Автор Тема: Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо генералу Х.  (Прочитано 19566 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
Антуан де Сент-Экзюпери
Письмо генералу Х
Пер. Норы Галь

В последние дни я несколько раз летал на «П-38». Прекрасная машина. В двадцать лет я был бы счастлив получить такой подарок. А в сорок три, когда налетал уже 6500 часов над всеми широтами, эта игра, увы, больше не веселит душу. Самолет стал для меня всего лишь средством передвижения, а теперь — орудием войны. И если я, для такого ремесла уже старик, предаю себя во власть скорости и высоты, то вовсе не потому, что надеюсь вновь пережить былые радости: просто я не желаю уклоняться от мерзостей, выпавших на долю моего поколения.

Может быть, это печально, а может быть, и нет. Конечно, в двадцать лет я ошибался. Осенью 1940-го я возвратился из Северной Африки, куда перебралась группа 2/33; машина моя безжизненно пылилась в каком-то гараже, бензина не было ни капли — и я открыл для себя повозку и лошадь. А с ними траву вдоль дорог, оливы и овец. И оливы стали не только показателем скорости, мелькающим за окнами при ста тридцати километрах в час. Теперь они представали в своем подлинном ритме, под стать неторопливому созреванию маслин. Овцы существовали уже не только для того, чтобы вынуждать меня сбавить скорость. Они снова стали живыми. Они давали настоящий помет и обрастали настоящей шерстью. Они щипали траву — и трава тоже обрела смысл.

В этом краю, единственном на свете, где пыль благоуханна, я снова ожил (я несправедлив, пыль благоухает не только в Провансе, но и в Греции). И мне показалось, что всю жизнь я был дураком...

Вот почему это стадное существование на американской базе, где мы наспех, стоя глотаем обед и ужин, снуем взад и вперед между одноместными истребителями в 2600 лошадиных сил, теснимся по трое в комнате в какой-то невнятного вида постройке, — вся эта человеческая пустыня ужасна, тут ничто не согревает душу. И так же, как бессмыслен¬ные и бесполезные, без надежды на возвращение, полеты в июне 1940-го, это — болезнь, которую надо перенести. Я «болен» — и неизвестно, на сколько времени. Но уклониться от этой болезни я не вправе. Вот и всё.

Мне сегодня грустно, очень грустно, беспросветно. Грустно за моих современников, в них осталось слишком мало человеческого. Из всех, видов духовной жизни они только и узнали, что бар, математику да гоночные автомобили, а теперь втянуты в деятельность сугубо массовую, стадную, которая в наши дни утратила какую-либо окраску. И даже не замечают этого. Вспомните, какой была война сто лет назад. Сколько усилий отдавалось ради того, чтобы она отвечала духовным, поэтическим и просто житейским запросам людей. А теперь мы черствее камня, и все это для нас смешной вздор. Мундиры, знамена, песни, оркестры, победы (побед больше нет — ни одной столь весомой и захватывающей, как Аустерлиц. Есть только способность переваривать пищу — медленнее или быстрее). Любое возвышенное чувство вызывает ус¬мешку, и люди не желают пробудиться для какой-либо духовной жизни. Они только добросовестно тянут лямку. Как говорит американская молодежь: мы взялись на совесть выполнить «неблагодарную работу», и пропаганда во всем мире понапрасну ле¬зет вон из кожи. Болезнь этих молодых людей не в том, что им не хватает талантов, — но из страха показаться напыщенными пошляками они не смеют опереться на великие вдохновляющие традиции. От античной трагедии человечество докатилось до театра господина Луи Вернея (дальше ехать некуда). Век рекламы, поточного производства, век тоталитарных режимов и армий без трубачей и знамен, где не отпевают павших... Всеми силами души ненавижу нашу эпоху. Человек в наши дни умирает от жажды.

Есть только одна задача, генерал, одна-единственная в целом свете. Возвратить людям духовную жизнь и духовные заботы. Омыть их, как дождем, чем-то вроде григорианского хорала. Будь я верующим, я, когда минет пора «необходимой и неблагодарной работы», мог бы дышать только в Солеме.

