Автор Тема: Зачем нужна философия?  (Прочитано 93237 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 400
  • Репутация: +159/-66
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #50 : 15 Июль, 2024, 13:53:04 pm »
Что-то не видел я такого в школьном учебнике. Ну да ладно. То, что вы перечислили действительно называют где-то формами материи, где-то видами материи, но я говорю о вещах, как способе существования материи в многообразии форм, если Вы не поняли.
memento mori

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 399
  • Репутация: +242/-456
  • НГЕ
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #51 : 15 Июль, 2024, 17:33:05 pm »
я говорю о вещах, как способе существования материи в многообразии форм, если Вы не поняли.
Вещи не есть способ существования материи, но тем не менее в учебниках физики есть про атомы и молекулы, есть про агрегатные состояния вещества, про аморфные и кристалические тела и т.д. Есть про приборы, рычаги, опоры и подвесы, вес и массу предметов, провола и магниты, ГЭС и АЭС, трансформаторы и тепловые машины, гидравлические прессы, корабли и воздушные шары ит.д. Даже человеки упоминаются.
Т.е. в физике опысывается множество вещей, но "информация" как нечто имманентно свойственное материи в физике или химии отсутствует.
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #52 : 16 Июль, 2024, 02:46:27 am »
Пожалуйста.
Обсуждение социально-политической философии, как правило, приводит к критике современного курса России.

И это обосновывает Ваш тезис об исключении большой части марксизма из научной дискуссии? Не могу согласиться.

Цитировать
Кстати, в этом же ответе разве есть такие пункты основных положений диамата, по которым были бы не согласны Ленин и Сталин?
Или Вы, называя их идеалистами, имели в виду их социально-политическую философию?

Высказывания Ленина, Сталина насчет материализма, полагаю, следует признать догматическими, - повторением сказанного для них. У Ленина, правда, есть блестящие формулировки старых истин материализма, но не более.

Однако большая часть их высказываний, связанных с их политической деятельностью, социальной позицией, позволяет мне утверждать, что идеалистические позиции в мировоззрении Ленина и Сталина играли не последнюю роль, при всей их приверженности философии материализма.

Так, из надавливания на второстепенный тезис Энгельса на обратное влияние надстройки на базис, товарищи большевики начали выводить идеалистические выводы о руководящей роли идей, сознания в производственной и социально-экономической практике, что было ими реализовано практически: военный коммунизм, построение коммунизма в одной стране, коллективизации и индустриализации, роли пропаганды и пр.

Сам по себе тезис "построение коммунистической общественно-экономической формации" - грубое идеалистическое противоречие с общей концепцией Маркса по ОЭФ. Создавалось впечатление, что формацию можно просто построить руками при наличии соответствующих идей. Так, возникла новая форма утопического социализма,  - большевистского или ленинского социализма.

Ленину об этом говорили многие: Мартов, Плеханов, Богданов, Каутский и пр., но он никого не слышал. Фанатик идеи. И, наконец, историческая практика похоронила ленинский социализм вместе с СССР. Иллюзия спала. Стало ясно,  - утопия, форма утопического казарменного социализма.

Не зря Ленин под конец жизни так сильно заинтересовался идеалистом Гегелем. Ох, не зря.
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 400
  • Репутация: +159/-66
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #53 : 16 Июль, 2024, 07:30:31 am »
mrAVA
Цитировать
Вещи не есть способ существования материи, но тем не менее в учебниках физики есть про атомы и молекулы ...
... в физике опысывается множество вещей, но "информация" как нечто имманентно свойственное материи в физике или химии отсутствует.
Вещи есть многообразие форм без которого невозможны ни вес и масса, ни ГЭС и АЭС, ни какое-либо движение вообще.
Весь учебник по физике это сплошная объективная (т.е. независящая ни от автора учебника, ни от ученика) информация о вещах и их движении полученная в процессе субъект-объектного взаимодействия, коее предметом физики не является, так же как и валентность взаимодействующих атомов.
memento mori

Оффлайн Димагог

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 114
  • Репутация: +122/-100
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #54 : 16 Июль, 2024, 10:21:14 am »
...возникла новая форма утопического социализма,  - большевистского или ленинского социализма...
...
...историческая практика похоронила ленинский социализм вместе с СССР...

