.... И это подчинение не есть единичный акт ....
Думаю, это одно из основных условий, которое почему-то Марксом и не выделено.
Поэтому и возникают аналогии, типа франклиновских
А еще, конечно, и образное мышление. Притом тоже не единичных образов,
а динамичное и со связями.
Очень близко к этому подходят домашние животные.
Опять же пример: была у меня собака, которая снимала при звонке
телефонную трубку (помните такие аппараты были). Обратите внимание:
никто ее этому не учил, и этот процесс не связан с добыванием пищи или
обустройством жилища и т.п. Тем не менее, дальше этот процесс не шел.
Она слушала голос в трубке, дышала в нее, но отвечать --- не отвечала
и обратно на рычаг трубку не вешала...
Такое ощущение, что существует некий "ступор" при построении логических
связей у животных по сравнению с человеком. Ведь, те же "маугли" при
возвращении в социум не испытывают подобных проблем.
И, думаю, дело здесь не в размере мозга, а именно в организации и внутренней
структуре. А почему произошла подобная эволюция (мозга) и что она из себя
представляет --- вопрос на будущее.
А теперь, вообще, крамольную мысль выскажу.
А у тех гоминид, у которых подобная эволюция не произошла, выжить, к сожалению,
шансов не осталось.
Хотя, единственность нашего вида удручает, а порой и дает почву для
нездоровых умозаключений (типа веры).
Остается только надеяться, что в будущем при изменении внешних условий
кто-нибудь сделает подобный "скачок" в эволюции.
А завораживает мысль о том, что этот "скачок" может иметь совершенно
другое направление нежели то, которое привело к появлению Homo Sapiens.
---------------------------
Решил дописать, а то возможно недопонимание.
Я не имею в виду изменение принципов
объективного исследования мира,
а скорее изменение
методов.
Опять же на примерах:
Считаю, что галилеевские принципы относительности и сложения скоростей
у детей достаточно развиты. Тем не менее "житейский опыт" и "авторитетное
мнение взрослых" делают свое черное дело.
А вот пример
возможной реализации вышесказанного:
Для человека интуитивно понятно, что в окружающем мире существуют, как
коммутативные операции, так и некоммутативные. Однако осознание этого
происходит достаточно в зрелом возрасте. А к примеру, в математике эти
понятия стали широко использоваться, вообще, недавно. Но совершенно
понятно, что коммутирующие операции всего лишь частный случай.
Однако, понимание этого факта для человека на ранней стадии развития
неведомо. Что совершенно не означает невозможности повышения уровня
абстракции для других возможных видов.