Поймите, больше невозможно жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами. Невозможно. Больше невозможно жить без поэзии, без красок, без любви. Стоит послушать крестьянскую песню XV века, чтобы понять всю глубину нашего падения. У нас только и есть что голос робота от пропаганды (прошу меня извинить). Два миллиарда людей слышат только робота, понимают только робота и сами становятся роботами. У всех потрясений, какие знал мир за последние тридцать лет, лишь два источника: экономическая система XIX века, зашедшая в тупик, и духовное отчаяние...

Отчего Мермоз пошел за своим болваном полковником, если не от духовной жажды? Отчего Россия? Отчего Испания? Люди проверили на опыте ценности, которые утверждал Декарт. Если не считать естественных наук, ценности эти ничего им не дали. У нас одна задача, одна-единственная — вновь открыть, что существует духовная жизнь, она выше, чем жизнь разума, и только она может утолить жажду. Это шире, чем проблема веры: религия — лишь одна из форм духовной жизни (хотя, быть может, жизнь духа в конце концов и ведет к вере). И жизнь духа начинается там, где единство человеческого бытия ставится выше, чем все то отдельное, из чего это единство складывается. Любовь к домашнему очагу — в Соединенных Штатах не знают этого чувства — уже есть выражение духовной жизни.

И деревенские праздники, и обычай чтить умерших (пишу об этом потому, что после моего приезда тут разбились трое парашютистов, но о них сразу и думать забыли: ведь они выбыли из строя). Дело уже не в Америке, но в эпохе: человек уже больше ничего не значит.

А с людьми говорить необходимо. Что толку выигрывать войну, если потом мы сто лет будем биться в припадках революционной эпилепсии! Когда наконец разрешится немецкий вопрос, перед нами одна за другой встанут подлинно важные для человека задачи. И едва ли после этой войны довольно будет спекулировать американскими товарами, чтобы отвлечь людей от их подлинных забот, как это было в 1919 году. За неимением мощного духовного потока начнут плодиться и поедом есть друг друга десятки партий и сект. Марксизм — и тот, обветшав, распадется на множество противоречивых неомарксистских течений. Это было очень наглядно в Испании. Либо какой-нибудь французский Цезарь засадит нас до скончания века в неосоциалистический концлагерь.

Какой странный сегодня вечер, как странно все вокруг. Сижу у себя и смотрю, как вспыхивает свет в окнах безликих, одинаковых домов. И слышу, как радио поставляет дешевую музыку праздной толпе, нахлынувшей сюда из-за океана и не способной даже тосковать по родине.  

Кто-нибудь, пожалуй, примет это покорное примирение с действительностью за самоотречение, за нравственное величие. И сильно ошибется. Нити любви, связующие ныне человека с другими людьми и с вещами, слишком слабы, слишком непрочны, и человек уже не страдает от разлуки, как бывало в старину. Словно в том страшном еврейском анекдоте: «Ты уезжаешь? Как ты будешь далеко!» — «От чего далеко?» То, что они покинули, было для них только суммой привычек. В наш век — век разводов — люди так же легко расстаются и с вещами. Один холодильник ничего не стоит заменить другим. И дом тоже, если он всего лишь на¬бор удобств. А жену? А веру? А партию? Тут даже нельзя быть неверным: чему будешь неверен? От чего далек и чему неверен? Человек стал пустыней.

