«... 24 октября 1964 года, во время запуска баллистической ракеты Р-16. Из-за грубейших нарушений предполетной подготовки вторая ступень ракеты заработала прямо на пусковом столе, уничтожила первую ступень и воспламенила находившееся в ней токсичное топливо. Волна огня за считанные секунды распространившаяся на сотни метров,
унесла жизни, по разным данным, от 126 до 268 человек, в том числе и
главкома РВСН маршала Неделина.
Вторая катастрофа произошла на космодроме Плесецк в марте 1984 года во время запуска ракетой типа «Восход» искусственного спутника, принадлежавшего Министерству обороны.
Жертвами этой аварии стали 57 человек....
Подготовка этого полета проходила едва ли не в авральных условиях: советские космонавты уже два года не были на орбите, а американцы на кораблях серии Gemini совершили за это время уже десяток полетов, проводили маневрирование корабля и стыковку с беспилотным аппаратом. Поэтому
нужно было срочно «порадовать родину» новым космическим достижением в год 50-летия Октября и накануне майских праздников. К тому же за несколько месяцев до старта Комарова ушел из жизни Сергей Королев, и необходимо было показать, что после такой потери советская космонавтика не остановилась в развитии и готова выйти на новый уровень. Поэтому и перед запуском пилотируемого «Союза» вопреки правилу, установленному самим Королевым, провели не три, а один беспилотный запуск нового корабля. И программу полета составили максимально сложно. На следующий день после старта Комарова был назначен выход на орбиту еще одного «Союза» уже с тремя космонавтами на борту. Затем предполагалась стыковка обоих кораблей и переход двоих космонавтов через открытый космос на борт Комарова, расстыковка и подготовка к посадке.
Взлет Комарова прошел успешно, однако уже на орбите, несмотря на все попытки, так и не раскрылась солнечная батарея, и корабль остался без источника энергии. На земле приняли решение: свернуть программу полета, отменить запуск второго «Союза» и как можно быстрее посадить первый корабль.
... Прибывшие на место посадки спасатели сразу обнаружили, что «Союз» разбился и космонавт погиб при ударе о землю.
... Осознав, что ничто его не спасет, он попрощался с женой и друзьями и
на чем свет стоит ругал советское руководство, отправившее его в полет на неподготовленном корабле.
...
Этой трагедии можно было избежать, если бы на космонавтах были надеты скафандры, а не просто спортивные костюмы, но в «Союзе» могло разместиться только два человека в скафандрах.
Лететь же надо было обязательно втроем, потому что американские астронавты летали к Луне в трехместных «Аполлонах».»
(© Сергей Ярцев, журнал «Аэропорт» №4 (33) май 2007 г.)«Перед запуском «Союза-1»
инженеры зафиксировали около 200 конструкционных дефектов, однако правительство настояло на выполнении миссии в заданные сроки, чтобы сохранить за собой превосходство в космической гонке с США и первыми высадиться на Луну.»
(© Википедия)«10 июля
министр С.А. Афанасьев писал: "Основные и самые тяжелые по последствиям аварии систематически происходят с объектами разработки ЦКБЭМ (бывшего ОКБ-1 С.П. Королева); достаточно посмотреть на исход летных испытаний всех четырех кораблей «Союз», чтобы убедиться в изобилии недоработок... Следует признать, что подготовка к полету космонавтов на кораблях «Союз» велась без должной серьезной отработки этого корабля на земле и в полете; что при каждом полете имели место серьезные ненормальности, каждый раз разные, и перед полетом космонавта
не было сделано ни одного нормального пуска корабля «Союз»."»
(© Игорь А. Муромов: «100 великих авиакатастроф»)«В своей книге
бывший заместитель Главного конструктора Борис Черток честно рассказал о том, что
в ходе наземных испытаний первого беспилотного корабля выявилось огромное количество дефектов - 2 123. И даже после их исправления уже на космодроме обнаружили еще три сотни неисправностей. ... Мало кто знает, что в секретном постановлении ЦК КПСС от 3 декабря 1963 года об облете Луны и в последующих документах устанавливался очень жесткий график: первые испытательные полеты кораблей начать в 1964-м, а штатную эксплуатацию - в 1965-1966 годах. Сегодня мы знаем, что на создание современного космического корабля требуется не менее 10 лет. А тогда в ЦК считали, что раз "Восток" сделали за два года, то и "Союз" можно построить за такое же время. Но "директива партии" не выполнялась. Ни в 1964-м, ни в 65-м, ни в 66-м новый корабль так и не взлетел. Американцы уже во всю готовились к экспедиции на Луну, запускали на околоземную орбиту с интервалом в несколько месяцев двухместные корабли "Джемини" с астронавтами, заканчивали строительство "Аполлона", а мы вообще прекратили пилотируемые полеты.»
