Для православных настали нелегкие деньки - нужно изображать постящихся <!-- s:( --><!-- s:( --> .
...Думаю, что сама по себе идея Великого Поста не так и плоха - к весне мы так или иначе испытываем авитаминоз, и достаточно длительный отказ от мясной пищи, переход на углеводы, позволяет восстановить баланс витаминов в организме. Да и периодическая разгрузка не вредит - поджелудочную поправить, перистальтику <!-- s:oops: -->:oops:<!-- s:oops: --> и многое другое. Евреи же не дураки, знали, как правильно питаться.
Вот с этим не соглашусь.1. Начать надо с того, что сами церковники признают, что посты установлены вовсе не для здоровья, и уж тем более не для похудения. Кроме того, если уж заниматься разгрузкой, то предпочтительна тут растительно-молочная диета (йоги, например, рекомендуют молочно-фруктовую). Христиане же рыбу часто разрешают, а молоко запрещают, и налегают на мучное*. Витаминов в постной диете - минимум, это пустые калории.
2. Кроме того, чтобы разгрузочная диета была действенной, входить в неё и выходить надо постепенно. И чем длительнее период воздержания, тем больше д.б. период входа в пост и период выхода из него. А в религиозные посты - наоборот, "обрамлены" праздниками с их излишествами: сначала заговенье ("широкая масленица"), потом разговенье (Пасха). Вся разгрузка или "чистка организма" - коту под хвост.
3. Христианские посты сложились к 4-5 векам н.э., в субтропическом климате Средиземноморья, где зелень и овощи доступны круглый год. Посты возникли не в крестьянской, а в городской среде. Все выработанные там рекомендации не могут подходить к умеренно-континентальному климату России, и к трудовому ритму её основного населения - крестьян. Уж на что упертые в исполнении религиозных правил старообрядцы по р. Печера - все посты соблюдали строго, даже в дороге и на промыслах, но занявшись на тяжелых работах в с. Усть-Цильма в конце 19в., отказались от поста: "Работник - не постник".
Успенский пост на Руси появился лишь в XIV веке, до этого было лишь 3 поста.
4. Ярким примером того, что посты не подходят к экологии восточных славян, являются представления русских, украинцев и белорусов о Петровом посте (продолжался от 8 дней до 6 недель - с Пн после троицкой недели до 12 июля). Его соблюдали не всегда, считали что он выдуман попами и бабами. Действительно, это и так было самое голодное время года - запасы вышли, до нового урожая еще далеко; квашеная капуста закончилась, а из овощей - огурцы да зеленый лук . А тут еще и пост... Молока нельзя, яиц нельзя. Хлеб да квас - вот основная пища этого времени. Особенно тяжело приходилось младенцам - из-за того, что кормящие матери ели много зеленого лука, дети часто поносили. А это вредно в их возрасте - от частых поносов они могут даже умереть.
5. В некоторые дни "утешения ради" разрешается вино. Странная "диета": молоко - нельзя, вино - можно. Опять-таки связано с родиной поста - Средиземноморьем, где вино - необходимый продукт питания.
6. Мед - можно. Например, даже у старообрядцев одно из важных постных блюд - варенье (сваренное на меду) с хлебом и вода.
Какой же это аскетизм, если сладости можно? При всем при том, сахар считался пищей скоромной ("через говяжью кость перегоняют"), и в России в трактирах в пост к чаю не подавался, только мед.
7. Вообще, система крайне запутанная, и без квалифицированной помощи не разберешься. А это - обращение к "батюшке" с разными вопросами и просьбами разрешить/благословить на... и, соответственно, подношения, респект и уважуха попам.
8. Как пишет священник Константин Пархоменко (см. ниже), строгость и многодневие русских постов - результат ошибки, когда монастырские предписания для постов были механически перенесены на всех. В Греции такого не было.
9. Первые посты (на Востоке - до VI-VII вв.) были голоданием - невкушением пищи и воды до 15 часов или до захода солнца. В этом смысле мусульманский пост - более правильный и близкий к раннехристианской практике.
* Вот пример того, что обожраться можно и на постной диете:
Однажды (это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона) некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то?» (это было еще в советское время). Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Постненько. Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Источник