До чего же они благоразумны и невозмутимы, эти люди толпы. А я вспоминаю о бретонских моряках, что причаливали некогда в Магеллановом проливе, о воинах иностранных легионов, в чьи руки отдавали города, о спутанных в тугой узел жадных страстях и нестерпимой тоске, — такими всегда были мужчины, согнанные в кучу, стиснутые суровыми рамками солдатчины. И всегда, чтобы держать их в узде, требовалась крепкая жандарме¬рия, крепкие нравственные устои либо крепкая вера. Но никто из них не отказал бы в уважении простой пастушке. А сегодня человека усмиряют игрой в карты — в белот или в бридж, смотря по тому, из какой он среды. Просто чудо, как нас оскопили. И вот наконец мы свободны. Нам обрубили руки и ноги - теперь мы вольны шагать куда вздумается. Но я ненавижу наш век, когда, под гнетом всеобщего тоталитаризма, человек становится тихой, смирной и послушной скотинкой. А нам внушают, что это — нравственный прогресс... Для марксизма человек — производитель материальных ценностей, а главная задача — их распределение. Совсем как на образцовых фермах. В нацизме я ненавижу тоталитаризм, ибо он тоталитарен по самой сути своей. Рабочим Рура предлагают на выбор Ван Гога, Сезанна и лубочную картинку. Естественно, они выбирают лубок. И это истина народа! Будущих Сезаннов, будущих Ван Гогов, людей крупных, самобытных, чуждых приспособленчества загоняют в концлагери, а покорное стадо пичкают лубочными картинками. А куда идут в наш век бюрократии Соединенные Штаты, да и мы тоже? Человек становится роботом, термитом, вся его жизнь проходит между работой у конвейера и игрой в белот. Человек оскоплен, лишен творческой мощи, в деревне уже некому создать песню или танец. Человека кормят стандартной культурой массового изготовле¬ния, как быка сеном. Таков он, современный человек!

А я думаю: и трехсот лет не прошло с тех пор как писали «Принцессу Киевскую» или до конца жизни затворялись в монастыре из-за несчастной любви — так сильно, так пламенно тогда любили. Разумеется, и сегодня люди кончают самоубийством. Но их страдания сродни зубной боли. Невыносимо. Но ничего общего с любовью.

Конечно, это лишь начало. Мне нестерпима мысль, что в жертву германскому Молоху приносят всё новые поколения французских детей. Под угрозой сама плоть и кровь страны. Но когда она будет спасена, придется решать важнейшую задачу, коренной вопрос современности. Вопрос о предназначении человека. Ответа ни у кого нет, и, мне кажется, наступают такие беспросветные времена, каких еще не знала история.

Мне все равно, если меня убьют. Что уцелеет после войны от всего, что я любил? А мне дороги не только люди, но и обычаи, и неповторимые интонации, и некий духовный свет. Завтрак под оливами на провансальской ферме — и Гендель. Мне плевать, что уцелеют вещи. Важна определенная связь между вещами. Культура — не в вещах, но в незримых узах, которые соединяют их между собой именно так, а не иначе. У нас будет вдоволь отличных музыкальных инструментов массового производства, но что станется с музыкантами?

Возможно, меня убьют, наплевать. Возможно, меня разнесет в клочья взбесившаяся летучая торпеда — эти махины уже не имеют ничего общего с настоящим полетом и самого летчика, втиснутого меж кнопками и циферблатами, превращают в какую-то счетную машину (а ведь полет тоже — особая связь и порядок вещей). Но если с этой «необходимой и неблагодарной работы» я вернусь живым, передо мною встанет лишь один вопрос: что можно, что нужно сказать людям?

Все меньше понимаю, почему я Вам все это рассказываю. Наверно, просто тянет с кем-то поделиться, хотя никакого права на это у меня нет. Надо беречь чужой покой и не путать совсем разные вопросы. Сейчас очень хорошо, что мы стали живыми счетными машинами на борту военных самолетов.
Пока я Вам пишу, двое моих товарищей по комнате уже уснули. Надо и мне лечь, боюсь, что лампа им мешает (очень мне трудно без своего угла).

Оба моих товарища на свой лад прекрасные люди. Воплощенная прямота, благородство, чистота, верность. А я почему-то смотрю на них, спящих, с какой-то бессильной жалостью. Они сами не знают, чего им недостает, а я очень это чувствую. Да, они прямые, благородные, чистые, верные, но при этом до ужаса нищие. Им так нужен хоть какой-то бог.

Простите, если дрянная электрическая лампочка, которую я сейчас погашу помешала спать и Вам, и верьте, что я Ваш друг.