Вы смешали в кучу всё.
Во-первых,
у Ленина не было времени показать свои идеи на практике, -- он умер в январе 1924 года. Да ещё и долго болел перед этим.
Во-вторых,
разница между Сталинской, Брежневской и Горбачёвской социально-политическими системами значительна.
Последняя привела к уничтожению страны.
К первым двум это не относится.

Онлайн Behaviourist

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 239
  • Репутация: +2/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #55 : 16 Июль, 2024, 17:21:49 pm »
Цитата: Vivekkk
грубое идеалистическое противоречие с общей концепцией Маркса по ОЭФ
Думаю, что причин проникновения идеализма в марксизм на самом деле довольно много.
1) Мы, человечество, всё ещё не знаем, кто мы такие, и как в принципе развиваются цивилизации, каков их жизненный цикл, предел развития, и на какой стадии находимся мы. Т.е. для завершения теории ОЭФ нам не хватает экспериментальных данных: развития наблюдательной астрономии и технологий межзвёздной связи и межзвёздных перелётов. А то построить теоретическую историю сейчас - это как строить теоретическую астрономию по наблюдениям за одним Солнцем.
2) Иррациональные веры в "свободу воли" человека и tabula rasa в европейской культуре. Вплоть до социального редукционизма у некоторых марксистов, например, у Ильенкова.
3) Идеи коммунистов о преодолении "отчуждения" на самом деле направлены на разрушение цивилизации, т.к. без разделения труда и специализации её в принципе не бывает. Но это следствие п.2, непризнание ограниченных когнитивных способностей человека.

Цитировать
А предмет философии, очевидно, всегда существовал и будет существовать, даже когда само человечество исчезнет.
А кто будет тогда продолжать философствовать? Другие цивилизации в Галактике или Метагалактике? В том, что у них наука будет примерно такая же как у нас - охотно верю, т.к. все живут в одной Вселенной и скорее всего даже при похожих температурах и давлениях. Но уже философия, религия, искусство и другие игры слишком уж привязаны к особенностям конкретной цивилизации. И встретить у другой технически развитой цивилизации позиционную систему счисления или таблицу Менделеева - куда более вероятно, чем монотеизм, диалектический материализм или музыку.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #56 : 17 Июль, 2024, 02:38:02 am »
Вещи есть многообразие форм без которого невозможны ни вес и масса, ни ГЭС и АЭС, ни какое-либо движение вообще.

Ссылочку на источник, где содержится такое определение понятия "вещь", пожалуйста.
« Последнее редактирование: 17 Июль, 2024, 11:12:06 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #57 : 17 Июль, 2024, 02:44:12 am »
А Вы не пробовали поискать в учебнике по физике понятие валентности, например?

Вам уже сказали, что валентность связана с атомарно-молекулярной структурой бытия, а значит, и физикой. То, что валентность - предмет изучения химии, а не физики, Вы, наверное, специально не сказали. Я добавлю: в химии нет ничего, что бы противоречило физике или физикой не объяснялось.

У Вас информация - внефизическое явление, которое ничем не объясняется. Вы просто постулируете ее существование в объективном мире, не приводя доказательств ее существования.
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #58 : 17 Июль, 2024, 10:37:51 am »
Вы смешали в кучу всё.

Да ну? Давайте проверять:

Цитировать
Во-первых, у Ленина не было времени показать свои идеи на практике, -- он умер в январе 1924 года. Да ещё и долго болел перед этим.

Ленин разработал свою модель социализма еще в 10-х годах XX века с работы "Что делать?". С 1917 года он на практике ее реализовал: ввел военный коммунизм, затем НЭП. Это его разработки. Так что, Вы ошиблись: мы на практике знаем идеи Ленина.

