного философа А.А. Зиновьева приводится весьма символичная, характерная для 1920-х годов деталь: в их доме за одним столом нередко сидели священник и партийные работники. Порой представители власти сидели на почетном месте под главной иконой [12]. Руководящие работники отмечали, что сельские партийцы являются плохими «проповедниками атеизма» даже в своих семьях. В домах большинства из них висели иконы. В праздники к ним заходили священники, - коммунисты уходили на время совершения молебна. Уездное и губернское партийное руководство время от времени получало информацию о том, что тот или иной деревенский коммунист крестил ребенка. Впрочем, эти случаи были очень редкими.

Вера и неверие уживались не только в общественной жизни, но и в душах людей. В работе Л. Григорова, основанной на личных наблюдениях автора, негативно характеризовалось поведение одного «шкраба» – заведующего сельской школой. С эмоциональным подъемом читая антирелигиозные доклады, он, тем не менее, каждую субботу под звон церковных колоколов зажигал дома лампадку [13]. Возможно, в этом не было лицемерия. Подобные примеры нередко были проявлением «разорванности» внутреннего мира людей, живших в переходную эпоху.

Церкви в деревне стали закрывать в 1930-е годы с началом коллективизации. Сельское население отнеслось к этому довольно равнодушно, открытый протест был редкостью. Свою роль здесь сыграл массовый отток деревенских жителей в города. Религиозность крестьянства не была интенсивной, порой граничила с отсутствием религиозных чувств. В 1920-е годы индифферентное отношение сельчан к религии нарастало. Огромная крестьянская доверчивость к обещаниям властей, привычка преимущественно к пассивному протесту способствовали успеху антицерковной политики. Антирелигиозные мероприятия государства все чаще находили поддержку со стороны значительной части деревенского населения, прежде всего молодежи, с энтузиазмом воспринимавшей безбожие как новую религию.

 

1.      Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни. Ч.II. Старый и новый быт. М.-Л., 1926. С. 78-79.

2.      Гагарин А. Хозяйство, жизнь, настроение деревни. М.-Л., 1925. С. 83.

3.      Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 126.

4.      Большаков А.М. Деревня. 1917 – 1927. М., 1927. С. 406-407.

5.      Фитцпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001. С. 45.

6.      Большаков А.М. Указ. соч. С. 413.

7.      ГАСО. Ф. р-81. Оп. 1. Д. 629. Л. 34.

8.      Большаков А.М. Указ. соч. С. 412..

9.      Гагарин А. Указ. соч. С. 83.

10. Большаков А.М. Указ. соч. С. 407.

11. Там же. С. 412-413.

12. Зиновьев А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. М., 2000. С. 59.

Григоров Л. Очерки современной деревни. Ч.II. М., 1925. С. 34.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!