Антуан де Сент-Экзюпери
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо генералу Х.
« Ответ #1 : 29 Март, 2007, 12:11:19 pm »
Цитата: "math"
Антуан де Сент-Экзюпери писал(а):Вспомните, какой была война сто лет назад. Сколько усилий отдавалось ради того, чтобы она отвечала духовным, поэтическим и просто житейским запросам людей.
Вспомните, генерал. Всего лишь какую-то сотню лет назад войну начинали ради духовного удовлетвлорения. А теперь что? Мы лишились прекрасного мотива для войны и отдаемся прагматическим ее мотивам. Как скушна стала жизнь! Господи, куда мы катимся!??
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 29 Март, 2007, 12:31:48 pm »
Что значит острый ум! Вы ухватили самую суть мысли Экзюпери. К девочкам, именно к девочкам!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 29 Март, 2007, 12:48:49 pm »
Написано интересно. Далеко не каждый раз читаю целиком такую длинную заметку :-) .
Опять аналогия с Бойцовским клубом. "Материальные ценности - ничто, душа - всё."

Мне кажется, что человек устал. Просто устал.
Отоспаться ему, наесться, взять отпуск на месяц. Уехать на море. Поваляться на солнышке. И по возвращению на базу он будет с таким же рвением летать и стрелять и не задумываться о духовных вещах.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо генералу Х.
« Ответ #4 : 29 Март, 2007, 12:52:35 pm »
Цитата: "math"
[Что значит острый ум! Вы ухватили самую суть мысли Экзюпери. К девочкам, именно к девочкам!
Дорогой math[/b Куда катимся мы с Вами, стало понятно. А женщины из женского десантного батальона  куда? Я надеюсь, к мальчикам?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #5 : 29 Март, 2007, 19:10:27 pm »
Цитировать
Антуан де Сент-Экзюпери писал(а):Вспомните, какой была война сто лет назад. Сколько усилий отдавалось ради того, чтобы она отвечала духовным, поэтическим и просто житейским запросам людей.
Понимаю его, но не могу согласиться. Откуда летчику знать "поэзию" войны? Он из за облачных далей скинул бомбы - и на аэродром... Он не видел войны с дороги, с той самой дорги и обочины, где так поэтически воспевает проплывающие мимо масличные деревья. Приходилось ли ему сто лет назад поэтически разрубать врага мечом? Когда кровь и нечистоты покрывают с ног до головы самого "победителя"? Приходилось ли самому чувствовать вражеский клинок вошедший между ребер? Легко быть книжным Д'Артаньяном. Поэтически воспевать мечи и стрелы. Но война ВСЕГДА была и будет прежде всего дерьмом смертью и горем. А в дерьме горе и смерти нет поэзии, хоть сложи 1000 баллад.
Данное письмо - всего лишь разочарования человека чуть старше 20-ти... Когда обесцениваются мальчишеские восторги новой машиной, новой девушкой, новой одежкой. И начинает человек метаться в крайности. И к богу и к черту... Пожил бы подольше - и это бы прошло... И были бы уже разочарования тем, что ценил в 30, 40 лет...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 29 Март, 2007, 19:55:22 pm »
Цитата: "Микротон"
Цитировать
Антуан де Сент-Экзюпери писал(а):Вспомните, какой была война сто лет назад. Сколько усилий отдавалось ради того, чтобы она отвечала духовным, поэтическим и просто житейским запросам людей.
Понимаю его, но не могу согласиться. Откуда летчику знать "поэзию" войны? Он из за облачных далей скинул бомбы - и на аэродром... Он не видел войны с дороги, с той самой дорги и обочины, где так поэтически воспевает проплывающие мимо масличные деревья. Приходилось ли ему сто лет назад поэтически разрубать врага мечом? Когда кровь и нечистоты покрывают с ног до головы самого "победителя"? Приходилось ли самому чувствовать вражеский клинок вошедший между ребер? Легко быть книжным Д'Артаньяном. Поэтически воспевать мечи и стрелы. Но война ВСЕГДА была и будет прежде всего дерьмом смертью и горем. А в дерьме горе и смерти нет поэзии, хоть сложи 1000 баллад.

Никак не ожидал, что именно эта строка Экзюпери вызовет такое отторжение. Ну, ладно, уберем ее - больше ничего не задевает?

