Автор Тема: Ищет ли Агата Кристи бога?  (Прочитано 11564 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Ищет ли Агата Кристи бога?
« : 07 Февраль, 2016, 17:39:23 pm »
Опять Дмитрий Быков.  Опять его самый больной вопрос (непосредственно литературоведения не касающийся), а именно вера в боженьку.  Теперь у него Агата Кристи ищет бога - http://muzofon.com/search/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%82%20%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Собственно, для изворотливого гностика (иудаиста в т.ч.) поражение в диспуте о бытии божием равнозначно победе в нем (хотя наоборот это правило почему-то не работает, и победа не равнозначна поражению, что делает гностицизм унылым, как мысли престарелой женщины), но ведь Быков не настолько глуп.  Тем не менее, он продолжает искать черную кошку в темной комнате (хорошо зная, что ее нет), и его претензии к Докинзу с Невзоровым не просто мировоззренческие, но и эстетические.  Они, видите ли, "с удовольствием" доказывают небытие божие, хоть бы всплакнули...  А чего плакать-то?  Если исчезает глупость человеческая, то это очень даже смешно:

Ганс Сакс "Извлечение дураков":
Цитировать
Ого! Кого здесь только нет!
Любых сортов найдутся гады:
Ханжи, святоши, конокрады
...
Коль будет тверд и крепок разум,
Все дураки исчезнут разом
...
На этом, всем вам счастья проча,
Ганс Сакс желает доброй ночи!

Наш человек.  А кто в союзниках у Быкова, который признается, что "особенно тяжко доказывать бытие божие рядом с РПЦ"))))))) ;D ;D ;D  Ну уж какие есть союзнички...  Как известно, если бог сотворил человека по образу и подобию своему, то человек отомстил ему тем же.  Следовательно изобрести другого бога: менее жадного, чем Гундяй, менее глупого, чем Чаплин, менее примитивного, чем путин - эти богостроители просто не в состоянии.  Их бог не соответствует надеждам Быкова? - но это и есть главное доказательство его небытия.

В английской литературе тема бытия божия отнюдь не является столь же принципиальной, как в творчестве Достоевского, и здесь Быков явно передергивает.  Особое внимание Агаты Кристи к личности (не к классу, расе и Родине, а именно к личности) не есть религиозный подход, хотя бы потому, что у религиозного подхода нет монополии на личность, как нет монополии на многое другое, почему-то априори ему приписываемое.  В другой своей лекции Быков дошел до того, что просто заявил: "Христианство - это все хорошее".  Хм...  не надо быть оруэлловским О' Брайеном, чтобы проверить: выходит, что все хорошее - христианство?  А вот и нет.  Помнится, давным-давно, в 1989 году, когда я посещал малый философский факультет ЛГУ, лектор на первом же занятии пообещал много интересного, и особенно по части логики, ведь люди, говорит, не умеют как следует рассуждать даже.  Вот, например - говорит - есть т.з. "семитизм - зло".  Допустим это так.  Но они же "переворачивают" и говорят: "зло - семитизм".  Да...  вот так борцы с антисемитизмом бывают до странного похожи по мышлению на антисемитов.

