Пророк Заратуштра являлся реформатором древней религии многобожия.
После реформы Заратуштры религия становится практически дуалистическая.
Даты рождения Пророка Заратуштры указаны не мной,а справочнмками и словарями
Я не знаю, какими словарями Вы пользуетесь. Может быть, церковного издательства. А я обращаюсь к исследователям древнеиранской культуры.
Обратимся в Л.С.Васильев "История религий".
"Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть, что
ранние религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта – сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона, в доктринальном и ритуально-культовом плане достаточно близких к ним. Третьей и во многом принципиально отличной от первых двух религиозной системой ближневосточной древности, оказавшей заметное воздействие на систему верований этого обширного региона, был зороастризм.
<...> Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров
ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных
представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и
наполненных приключениями богов и героев.
<...>
Отчетливое противопоставление благих сил (дева) и демонов-асуров в древней
Индии не оказалось (как это будет видно из последующего изложения) фундаментом
религиозных представлений индоариев, где на передний план вышли иные
мироустроительные и космические концепции. Зато в древнем Иране именно это
жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных
конструкций. Мифологическая картина мира здесь строилась на фоне
противопоставления сил Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и
олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. – Ормузд), и сил Тьмы и Зла,
воплощенных во лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Этот
ритуально-этический дуализм стал фундаментом всех доисламских религий Ирана.
<...>
Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т.е.
с учением великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в
древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты – достаточно
позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это
относится к ее многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру, датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т.е. по времени близки к
ранним древнеиндийским ведам.
<...>обратимся к первоначальной основе /маздеизму/:
Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда, причем его
первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических
элементов Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра,
в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и
посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился
в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов.
Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура
Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери
Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван
(Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и
тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение
Ахура-Мазды.
Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей
фигурой маздеистского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упоминалось,
ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но
противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их
глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и
вследствие каких-то неясных пока причин нарастало.
древнеиранской религии.
<...>первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением /зороастризма/.
<...>Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной
апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план
социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать
упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке
Зороастра сама этика была превращена в религию.
<...>
Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно
медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев
и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились
адепты маздеизма из касты магов. Империя Ахеменидов в VI-V вв. до н. э. во
многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические
границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных
доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской.
Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно
именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма.
И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не
зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу
времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.
Другой - западный крупный историк, Мэри Бойс в «Зороастрийцы. Верования и
Обычаи» пишет так:
Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется
его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой
многих священных текстов. Возникнув около 3500 лет назад в азиатских степях, он
стал государственной религией трех могущественных Иранских империй, процветал и
властвовал многие столетия.
<...>Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения <...>Зороастризм был
государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти
непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части
Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму
огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом,
христианством, исламом, а также гностическими сектами.<..>Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических
источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно
придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые
элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. <...>
Даты жизни Зороастра нельзя точно установить, так как он жил в то время,
которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок языку
Ригведы, создание которой относится к периоду от 1700 г. до н.э. И в Гатах, мы
Ригведе мы находим представления о мире, относящиеся к древности, к обществу
каменного века. Может, следует сделать поправку на консерватизм языкового стиля,
а возможно, «народ Авесты» (как называют, за неимением лучшего, племя, из
которого происходил сам Зороастр) был бедным и изолированным от остального мира
и не столь интенсивно подвергался влиянию перемен бронзового века. Можно, таким
образом, осмелиться лишь предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг.
до н.э.
У специалистов существует большой разброс в определении времени жизни этого религиозного деятеля. Будем держаться самых скептических мнений. Как мы видели,
письменный вариант Авесты был создан достаточно поздно – видимо, уже после создания империи Ахеменидов. Но сам зороастризм был известен уже первым Ахеменидам. Противопоставление «добрых» и «злых» космических сил было свойственно вовсе не только зороастризму, но и маздеизму, который уходит корнями в доисторической прошлое. Вместе с тем, решая вопрос, «кто на кого повлиял», необходимо учесть сам зависимый, компилятивный характер иудаизма. В нем мы обнаруживаем следы влияний Месопотамии и Ханаана. Ритуалы жертвоприношений, описанные в Книге Левит, являются практически идентичными ритуалам древнего Ханаана. Это в первую очередь относится к жертвоприношению первенца. Различие лишь в том, что согласно поздней Библии первенца человека необходимо «искупить». Что интересно – «искупить» первенца надо и от «нечистого» скота. Нет сомнений, что именно от хананейцев переняли законы жертвоприношений евреи. Если принять точку зрения верующих, то становится неясным, каким образом хананеям задолго до прихода евреев в Ханаан (а это 13-14 века до н.э.) стали известны «божественные» ритуалы. И зачем Господь Яхве, который со временем заимствовал все эпитеты Ваала и Элла, заставил евреев выполнять те же самые традиции, что у хананеев, способствуя синкретическим традициям?
Псалмы, также обнаруживают прочную связь с Угаритскими гимнами (некоторые из них – один к одному). Слишком, слишком многое заимствовали евреи у соседних, окружающих народов.
И я опять обращаю Ваше внимание! – упоминание сатаны, второго, противопоставленного начала, появляется лишь после распространения персидского господства вместе с персидской религией. Это Книги Паралипоменон (где сатана наущал сделать исчисление евреев) и Книга Иова (где сатана приходит средь «сынов Божиих»). Все они – 4 века до н.э. Ни в одном произведении более раннем нет никакого нарушения монического мировоззрения. Ни одного!
Заметьте и вектор развития концепции сатаны. Если у Иова сатана подчиняется Яхве, является как бы исполнителем его воли, то уже к концу тысячелетия дуализм в религии проявляется все сильнее и сильнее. Максимума он достигает у ессеев (как это видно по кумранским рукописям), и оттуда перекочевывает в назорейскую ересь, принявшую наконец форму известного нам христианства, как самостоятельного ответвления ессейства.
И еще один момент… Заметьте, ни о какой «троице» в иудаизме речи никогда не шло (были лишь скудные попытки привить понятие "двоицы" в последнем столетии до н.э.). Зато троица явилась основой развитого христианства. И смотрите, какие параллели – в маздеизме есть «верховный» бог (Ахура-Мазда), Митра является его подчиненным, а третий компонент этой «святой троицы» женского рода. Но у христиан третий компонент – «
Руах» (святой дух) также женского рода. А второй компонент древнейшего иранского пантеона «благих» богов, Митра, является посредником между божественным миром и людьми. Не напоминает Иисуса Христа?

)