Цитировать
Во-вторых,
разница между Сталинской, Брежневской и Горбачёвской социально-политическими системами значительна.

Доказательства?

Социально-политическая система и при Сталине, и Брежневе, и при Горбачеве была одинаковой, - социалистической. Различия фиксируются в государственном (политическом) режиме формы данного государства: при Сталине  - тоталитарный режим, при Хрущеве, Брежневе, Горбачеве - авторитарный. Однако сущность данного государства оставалась неизменной до буржуазной революции 1991-1993 годов.

Даже "перестройка" Горбачева была ни чем иным, как ленинским НЭПом, не больше.

Цитировать
Последняя привела к уничтожению страны. К первым двум это не относится.

СССР должен был рухнуть еще в 60-х, но его спасла реформа Косыгина. Экономические причины развала СССР - главные и первичные, именно они сыграли главную роль в распаде СССР: командно-административная система управления экономикой доказала на практике свою неэффективность. По мысли Маркса и Ленина коммунизм (первая стадия которого есть социализм) - это такая формация, производительные силы которой превосходят производительные силы капитализма, однако история показала, что в СССР или не было настоящего социализма/коммунизма, или сам социализм  - утопия, так как социалистической строй СССР проигрывал капиталистическим производительным силам США, Европы.

СССР уже в начале 60-х не смог прокормить советский народ и был вынужден закупать хлеб в Канаде и пр. странах. Сталинская коллективизация потерпела поражение, как и индустриализация, которая не дала роста производительных сил, способного обогнать капиталистические производительные силы. СССР пропускал одним за другим витки НТР, производство хирело и теряла качество, актуальность. Основные разработки промышленности  - копии с западных, которые западному рынку были не нужны. Финансовый и промышленный пузырь надувался. И, наконец, лопнул в конце 80-х.

Перестройка Горбачева - попытка оживить экономику СССР возвратом к ленинскому НЭПу. Перестройка - это новая экономическая политика СССР, которую обосновали и выдвинули виднейшие экономисты СССР, иначе крах СССР наступил намного раньше. Политбюро, партия эту политику приняли. Однако сама сущность экономики СССР оставалась нереформируемой и неэффективной. Люди уже не могли и не хотели в конце XX века жить как при Сталине - впроголодь в бараках в постоянном страхе расстрела. А лучшую жизнь экономика Союза не смогла им обеспечить. Таким образом, перестройка была необходимостью.

Вторая причина, зависимая от первой (экономической и вторичная по отношению к ней) - национальные противоречия, возникшие между республиками и Москвой. Долгое игнорирование национальной политики привело к взрыву и сепаратизму. Формально-юридически республики имели право выхода из СССР, и этим правом они начали пользоваться.

Так что, специалистам известно, что развал СССР был уже очень вероятен в 60-х годах, и ни Горбачев, ни Ельцин не несут персональной ответственности за распад СССР. Да и причем тут ответственность, если юридически СССР был искусственным государствообразованием и мог быть распущен республиками СССР.
« Последнее редактирование: 17 Июль, 2024, 11:14:32 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 925
  • Репутация: +17/-1
Re: Зачем нужна философия?
« Ответ #59 : 17 Июль, 2024, 11:04:01 am »
Думаю, что причин проникновения идеализма в марксизм на самом деле довольно много.
1) Мы, человечество, всё ещё не знаем, кто мы такие, и как в принципе развиваются цивилизации, каков их жизненный цикл, предел развития, и на какой стадии находимся мы. Т.е. для завершения теории ОЭФ нам не хватает экспериментальных данных: развития наблюдательной астрономии и технологий межзвёздной связи и межзвёздных перелётов. А то построить теоретическую историю сейчас - это как строить теоретическую астрономию по наблюдениям за одним Солнцем.

Согласен.

В частности, у Маркса и Энгельса не было никаких исторических и логических оснований выдвигать гипотезу о новой формации в виде коммунизма, которая должна прийти на смену капиталистической. Нам, действительно, неизвестно какие производительные силы придут на смену капиталистическим производительным силам.