"В защиту" Экзюпери должен все-таки сказать, что, насколько я знаю, он никогда не летал на бомбардировщике. Так что "скинул бомбу - и на аэродром" - не про него. Он пошел добровольцем в авиацию в 1921 году. В 1923 году демобилизован - перелом черепа. Почтовый пилот с 1927 по 1939 г. В это время авиация - опаснее, чем сейчас война. Прокладывает почтовые линии в Африку и Южную Америку -через Атлантический океан. В 1930 году даже получает орден Почетного легиона за перевозку почты. Несколько аварий. Сломаны нижняя челюсть, несколько переломов черепа, сотрясение мозга... Медкомиссия запрещает ему летать. Да и возраст - 39 лет, не для летчика. 1940 г. Начинается война с Гитлером. Экзюпери настаивает, чтобы его взяли в армию. Его берут в авиагруппу дальней разведки. Самолеты-разведчики, почти не вооружены, если встретятся с истребителями - стопроцентно погибнут. За три недели из 23 экипажей погибает 19. И т.д. Так он и живет. В 1942 году пишет "Маленького принца" (читали?) В 1943 - "Письмо генералу Х". Экзюпери 43 года. В конце 1943 года - перелом позвоночника. Но он опять возвращается в разведовательную авиационную группу. 31 июля 1944 он не возвращается из разведовательного полета.

А вот рассказ "о том, какой была война" - из эпохи Наполеоновских войн. После сражения в Испании (англичане победили французов) герцог Веллингтон (командующий англичан) едет по полю и замечает раненого французского офицера без сознания. Веллингтон: "Отнесите его к врачам". Тут французский офицер приходит в себя, выхватывает пистолет и стреляет в Веллингтона. Немного промахивается. Все цепенеют, и Веллингтон: "Что же вы стоите, я же сказал: несите к врачам".

Все-таки, немного другой была война.

Я сам близок к пацифизму, но уважаемые мной люди - Честертон, Бердяев - отрицательно относятся к пацифизму.

Скажите, наверное Толкиена Вы терпеть не можете?

Цитата: "Микротон"
Данное письмо - всего лишь разочарования человека чуть старше 20-ти...


Экзюпери 43 года.
« Последнее редактирование: 30 Март, 2007, 06:29:44 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 29 Март, 2007, 20:17:42 pm »
Нашел у Экзюпери такую еще историю (Из статьи "Надо придать смысл человеческой жизни"):

Попробуйте прокричать, какие у вас есть основания ненавидеть войну, тому сражавшемуся на юге Марокко офицеру (я его знаю, но имени не назову, чтобы не причинить ему неприятностей). Если вы его не убедите, не считайте его варваром. Послушайте сначала этот рассказ.

Во время Рифской войны он командовал небольшой заставой, примостившейся между двух мятежных гор. Однажды вечером он принимал парламентеров, спустившихся с западной гряды. Как положено, пили чай, и тут раздалась ружейная стрельба. На заставу напали племена восточной гряды. Когда офицер попросил парламентеров уйти, чтобы не мешать бою, они ответили: “Сегодня мы твои гости, аллах не велит тебя покидать...” Они присоединились к его солдатам, спасли заставу и вернулись к мятежникам.

Но накануне того дня, когда пришел их черед нападать на заставу, они появились снова:

-  В прошлый раз мы тебе помогли.
-  Верно.
-  Мы истратили для тебя триста патронов.
-  Верно.
-  По справедливости надо их нам вернуть.

И офицер-рыцарь не стал извлекать выгоду из их благородства. Он отдал им эти патроны, один из которых, может быть, его убьет...

Истина для человека - это то, что делает его человеком. Кто познал такую высоту отношений, такую честность в игре, такой дар взаимного уважения, оплачиваемого жизнью, - тот, сравнивая взлет души, что выпал ему на долю, с заурядностью демагога, выражающего чувство братства с теми же арабами звонким похлопыванием по плечу, ласкающего, может быть, самолюбие отдельной личности, но унижающего в ней человека, тот испытает к вам, если вы его осудите, только жалость, смешанную с презрением. И будет прав.