Но и это не главное.  Спору нет: религиозная культура породила прекрасную литературу, замечательную музыку, величественную архитектуру.  Но есть ли это доказательство бытия божия?  Означает ли всемирная слава Астрид Линдгрен реальность Карлсона?
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #1 : 11 Февраль, 2016, 05:50:36 am »
Далее.  Взаимоотношения Дмитрия Быкова с его богом можно описать кратко: он заездил своего бога.  Бог у Быкова играет роль организатора литературы и выдвигается из-за кулис даже не в случае некого затруднения (как в античной драме, где бог-из-машины решал затруднительные ситуации: например, Афина в "Орестее" Эсхила), а просто так - для красоты (надо заметить, что Быков - эстет, и его бог занят не этикой, а эстетикой; а как жне иначе, если мы сами придумываем богов, они неминуемо будут подобны нам по образу, и вообще это будет смахивать на золоченые обои в пугаческой избе - "царском дворце" - ведь ничего другого, чем мы можем представить, мы представить не можем).  Поэтому "добрый бог" Быкова, как не странно, имморалист, чем-то смахивающий на Ницше в среднюю пору его творчества.  Имморализм бога, кстати, вовсе не предполагает ни вечной жизни (дурная бесконечность, несомненно, из разряда безвкусицы), ни "избранных народов", ни... мне кажется, еще немного, и Быков заговорит категориями лемовского "Соляриса", где Океан - недоразвитый бог, который изобрел время, как меру собственного несовершенства, и теперь мучится и не знает, что делать.  Впрочем, Снаут вовремя поправил размечтавшегося Кельвина: такая религия никому не нужна, это скверная философия и скверная мистика.  Действительно, а кому нужен быковский бог-имморалист (и не сталкиваемся ли мы здесь с реализацией на практике старинной поговорки о еврее, принявшем христианство: то, что он - еврей, не делает ему честь в качестве христианина, а то, что он - христианин, не делает ему чести в качестве еврея)?  Дело вовсе не в быковском происхождении, тем более, что сам он признает полную бесперспективность совр. Израиля в цивилизационном смысле (чему аргумент - в недавнем израильском фильме "Соседи бога", где показаны обыкновенные, заурядные израильские мужланы, и думается, вопреки мнению Т.Герцля, нация появляется не тогда, когда появляются воры и проститутки, а тогда, когда появляется дубиноголовое простонародье).  Быковский гностицизм (а вдруг и этому поверят!?) тоже не при чем.  Действительно, а кому нужен такой бог?  Ведь, выдумывая бога, человеческие сообщества выражают свои определенные ценности, надежды и т.д.  И на проверку всегда получается, что боженька гораздо больше похож на изобретения православных фундаменталистов, протестантских буквалистов или исламских террористов, чем на интеллигентского беспомощного, как Клим Самгин без пенсне, божка, которого то ли искали, то ли строили в столь любимую Быковым эпоху модерна.  Когда Быков заявляет: не может существовать бог из проповеди Чаплина! чем он это докажет?  Не может, потому что "я не хочу"?  Наоборот, именно такой бог и может существовать, потому что всегда и везде "в духовной сфере" появлялся именно такой "образ божий", разумеется, полностью идентичный образу придумавшего его человека.  Почему-то другие боги (незлые, толерантные, нежестокие, не готовые уничтожать страны и континенты) или вообще не придумываются, или занимают скромное место (вроде приманки для прекраснодушных интеллигентов, которые, как съязвил бы профессор Преображенский, согласны мириться с разбитой уборной сейчас во имя светлого будущего в будущем, чтобы им было легче мириться с "божьей злобой" - лат. rancor dei), или не приживаются, поскольку спроса не находят.

Быковская религиозность, как религиозность образованного человека, не может не быть т.н. "вторичной религиозностью", т.е. условной, наигранной, религиозностью не от невежества (как объясняли религиозность советские энциклопедии), а от образования, игры, своеобразного понимания "долга", когда, с одной стороны, уже нельзя отказаться от достигнутого уровня, а с другой, как Достоевский, надо "по боку" все, что помешает сотворить божка.  Надо заметить, что сам Быков - на примере его неприязни к посконной "деревенской прозе" - очень недолюбливает эту вторичную религиозность - и есть за что.  Прежде всего за недопустимый компромисс между верой и разумом, между вкусом и эклектикой.  Но - посмотрите сами - так ли уж отличается Быков-верующий от Проханова-верующего?
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #2 : 12 Февраль, 2016, 12:34:45 pm »
Наконец, можно задать ключевой вопрос: а зачем Быкову бог?  Вопрос не праздный, поскольку упорное (даже упертое где-то - а Быков поминает имя божье в среднем два раза за лекцию, и вне зависимости от темы лекции) желание "дыказать" служит аргументом, скорее, в пользу атеизма - ничто реальное не нуждается в доказательстве.  Зачем Быкову бог?  Зачем бог (боги, ведь не будем забывать, что монотеизмы, все вместе взятые, - это лишь фрагмент многотысячелетней "истории религиозных верований", и у верований населения подмосковной балановской культуры бронзового века в первой половине II тысячелетия до н.э. "прав" на истинность ничуть не меньше, чем у талмудического иудаизма или старообрядческого православия) человеку, людям (раз уж говорим "боги" во множественном числе, то и людей надо размножить)?

[У меня есть большое подозрение, что "просто так", "пусть себе будет", но оставлю это подозрение при себе.]

В современном мире религия играет достаточно утилитарную роль.  Уж не знаю, нравится ли это верующим, планировали ли они это. но это так (насчет прошлых веков - тоже вопрос дискуссионный).  Есть т.з., что современному человеку бог просто не нужен. потому что непонятно, что с ним вообще делать.  Как непонятно, что делать с фамильной ширмой в современной квартире: все ее функциональные свойства утеряны или потеряли актуальность, ну разве что произведение искусства с намалеванными тонкой кисточкой японскими пагодами или что-то в этом роде.  Эту версию мы сейчас проверим - как раз на Быкове.

