В последнее время намечается рост влияния православия. Возможно, это связано с курсом на объединение с РФ.
ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ БПЦ С ГОСУДАРСТВОМ
http://www.pravoslavie.ru/news/030120/15.htm"важнейшим социальным институтом, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековая культурная традиция оказали в прошлом и оказывают в настоящем определяющее влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа".
"духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, являются историческим достоянием белорусского народа и основой его национальной идеи".
Со своей стороны, отмечают разработчики документа, Церковь относится к государству как к необходимому социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, охранять нравственность, духовные и культурные ценности, а также признает, что "государство является гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа, исторически сформировавшихся под влиянием Церкви".
При разработке проекта соглашения авторы исходили из того, что "православие исторически является религией большинства белорусского народа".
Последняя фраза вызывает некоторое недоумение: что значит «исторически»?
Если даже не начинать нудных разговоров о том, что христианство – религия семитов, а не славян, все равно странно. А как же католики и униаты?
Конечно, в 988 г. Полоцк принимает православие. Но в 1386 г. великий князь Ягайло женится на польской королеве Ядвигой, начинается эеспансия католической веры.
... в Беларуси относительно спокойно восприняли заключение в1569г. Люблинской унии, создавшей Речь ПосполитуюОднако положение резко изменилось в 1572 году после смерти последнего короля из династии Ягеллонов Сигизмунда II. Сменявшиеся на польском престоле представители французского, трансильванского и шведского королевских домов были далеки от подлинных интересов не только белорусского, но и польского народов и действовали в сильной степени под влиянием иезуитов, оставивших столь недобрую память в истории Европы.
Для более успешной пропаганды католицизма иезуиты устраивали пышные богослужения и процессии, публичные диспуты на площадях и базарах, вели широкую издательскую деятельность. Но основную ставку они делали на подрастающее поколение. Во всех крупных городах Речи Посполитой открывались школы, в которых воспитывались ревностные приверженцы католицизма.
Царствование Сигизмунда III, воспитанника иезуитов, ознаменовано водворением и распространением католицизма в Беларуси. Появившись в Речи Посполитой, иезуиты направили все свои силы против православной части населения с целью подчинения его Риму. Там, где невозможно было действовать открыто, иезуиты, руководствуясь принципом "цель оправдывает средства", действовали хитроумно продуманными методами, не гнушаясь ядом и кинжалом.
http://www.vitebsk.orthodoxy.ru/publica ... icat.shtml
и это православный взгляд на историю!
Вместе с тем, как подчеркивается далее, стороны признают, что документ подписывается "во имя общественного блага и не имеет цели ущемления в правах каких-либо конфессий или верующих граждан".
Хотелось бы верить…
Кроме того,
Согласно проекту соглашения, Белорусский экзархат Русской Православной Церкви предлагает государству признать "факт материального и морального ущерба, причиненного Церкви в годы господства государственного атеизма в двадцатом веке"
Интересно, что по непроверенным данным, Лукашенко как-то себя назвал «православным атеистом».
http://www.belgazeta.by/?page=51017&num ... 5&spos=200 На противоположной стороне баррикад.
Милинкевич, один из главных противников Лукашенко на прошедших выборах.
Вопрос:
– Как вы относитесь к атеистам? Виталий Гинзбур(г), вам это имя хорошо известно, является атеистом, и занимает весьма активную позицию в борьбе с религиозным мракобесием и лженаукой. Ведь вы тоже ученый, более того – физик. Я знаю что вы провославный. Для вас вообще это принципиально важно? Не боитесь ли вы что Беларусь может скатиться в клерикальное болото? Как вы думаете, может ли в нынешней Беларуси президентом стать человек который заявляет что он атеист – по принципу свободы совести?
Милинкевич:
– Свобода совести – великое достижение цивилизованных стран. Верить или не верить – это личное дело человека. К атеизму я отношусь спокойно. К войнствующему атеизму – отрицательно . В Беларуси прекрасная традиция толерантности. Не думаю, что нам угрожает клерикализм. Проблема в неразумной политике теперешней власти, когда отдается предпочтение определенной конфессии. Религия не может быть инструментом решения политических вопросов. Должна быть свобода вероисповедания.
http://www.dzedzich.org/newspaper.php?num=39&lang=