Автор Тема: Священный вертеп. Из истории Русской церкви.  (Прочитано 566 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
Главный мученик за правое дело.
   
     Митрополит Арсений ( Мацеевич) (1697, Владимир-Волынский —  1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский. Лишён сана за противодействие секуляризации монастырских имуществ, умер в заточении. В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью как священномученик.

   Единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II. Начиная с 5 марта 1763 года, Арсений подавал в Святейший Синод один протест за другим против отнятия монастырских вотчин и против вмешательства светских лиц в духовные дела, особенно выступал против президента Коллегии Экономии Мусина-Пушкина, называя его «турком». Поскольку главой поместной Русской церкви с учреждением Синода был монарх («крайний судия»), то секуляризация церковных имуществ проходила при полном согласии Святейшего Синода. В Неделю Торжества Православия, до подачи своих прошений в Синод, митрополит Арсений на богослужении к остальным анафемам против еретиков прибавил «анафему, обидчикам церквей и монастырей». Императрица Екатерина узнала о поступках Арсения и назвала его: «лицемером, пронырливым и властолюбивым бешенным вралем».

        Императрицу подержал Святейший Синод: митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), митрополит Московский Тимофей (Щербацкий), архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий), архиепископ Крутицкий Гедеон Кринов, епископ Псковский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ Тверской Афанасий Вальковский, архимандрит Новоспаский Мисаил (Чирский). Синод подал доклад императрице о поступках Арсения. Императрица рассмотрела доклад и повелела, чтобы сам Синод митрополита Арсения «судил как своего члена и злонамеренного преступника». В Ростов, в середине марта был прислал обер-офицер, который привез указ Арсению следующего содержания: «14 марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезти в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собой не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашею и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву.» 14 апреля, при приезде в Москву, Арсения держали под крепкою стражею в Симонове монастыре, как преступника. Императрица написала письмо к обер-прокурору Глебову: «Александр Иванович! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедовать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». В присутствии Императрицы, Орлова, Глебова и Шишковского, Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот.»

      В этот же день 14 апреля на заседании Синода Арсения присудили извергнуть из архиерейского сана, расстричь из монашества, а затем предать суду светскому, согласно которому, за оскорбление её Величества Арсения должны были казнить смертью. Приговор Синода был послан Екатерине. Императрица, как об этом сказано в указе синодском, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от суда светского и истязания, а повелела оставить ему один только монашеский чин и сослать его в отдаленный монастырь под присмотр настоятеля. Осужденный призван быль в Синод для объявления ему и для исполнения указа. Арсения извергли из священства и сослали сначала в Ферапонтов монастырь, позже местом ссылки Арсения стал Николо-Корельский монастырь.

       В ссылке продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В частности, он критиковал Екатерину за содержание под стражей бывшего императора Иоанна Антоновича, убитого в заключении в Шлиссельбурге при попытке поручика Василия Мировича организовать его освобождение. Арсений приветствовал поступок Мировича и осуждал решение царицы осудить его на казнь. В 1767 году был расстрижен из монашества в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля.

Скончался 28 февраля 1772 год, погребён в Таллине (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1 ... 8%D1%87%29
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
«Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)»

 
 
 Отчёт Третьего Отделения за 1841 год: "Ныне духовенство, имея волю Государя с кротостью пресекать вредные расколы, в исполнении этого дела берет какое-то фанатическое направление и, удаляясь от кроткого обращения, превышает власть свою гонением раскольников и униатов." (Россия под надзором: Отчеты III отделения 1827-1869. – М., 2006. - С. 257)

«Обычными были сцены, когда полицейские власти выбрасывали церковные униатские предметы из храмов, а затем начинали чуть ли не поголовное сечение упорствующих до тех пор, пока последние не подписывали заявлений о своем «согласии» перейти в православие. В наиболее «беспокойных» приходах войска оставались до тех пор, пока прихожане, разоряемые постоями, не изъявляли «добровольного согласия» подчиниться требованиям православных и светских властей» (В. Федоров. Русская Православная церковь и государство. – С. 206-207)

«О каких принципах веротерпимости могла быть речь, когда турки лишь не позволяли звонить в колокола, а мы в Седлецкой губернии силою и обманом обращали в православие униатов и проливали их кровь, когда они не хотели отдавать последнее имущество, описанное за недостаточно поспешное обращение «в лоно вселюбящей матери-церкви»?» (А. Кони. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Юридическая литература, 1966. – С. 77; А. Кони. На жизненном пути. Т. 1. - СПб., 1912. – С. 513)