Избить другого человека можно (автор этих строк, разумеется, дрался - в детстве и юности, не каждый день, но дрался, и соотношение побед/поражений бывало 50:50 - нормальная статистика), но избить за веру почему-то считается гораздо более благородным и даже высоконравственным, чем просто так (бытует даже формула самых мазохистски-ориентированных верующих - дескать, не иметь личных врагов, а только врагов бога; и им приходится проявлять иезуитскую казуистическую эквилибристку, чтобы найти в личном недруге ересь - например нелюбовь к Гришке Распутину и русской монархии).  На национальном уровне религия, вроде как бы должна питать патриотизм, но нет - не питает; поскольку в истории любой религии единоверцы гораздо чаще убивали друг друга, чем иноверцев: например, татарин, служивший в русской армии, - турка, служившего в османской, и кстати, православие тоже не может похвалиться своей "особостью" - как только в XIX веке на карте мира появилось православное государство - Болгария, оно тут же поссорилось с "братьями по вере").  Но зачем это рассказывать в присутствии Быкова? Какое ему дело до местечковых патриотизмов?  Бог Быкова точно не патриот (а ведь Тарас Бульба гарантированно отречется от бога, если тот запретит ему бить бусурман - неплохой сюжет "игры в бисер" по мотивам Гоголя: гоголевские герои вообще могут дать фору героям Достоевского), так что это израильское (высмеянное самим Быковым в "Песне воина-Мордехая"), наивное и гнусное, как повестка богу из военкомата, отпадает.

Столь же фантастически выглядит версия бога, как фундамента власти.  Людям, живущим и действующим по принципу "я - начальник, ты - дурак", без бога. конечно, нельзя.  Потому-то СССР и не протянул долго, что построить без бога, без веры-религии коррумпированную, безответственную и самодурственную власть практически невозможно.  Опять не туда!  Быков точно не хранитель вертикали власти, и должен догадываться, что формула "власть развращает, абсолютная власть - развращает абсолютно" бога касается в самую первую очередь.  Оставим и это.

Моральные ценности.  Хм... Быков хочет быть человеком модерна (хотеть, правда, всегда мало, надо не хотеть, а быть), потому что он считает, что модерн незакончен. что надо продолжить ницшеанство-во-Христе (Карл Ясперс тоже целую книжку посвятил доказыванию, что кошка - это собака, что Ницше - это христианин).  Надо-надо-надо (к этому примыкает быковский прожект "люденов").  Так вот: модерновый человек - имморалист (что Быков всегда подчеркивает).  В творчестве морали отведено уж точно не главное место.  Если назначаешь красоту добром, приготовься к уничтожению уродов.  К тому же Быков неглубоко копает.  Вот я хочу быть/являюсь человеком Возрождения.  Это круче.  Отличается от модернизма, прежде всего, тем, что модернового человека захлестывает чувство вины, а у возрожденческого человека ее нет, потому как он - центр Вселенной, и на том стоит (как Мартин Лютер).  Если Рабле придумал Телемское аббатство с единственным пунктом устава: "Делай, что хочешь", то разве человечество хоть один день своей истории поступало иначе?  Поэтому я еще в детстве реагировал на прекрасный, тоже хорошо выдержанный в эстетике Возрождения фильм-экранизацию Шекспира - "Комедия ошибок" (1978) - как гомосексуалист на св. Себастиана, а герои моих литературных произведений "любят друг друга, как прекрасные любовники эпохи Возрождения" (из авторецензии).  Выше я говорил, что бог Быкова (по идее, во всяком случае, я ж не знаю, как эта идея у него материализируется, в бытовом поведении, например) моралью не интересуется.  И это проехали.

Равно было бы неудовлетворительно наивно подозревать Быкова в том, что он не может "без бога" объяснить возникновение Вселенной или грохот грома (да и те, кто сюда к нам приходят, как прокаженные в лепрозорий - чтоб за ними ходили и объясняли, как это все само собой получается, особенно, если двойка по биологии, хорошо знают, как получается, но поиграть в "мудрое, посрамленное немудрым" - отчего нет?)  Человек XXI века тем и отличается от человека XIX, что спрятаться в своем невежестве у него никак не получается.