Гипотеза о коммунизме - это перефраз первобытного общества с его коллективной собственной на средство производства при отсутствии государства и права, аппарата насилия и где каждый член общества - работник. Эта гипотеза вытекала из абсолютно идеалистической "теории" триады: тезис-антитезис-синтез. У Маркса изначально и формаций было три: первичная (тезис), вторичная (антитезис) и третичная (синтез). Искусственность схемы кидается в глаза. Маркс, все-таки, был кандидатом философских наук, по-нашему. Энгельс и вовсе не имел даже высшего образования. Поэтому и ожидать от них серьезного и глубокого анализа экономических и исторических проблем не стоит.

Отмечу смехотворность теории "социализма в одной стране", которая не является научной, а чисто политической, - идеологическим оправданием существования РСФСР и СССР. Не говоря уже о том, что "построить" формацию невозможно, сама возможность "прыжка" через формацию возникает в истории только в одном случае: если есть рецепция более прогрессивных производительных сил.

Так, Русь перешла от первобытно-общинного строя к феодальному без прохождения рабовладельческого только благодаря влиянию Восточной Римской империи,  - Византии. Славяне усвоили византийский способ производства также, как и варварские королевства усвоили способ производства у Западной Римской империи, хотя и у славян, и у варваров уже существовало патриархальное рабство, которое без влияния Римской империи превратилось бы в классическую рабовладельческую формацию.

Иных причин "прыжка" не существует в реальности. Предполагать, что формацию можно сначала выдумать, а потом ее построить,  - это чистейший идеализм и глупость, чем и был болен СССР все его годы существования.

Именно поэтому я удивляюсь, когда слышу о философском материализме и философском атеизме в СССР, так как в нем не было ни первого, ни второго. Вместо них была им подобная идеология, подменившая философию.

Цитировать
2) Иррациональные веры в "свободу воли" человека и tabula rasa в европейской культуре. Вплоть до социального редукционизма у некоторых марксистов, например, у Ильенкова.

Соглашусь и здесь. Гипотеза Энгельса об обратном влиянии надстройки на базис была раздута до идеалистической концепции построения формации волей и идеями "авангарда" рабочего класса.

Цитировать
3) Идеи коммунистов о преодолении "отчуждения" на самом деле направлены на разрушение цивилизации, т.к. без разделения труда и специализации её в принципе не бывает. Но это следствие п.2, непризнание ограниченных когнитивных способностей человека.

Идея о преодолении отчуждения - это просто возврат прибыли от продажи товара самому производителю товара. Вот и вся суть данной философской теории. Опять же всплывают примеры из родо-общинного строя первобытности, когда семьи людей производили продукты и сами ими распоряжались.

На современном уровне данная теория воплощена в мертвом Федеральном законе о народных предприятиях и живом Федеральном законе об акционерных обществах. Когда все работники предприятия - равные его акционеры, то есть собственники, то отчуждение от продукта труда у работника исчезает, и наступает коммунизм.

Однако советская практика противоположна: производители были лишены прав на средства производства, на распоряжение продуктом своего труда, на распоряжение своим трудом, прав частной собственности на прибыль, прибавочную стоимость товара. Значит, это антикоммунизм,  - совершенно феодально-азиатская формация эксплуатации труда государством как коллективным собственником, где всем распоряжался один человек, - тиран. Вот чем и был СССР без всяких идеологических прикрас. Поэтому и рухнул, так как являлся формационным регрессом по сравнению с капитализмом.

Ну, а врать - это на Руси умели с монголо-татарского ига. Придумывать воздушные дворцы, не отвечая за свои слова.

Цитировать
А кто будет тогда продолжать философствовать?

Даже если будет некому, сам предмет философии объективно будет существовать.
И потом, бытие вечно, рано или поздно разум снова возникнет и снова будут задаваться одни и те же вопросы.
« Последнее редактирование: 17 Июль, 2024, 11:18:45 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.