Мне это не понятно, но Экзюпери, видимо понимает, что пишет. Наверное, есть вещи важнее человеческой жизни.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 29 Март, 2007, 20:36:28 pm »
Цитата: "math"
"В защиту" Экзюпери должен все-таки сказать, что, насколько я знаю, он никогда не летал на бомбардировщике. Так что "скинул бомбу - и на аэродром" - не про него.
И про него тоже. В рукопашную он никогда не ходил. А биографию его я знаю, но, тем не менее - спасибо.
Цитата: "math"
А вот рассказ "о том, какой была война" - из эпохи Наполеоновских войн. После сражения в Испании (англичане победили французов) герцог Веллингтон (командующий англичан) едет по полю и замечает раненого французского офицера без сознания. Веллингтон: "Отнесите его к врачам". Тут французский офицер приходит в себя, выхватывает пистолет и стреляет в Веллингтона. Немного промахивается. Все цепенеют, и Веллингтон: "Что же вы стоите, я же сказал: несите к врачам".
Это - так же одна из баллад. Их тысячи... И все воспевают романтизм войны. А вот нет там романтики...Ну нету! Но если судить о войне только по балладам - то война состоит на 100% из романтики.
Цитата: "math"
Я сам близок к пацифизму, но уважаемые мной люди - Честертон, Бердяев - отрицательно относятся к пацифизму.
Пока есть понятие "агрессия", я не знаю, что это за понятие "пацифизм".
Цитата: "math"
Скажите, наверное Толкиена Вы терпеть не можете?
Ну почему же? У меня нет к тому оснований. Но и не восхищаюсь его творчеством. Наверное перерос.
Цитата: "Микротон"
Данное письмо - всего лишь разочарования человека чуть старше 20-ти...
Цитата: "math"
Экзюпери 43 года.
Вы ни когда не встречали людей, физическим возрастом в 50 лет, а интеллектом  - в 15-17?
Экзюпери - типичный 20-ти летний "замороженный" мальчик. Вот как ушел в авиацию, так и заморозился. Его мировоззрение совсем не поменялось за два десятилетия от момента прихода в авиацию и до самой гибели. Может, потому так упрямо туда и стремился, что и сам понимал это. Для писателя - это великолепно, наверное... Но для человека, для личности, хорошо ли?
Я вот вспоминаю описание Евгения Онегина и его "разочарования" жизнью... Этакий "старичёк", который все изведал и все познал...А сколько ему было?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #9 : 29 Март, 2007, 20:49:05 pm »
Цитата: "math"
Мне это не понятно, но Экзюпери, видимо понимает, что пишет. Наверное, есть вещи важнее человеческой жизни.
А мне вот это понятно. Во времена жизни еще Пушкина существовал такой девиз "Честь - превыше жизни". Это сейчас он кажется пафосным и пустым. Но в ту эпоху он таким не был. Живущему сегодня не понять его смысла. Хотя, может он и кажется романтичным, но и в нем романтики было мало. Для тех, кто жил в то время - совсем небыло романтики. За этот девиз также многие платили жизнями, и наверное для того общества в этом была какая-то суровая необходимость. Видимо без этого в том обществе нельзя было доказать свою знАчимость. Ну а нам сейчас это представляется только романтикой, опереточным понятием. Я не хочу оценивать, хорошо это или плохо, но думаю, что любое явление надо рассматривать со всех сторон, а не с одной, какой-то "правильной" почему то...
И хочу повторить: легко быть книжным Д'Артаньяном, но.... только до тех пор, пока читаешь книжку. И не задумываться, правильно или неправильно поступил любимый герой, протыкая шпагой очередного гвардейца... И не задумываться о том, а каково было семье погибшего гвардейца? Его вдове, детям?... Зато герой в наших глазах выглядит лихо и на коне!!! Романтично!!! А смысл и цель? В чем она? Привезти вовремя подвески? А может все-таки было бы справедливее королеву спровадить в монастырь за измену? Так в чем "правильность"  романтики?
Цитата: "math"
... и офицер-рыцарь не стал искать выгоды..., отдал патроны
И офицер - рыцарь совершил измену. Возможно, один из этих патронов прервет его жизнь,  но только один патрон... А остальные прервут жизнь его соратников ... об этом он подумал храня свою честь? Разве офицер просил выступать на своей стороне этих мятежников? Разве заключал с ними сделку? Им Аллах не позволил уйти и не мешать бою? Ну так пусть Аллах и возместил бы затраченные патроны...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.