Характерна короткая речь Александра II 12 июня 1867 г. к крестьянам тех же западных губерний: «Очень рад вас видеть православными. Уверен, что вы перешли в древнюю веру края с убеждением и искренно; знайте, что раз принявшим православие я ни под каким видом не позволю и не допущу возвратиться в католичество. Слышите ли? Повторяю: рад вас видеть православными» (С. Татищев. Император Александр II. – М., 1996. – С. 24-25)

В «Колоколе» Герцен пишет: «из позенской газеты (…) Гродненской губ., Волковысского уезда, деревня Порозово перешла из унии к греческой церкви в то душеспасительное время, когда Николай с благочестивым свирепством всекал униат в православие. Поп им достался какой-то мошенник, притеснявший их и грабивший. Мужики, услышав, что новый государь поладил с католическим духовенством, перешли опять в унию. Поп донёс. Генерал-губернатор Назимов отправил туда отряд солдат, шайку полиции и своего адьютанта Попова. Вооруженная орава эта напала на деревню и без суда и следствия перепорола всех» (Секущее православие // Колокол. Лист 27. – 1858. – 1 ноября.)

«Мы получили на днях некоторые подробности о деле православного разбоя в Гродненской губернии, о котором мы писали в прошлом листе. Итак, эта ужасная история справедлива, и гнусный Семашко [Иосиф Семашко - митрополит Литовский и Виленский, член Секретного комитета по униатским делам, активный участник присоединения униатов к православию] высек себе новый памятник на спине беззащитных жертв. Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока мучимый соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения со Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала! «Всё дело скрыто», - прибавляет корреспондент» (Смесь // Колокол. Лист 28. – 1858. – 15 ноября)

«При воссоединении допущено было много ошибок. Не посчитались с народной душой. Вмешалась администрация: губернаторы, полиция... стали народ загонять в православие. Многие приходы переходили фиктивно; появились так называемые "упорствующие" - лишь на бумаге православные люди, а по существу те же униаты. В условиях фиктивного воссоединения с Православной Церковью они лишь дичали, тянулись к католическому зарубежью, а с местными православными духовными властями ладили путем хитрых уловок». «До 100000 "православных" в душе оставались униатами... Официально уния была упразднена в 1875 году государственным законом, но веру в душах закон упразднить не мог» (Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского). – М., 1994. – С. 91)

Были приходы, где до 90 процентов населения бойкотировало православные церкви и, не имея своих, униатских, оставалось без церкви. Этих непримиримых называли "упорствующими". Они были подлинной язвой на теле Холмщины. Беду эту я сознавал и очень скорбел. А что предпринять? Как эту язву лечить? Свободы вероисповедания в России тогда еще не было, уния была упразднена 28 лет тому назад, а время ничего не изменило, конфликт не разрешался, православие по всей линии не торжествовало. Наоборот, чем дальше, тем все чаще и чаще поступали прошения об отпуске в лоно католичества. Наша канцелярия была завалена подобными прошениями. Правила, которыми надо было руководствоваться при их рассмотрении, были формальные: кто были предки? Если они были католики, разрешить просителю вернуться в католичество можно; если униаты - нельзя. Прочитаю, бывало, прошение и не знаю, что ответить на основании формальных вопросов: ходил дед в костел - не ходил? а где отец бывал на богослужениях? и т.д. Мучительно-тягостно было это бюрократическое дознание, решавшее судьбу верующей души... А тут еще вскрылось, что консисторские чиновники за отпуск в католичество брали взятки. Это уж окончательно запутывало дело." (Там же)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 898
  • Репутация: +193/-80
В этом есть некая философская идея.
Униаты (сиречь католики восточного обряда) - это как бы предатели православия, некогда  пошедшие на поводу у поляков, желающих оторвать "своих" русских от общего этноса.
Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)

Или вот еще более показательный пример: Арунг Палака, предатель индонезийского народа, способствовавший покорению Макассара голландцами, и во главе своих бугов воевавший в первых рядах голландских захватчиков индонезийских княжеств, является национальным героем бугов, реально много сделавшим для экспансии своего этноса.
И, кстати,  в Гоа та же ситуация

Аун Сан в Бирме, Сукарно в Индонезии, Субхас Чандра Бос в Индии - та же Бандера.
Особенно рекомендую прочесть в Википедии про Боса.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
Цитата: "Rufus"
Униаты (сиречь католики восточного обряда) - это как бы предатели православия, некогда  пошедшие на поводу у поляков, желающих оторвать "своих" русских от общего этноса.

