Да этого неканоничного добра и у нас дофига...
хочу предупредить, что в данной теме я не допущу никакого хохлосрача. Вплоть до бана. Не для того я перелопачивал гору информацииСнова обращаюсь к книге А.А. Панченко.
Русская агиография XVI—XVII вв. знает не менее десятка включенных в общерусский месяцеслов либо местночтимых мирян, которых, по меткому выражению С. А. Штыркова, следует называть «святыми без житий». О жизни этих людей не известно ничего или почти ничего, а их почитание и причисление к лику святых обусловлено посмертными чудесами, а также, что, впрочем, необязательно, необычными обстоятельствами гибели.
Указ Анны Иоанновны от 1737 г. обязывал епархиальных архиереев дважды в год
сообщать в Синод о «суевериях», в том числе — о почитании «за мощи истинных святых» «мертвых несвидетельствованных телес».
Имеется в виду обыкновение крестьян принимать найденные неосвидетельствованные тела за чудесно обретенные мощи неизвестных святых. Затем кому-то из кр-н во сне эти святые являлись и рассказывали о том, кто они такие. Так появлялись так называемые "святые без житий", в описании которых содержатся лишь истории о посмертных чудесах и явлениях.
Рыжова указывает на ряд устойчивых содержательных и формальных особенностей, относящихся к севернорусским «святым без житий». Это
-—отсутствие биографических сведений о новоявленных чудотворцах;
-—случайное обретение их мощей;
-—необходимость определения имени святого;
-—важная «композиционная и информативная» роль видений в подобных агиографических текстах;
-—частое присутствие сюжетов о святотатстве и наказании за него в перечнях чудес местночтимых праведников.
-—то, что это отроки или юноши;
-—преждевременная и/или необычная смерть
Интересная деталь, замеченная многими исследователями темы: «Существующие в агиографической традиции Русского Севера
примеры описания мест захоронения таких праведников можно рассмат
ривать как способ погребения заложных покойников»Сюжет такой: принесло рекой гроб с нетленным телом, его похоронили, он явился во сне комуто: здравствуйте, я святой. Похороните меня там-то. Почтивших исцелил, скептиков жестоко наказал. Так начался культ, просуществовавший аж до совецких времен, выживший при всех гонениях.
Исследователи замечают, что согласно русским поверьям, не гниют не только святые, но и проклятые, которых не принимает земля. Так что, возможен сюжет ужастика, когда темные северные крестьяне, найдя тело упыря, стали почитать его как святого.
В монографии «Колдовство и религия в России. 1700—1740 гг.»
А. С. Лавров подробно останавливается на следственных делах о
«несвидетельствованных телах».
Одним из наиболее показательных и лю-
бопытных случаев почитания «неизвестных святых» в первой по
ловине XVIII в. стала история, случившаяся в 1728 г. в селе Иль
инском Юрьев-Польского уезда. Здесь, при старой суздальской
дороге, во время полевых работ была найдена белокаменная гроб
ница с останками неизвестного человека. По распоряжению боя
рина Нелединского-Мелецкого, над гробницей была поставлена
деревянная рака, а затем и часовня, в которой служили молебны
на Илью Пророка, а также в Девятую и Десятую пятницы. Вскоре
к мощам вновь обретенного святого началось паломничество.
В качестве «обетов» сюда приносили свечи, мед и холст. Почита
ние распространилось и на колодец, находившийся поблизости от
часовни. Однако в 1734 г. диакон приходской церкви, которого Не
лединский попытался выгнать из села, донес о новом культе в
Московскую контору Тайной канцелярии. Последовавшее сино
дальное расследование закончилось уничтожением часовни, со
жжением новоявленных мощей и суровым наказанием местных
клириков.
Наибольшее число «несвидетельствованных тел» было обна
ружено в Холмогорской епархии
.«Здесь было выявлено сразу шесть несанкционированных куль
тов — почитание... Параскевы Пиринемской, Сергия Малопи
нежского, Иова Ущельского, Прокопия Устьянского, Афанасия
Наволоцкого», а также безымянного святого, которого Лавров
предположительно называет Димитрием Юромским (судя по до
шедшему до нас тексту кондака, он был ребенком, задушенным
мачехой)