Законы Ньютона, как описание материальных взаимодействий, остались в науке и сегодня. А идеалистическая «подкладка» в виде абсолютного времени и пространства-контейнера, остались лишь в истории науки.
Но эта идеалистическая подкладка была заменена на не менее идеалистическое пространство-время Эйнштейна. Да и пространство-время является частью законов Ньютона, т.к. без него их нельзя сформулировать. Если ньютоновское пространство и время идеалистичны, то законы Ньютона тоже идеалистичны (не в том смысле, что они не связаны с нашими ощущениями, а в том, что они - формы, абстракции)
тогда наука от средневекового идеализма и попыток воплотить в практике схоластические идеи (алхимия, астрология) повернула к материализму, к изучению реального мира таким, какой он есть.
Я согласен с тем, что в тогда произошло обращение науки к опыту, но ведь сам опыт можно трактовать и материалистически, и в стиле Маха.
Но хотя материалистическая философия важна для физики, идеалистическая тоже занимает в ней достойное место: идея о существовании законов природы, которые можно довольно просто выразить на языке математики, это идея идёт ещё к Пифагору (а его философия идеалистична). Даже этимология слов намекает на серьёзный идеалистический компонент в естествознании:
идея=форма => формула
Если бы современная физика почаще вспоминала этот принцип, то меньше путаницы было бы с гипотезами, которые опытом не проверяются.
Полностью согласен. В науке то, что не проверяется опытом и не может быть им проверено, едва ли может быть полезным.
Так ведь это и есть самое интересное в науке – качественное ее развитие!
С этим тоже соглашусь. Но тут может играть роль как философская осмысление, так и творческое начало в учёных, их интуиция.
Совершенно аналогично у Максвелла – материалистическое описание законов электромагнетизма осталось, а идеалистическое измышление – эфир, выветрилось...
Я полагаю, что эфир столь же идеалистичен, как и электрическое и магнитное поле, да и сами уравнения Максвелла - идеи, формы, абстракции (их нет в природе). Другое дело, что опыт Майкельсона опроверг существование эфира, но ведь это уже не материализм/идеализм, а эксперимент.
Например «вихри» Декарта в объяснение тяготения. А Ньютон четко заявил, что он устанавливает зависимости, выводимые из опыта.
Но в таком случае атомизм Демокрита надо также отнести к идеализму: в то время на опыте его было проверить нельзя. А вот сами зависимости - суть идеи, формы, абстракции.