(© Виталий Головачёв: «Космонавт был обречён», «Труд» № 43, 10 марта 2004 г.)«
Борис Черток, академик РАН:
- То, что случилось с Комаровым, - это наша ошибка, разработчиков систем. Мы пустили его слишком рано. Не доработали "Союз" до нужной надежности. ... И даже после пуска Титова мы детально просматривали телеметрию и хватались за голову: ах, как же мы проскочили!..
Гибель Комарова на совести конструкторов.»
(© Наталия Ячменникова: «Схватка в космосе», «Российская газета», №308 от 26 апреля 2007 г.)«Для полета на Луну требовался сверхмощный носитель. Таким носителем в проекте Н1-Л3 была ракета Н1. Из-за отсутствия в СССР мощных ракетных двигателей на ее первой ступени было установлено 30(!) двигателей.
В США при разработке мощных носителей серии "Сатурн" был выполнен очень большой объем наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов.
Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты "Сатурн-5".
Ракету же Н1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранение причин неисправностей, проявляющихся при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности этот путь оказался слишком долгим и дорогостоящим.
Всего было выполнено четыре пуска ракеты Н1. Все они завершились авариями, произошедшими еще до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н1: ракета сразу после же отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив.»
(© [url=http://www.skeptik.net]www.skeptik.net)[/url]«Американская лунная программа была успешно продолжена. Запущено 17 кораблей этой серии. По официальным данным НАСА,
не произошло ни одного сбоя ракеты-носителя “Сатурн”, спроектированной немецкой группой ракетчиков под руководством Вернера фон Брауна.
...
Предстояло отработать технику стыковки с ней транспортных кораблей “Союз”. Первый такой полет прошел успешно 23 апреля 1971 года ...
Слово космонавту Алексею Леонову: “Ошибка была заложена в конструкции. ...”.
...
Катастрофы буквально преследовали советскую лунную программу пилотируемых полетов. Ракета Н-1, которая должна была доставить экипаж сначала из двух, а затем из трех космонавтов, никак не хотела взлетать. Раз за разом образцы этой ракеты взрывались на стартовом столе или в воздухе, разнося все вокруг. Объятые пламенем, они падали, и в их огне с каждым пуском все больше и больше таяла надежда попасть на Луну.
В феврале 1969 года ракета-носитель Н-1 впервые стартовала. Из-за пожара в хвостовом отсеке после 70 секунд полета она взорвалась. Вторая ракета Н-1 взорвалась при самом запуске, разнеся весь стартовый комплекс! (
А в это время 21 июля 1969 года американский астронавт Нейл Армстронг уже ступил на поверхность Луны.) Много позже после этой трагедии в июле 1971 года была предпринята попытка третьего запуска отечественной ракеты Н-1: ракета закрутилась на старте, ее двигатели проработали всего 7 секунд, она также взорвалась.
Четвертый старт состоялся лишь в ноябре 1972 года. (
До конца декабря 1972 года все “Аполлоны”, а их было 17, уже отлетали, и американская лунная программа была прекращена. )
Наша четвертая по этому трагическому счету ракета Н-1 через 70 секунд работы двигателя (опять 70 секунд!)
вновь взорвалась: взрыв, как в первом, во втором и третьем случаях, произошел в хвостовом отсеке.
Этой ... катастрофой была поставлена точка в советской лунной пилотируемой программе. В данном варианте она уже никогда больше не возобновлялась.
В это время ... американская космонавтика внезапно расцвела. Своим успехам она, несомненно, должна быть обязана трофейной немецкой технике (было вывезено 100 образцов ракеты А-4) и головам немецких ракетчиков.
Однако и тут были неудачи и аварии.
Самая крупная случилась с космическим кораблем “Аполлон-13”. До него благополучно отлетали десятый, одиннадцатый (прилунился) и двенадцатый (тоже высадился на Луне), а на этом роковом числе везение закончилось.
Внутри “Аполлона-13” прямо в полете взорвался бак с горючим и американские астронавты едва вернулись домой. Вернулись с полпути к Луне.»
© Лев МЕЛЬНИКОВ, академик Российской академии космонавтики имени К.Э.ЦиолковскогоГ-н Antediluvian! Есть предел у Вашего цинизма?