Творчество...  Хотя может показаться, что бог хоть тут-то, изгнанный отовсюду, в т.ч. из кибернетики, может найти убежище.  Не тут-то было!  Можно верить в религиозность заворовавшегося чиновника, или чиновного вора, дикого кочевника или домашнего (как Кот-Леопольд) мещанина, но про религиозность творческого человека и не заикайтесь.  Не может верить тот, кто сам - предмет веры, точнее, тот, кто сам творец (как инопланетяне-бжуты в Звездных Дневниках Станислава Лема, которые отказывались считать воскресение чудом, поскольку сами проделывали это каждое утро, просыпаясь - эту мысль Лем позаимствовал у Шопенгауэра, а еще ранее за Шопенгауэром ее повторил Толстой).  Если уж о чем и говорит история литературы, шире - искусства, то об отсутствии "чего-то свыше" (мусульмане - ислам вообще хитрее других религий - такую опасность просекли давно и ввели понятие "конкуренция с аллахом", не только в живописи, между прочим).  Странно, что Быков этого не заметил.  Нет богов, есть люди (разве что "человек  человеку - бог". как заметил древний римлянин Симмах), и этого вполне достаточно.
Православие или смех!

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 722
  • Репутация: +53/-336
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #3 : 12 Февраль, 2016, 15:15:03 pm »
Означает ли всемирная слава Астрид Линдгрен реальность Карлсона?

 Нет конечно. Но спорить с такими лохами, разве это серьёзно?

 

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #4 : 12 Февраль, 2016, 15:28:49 pm »
Я не думаю, что Быков лох.  Но богоравным ему быть определенно хочется.  Вот, наверное, за этим и бог понадобился (чтоб было с кем сравниваться).
Православие или смех!

Оффлайн Интересующийся

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 262
  • Репутация: +33/-13
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #5 : 12 Февраль, 2016, 15:42:50 pm »
Означает ли всемирная слава Астрид Линдгрен реальность Карлсона?

 Нет конечно. Но спорить с такими лохами, разве это серьёзно?

А с кем лучше серьёзно поспорить о реальности воскресения Иисуса Христоса, который, как и знаменитый живущий на крыше Карлсон, тоже улетел и обещал вернуться, - с патриархом московским и всея Руси, с  какими-то крутыми сектантскими авторитетами, или с Rolandом?

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 722
  • Репутация: +53/-336
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #6 : 12 Февраль, 2016, 16:09:25 pm »
А с кем лучше серьёзно поспорить о реальности воскресения Иисуса Христоса, который, как и знаменитый живущий на крыше Карлсон, тоже улетел и обещал вернуться, - с патриархом московским и всея Руси, с  какими-то крутыми сектантскими авторитетами, или с Rolandом?

 C сектантскими авторитетами конечно. А вообще Вы к бабке не хотите сходить заговорить какую хворь, а вдруг и у Вас получится?

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 722
  • Репутация: +53/-336
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #7 : 12 Февраль, 2016, 16:10:01 pm »
Я не думаю, что Быков лох.  Но богоравным ему быть определенно хочется.  Вот, наверное, за этим и бог понадобился (чтоб было с кем сравниваться).

 Мне он вообще неинтересен, так слышал несколько раз.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #8 : 12 Февраль, 2016, 19:13:32 pm »
Слов нет - мужик нудный, но специалист.  Увы, в России до сих пор считается, что если человек - писатель, то он может с одинаковым успехом давать дельные советы, как по поводу управления свинофермой, так и по поводу доказательства теоремы Гаусса.  Быкова тяготит специализации, и он хочет выйти за ее пределы.  Вот и секрет его проповедей.
Православие или смех!

Оффлайн Интересующийся

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 262
  • Репутация: +33/-13
Re: Ищет ли Агата Кристи бога?
« Ответ #9 : 13 Февраль, 2016, 00:42:38 am »
А с кем лучше серьёзно поспорить о реальности воскресения Иисуса Христоса, который, как и знаменитый живущий на крыше Карлсон, тоже улетел и обещал вернуться, - с патриархом московским и всея Руси, с  какими-то крутыми сектантскими авторитетами, или с Rolandом?

 C сектантскими авторитетами конечно.

А о чём Вы серьёзно беседовали с хорошо знакомым Вам апостолом 21 века Сандеем Аделаджей, когда он жил в Минске?

Цитировать
А вообще Вы к бабке не хотите сходить заговорить какую хворь, а вдруг и у Вас получится?

А у Вас есть сейчас знакомые бабки подобные той колдунье белой магии, к которой Вы ходили заговаривать бородавки? И, как говорится, стоит ли сидеть при свечах, когда  светит Солнце



?