Вообще, не то что я помню сутр в которой это прописано
- есть бог или нет. Но кажется, по большому счету, этот вопрос буддийская традиция отнесла бы к безответным. Не имеющим значения для самой важной практики.
Караван, а ваша жизненная практика, она как пересекается с ответом на вопрос о существовании или не существовании бога?
Для условно говоря атеистов, полагаю ответ материализуется в неучастии в культовой жизни. А ваша позиция неясна. Буддизм тхеравады, как мне кажется это этическая и психотехническая система, религия накладывающая запреты и дающая предписания, не связанные с богопочитанием. Хотя, возможно, и есть сутры с космологической картиной мира, где акт творения мира Брахмой и упомянут. (Не претендую на экспертное мнение).
Согласно «Чуламалункья сутре», монах Малункьяпутта, выполнявший практику медитации, задал себе такие вопросы[3]:
Вечна ли вселенная?
Или она не вечна?
Конечна ли вселенная?
Бесконечна ли вселенная?
Джива и тело — одно и то же?
Или джива — это одно, а тело — другое?
Существует ли Татхагата после смерти?
Или он не существует после смерти?
Или он одновременно существует и не существует после смерти?
Или он одновременно ни существует, ни не существует после смерти?
Монах решил, что если не получит ответа на эти вопросы от Будды, то вернётся к жизни мирянина. После этого Малункьяпутта пришёл к Будде и задал ему эти вопросы, также говоря, что ему не нравится то, что учитель обходит эти вопросы стороной[3].
В ответ на это Гаутама Будда указал, что он не давал обещания разъяснять эти вопросы, а Малункьяпутта не давал обещания о том, что Будда разъяснит эти вопросы после практики Дхармы. Также Будда приводит следующую аналогию для решения Малункьяпутты уйти из монахов и оставить учение, если он не узнает ответа[4]:
Это подобно, о Малункьяпутта, человеку, который, будучи раненым отравленной стрелой, и к которому родственники и друзья привели врача, скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил: кшатрий это, брахман, вайшья или шудра?» Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил, как его зовут, из какой он семьи?». <…> Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, была ли это обычная стрела или какая-то необычная?»
После этого Будда говорит, что «жизнь в соответствии с Дхармой, о Малункьяпутта, не зависит от мнения, что Вселенная вечна» и перечисляет те вопросы, которые он не объяснил, и в заключение говорит, что причиной отсутствия объяснений является отсутствие пользы от таких объяснений[1].
Склеено 03 Июнь, 2023, 05:06:05 am
+++++++++++++++
Ну допустим в учении о локах, мы найдем что то такое
(Копипаст статьи Космология буддизма в Википедии)
всевозрастающим плодом Брихатпхала (IAST: Bṛhatphala, Vehapphala, тиб. bras.bu che) — дэвы, обладающие «великим плодом». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Некоторые анагамины перерождаются здесь. Этот мир расположен на высоте 5 242 880 йоджан над Землёй.
Боги, обладающие избытком добродетели Пуньяпрасава (IAST: Puṇyaprasava, местопребывание рассматривается только в сарвастиваде;тиб. bsod.nams skyes) — Мир дэвов, потомков благих качеств. Этот мир расположен на высоте 2 621 440 йоджан над Землёй.
Безоблачные боги Анабхрака (Anabhraka, местопребывание рассматривается только в сарвастиваде; тиб. sprin.med) — Мир безоблачных дэвов. Этот мир расположен на высоте 1 310 720 йоджан над Землёй.
+++++++++++++
Вряд ли это в точности то же самое что Бог монотеистических религий с одной стороны, а с другой - явно сверхординарное по отношению к нашему бытованию.... Но и собственно, поэтому что?