2
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который
говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является
Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю
Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца
своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в
пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Комментарий:
В ст. 5 и 6 говорится о пророке, предсказавшем рождение Христа. Очевидно это пророк Михей (ок. 790-750 г. д. э.). Вот, что он писал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле и которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И... будут жить безопасно, ибо тогда он будет великим до краев земли. И будет он мир».
Иудейские теологи увидели в этих строках пророчество о будущем мистическом мессии, а ранние христиане — об Иисусе Христе, который по евангелиям как раз и родился в Вифлееме (Мф. 2:1, 5; Лк. 2:4, 15; Ин. 7:42). Этих взглядов и до сих пор придерживаются иудейская и христианская традиции.
Однако, при внимательном рассмотрении пророчества, возникает вопрос: разве Иисус Христос был владыкой (царем) Израиля? Конечно же нет! Вот поэтому-то в евангелиях слово «владыка» заменено на слово «вождь», что в корне меняет пророчество! Вождь может и не быть царем! Но Михей, по мнению многих библеистов, имел в виду именно царя, который бы возглавил иудейское государство в то тяжелое для него время. Поэтому пророчество Михея никакого отношения к Христу не имеет. А если в евангелии дано не пророчество Михея, так чье же???
Следует отметить, что избиение младенцев в Вифлееме приводится только в Библии и нигде в исторических документах не встречается. Царство Ирода достаточно хорошо изучено на основании многих фактических материалов, поэтому отсутствие объективных фактов об избиении младенцев указывает на выдуманность этой истории.
Выводы:
1. В евангелии от Матфея осуществляется прямая подтасовка оракула пророка Михея в отношении царя-спасителя Израиля. Исказив смысл пророчества, автор евангелия утверждает, что пророк предсказал появление Христа, однако прочтение оригинала оракула Михея показывает на явное его отличие от вставленного в евангелие.
2. События в Вифлееме не подтверждаются историческими исследованиями царствования Ирода. Нигде, кроме Библии, не говориться о таком неординарном событии, как избиение младенцев. Если бы такое злодеяние действительно имело место, то о нем, наверняка, остались бы какие-то документы.