 Тут более важен религиозный контекст. В прошлом тысячелетии экспансия католиков намного превышала экспансию православных. Не сложилось такого явления, как православные западного обряда, латиноправославные, хотя прецедент есть - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0 ... 0%B8%D0%B8

 А католики это придумали ещё  в    1274 году (Лионский собор).
 
Цитата: "Rufus"
Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)

 Потому же, почему и сопротивлялись соединению в 1596. Ведь религия претендует на полный контроль за душой человека. Если им 2,5 века униатские попы вбивали в голову, что католическая вера - правильная, а все остальные в аду, то логично, что они туда по своей воле переходить не хотели.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Онлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 729
  • Репутация: +25/-12
Цитата: "Roland"
Цитата: "Rufus"
Но почему же они так сопротивлялись "воссоединению"? Ведь практически на смерть шли (при СССР)
Потому же, почему и сопротивлялись соединению в 1596. Ведь религия претендует на полный контроль за душой человека. Если им 2,5 века униатские попы вбивали в голову, что католическая вера - правильная, а все остальные в аду, то логично, что они туда по своей воле переходить не хотели.
Кагбэ европейские католики безо фсяких мистических проблем переходили в протестанство, английские - не моргнув глазом, ан масс послали папу на йух. Им католические попы ничего не вбивали в голову?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
Цитата: "Алeкс"
Кагбэ европейские католики безо фсяких мистических проблем переходили в протестанство, английские - не моргнув глазом, ан масс послали папу на йух. Им католические попы ничего не вбивали в голову?

 Реформация произошла, когда уже вызрело общее недовольство, и она является переходом к чему-то более-менее принципиально новому,  в отличие от православия, которое к 1839 уже мало чем отличалось от католичества. А ничего, что в континентальной Европе начались масштабные религиозные войны?

 Не моргнув глазом это так:

Цитировать
В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад - английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал - запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 - 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении - Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

http://drevo-info.ru/articles/2886.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Онлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 729
  • Репутация: +25/-12
Паша, это всё верхушечные дела. Епископы там, курфюсты... а рядовые прихожане в массе ничем не проявили, что им не пох. Как, впрочем, и при крещении Киева. Князь (король, курфюст этц) большой - ему видней.
Имхо в случае с униатами проблемы не в каноничности и связанными с ней ключами от рая. Тут скорее дикое нежелание зашквара.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
Цитата: "Алeкс"
Тут скорее дикое нежелание зашквара.

 Ага,  я понимаю - белорусский и украинский мужик костьми бы лёг, чтобы только не поменять польского ясновельможного пана на чёртова москальского барина. Но раз уж так получилось, то хотя бы веру барина не хотели принимать.

    Каб я каршуном радзіўся,
    Я бы без паноў абыўся:
    У паншчыну б не пагналі,
    У рэкруты б не забралі
    І ў маскалі не аддалі.
       
    Мне пастушком век не быці,
    А ў маскалях трудна жыці,
    А я і расці баюся,
    Дзе ж я, бедны, абярнуся?

https://be-tarask.wikipedia.org/wiki/%D ... 1%8B%D0%BC

 [video:7xu4wz18]https://www.youtube.com/watch?v=WxjVB3Wq184[/video:7xu4wz18]
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Онлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 729
  • Репутация: +25/-12
Цитата: "Roland"
Цитата: "Алeкс"
Тут скорее дикое нежелание зашквара.

 Ага,  я понимаю - белорусский и украинский мужик костьми бы лёг, чтобы только не поменять польского ясновельможного пана на чёртова москальского барина. Но раз уж так получилось, то хотя бы веру барина не хотели принимать.
Насколько понимаю, для пейзан переход из униатов в православные означает корректировку списка святых и замену униатских священников на московских попов. Римский Папа для них вряд ли представлял заметную ценность.
За второстепенных святых снова-таки никто на смерть не пойдёт. А вот московские попы своей традиционной комплекцией вполне могли вызвать отторжение на духовном уровне. Типо такая жирная скотина никак не приведёт в Рай. Но это частное мнение, не более.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 947
  • Репутация: +47/-307
Цитата: "Алeкс"
Насколько понимаю, для пейзан переход из униатов в православные означает корректировку списка святых и замену униатских священников на московских попов.

 Почему на московских? Большинство местных униатских попов перешли в православие, как и их лидер Семашко.

Цитировать
К 1837 году под влиянием епископа большинство грекокатолических священников письменно подтвердили свою готовность присоединиться к православию.
 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0 ... A%D0%BE%29
Я думаю в списках святых на то время отличий было не так уж много, да и кто их особо знал.

Цитата: "Алeкс"
Римский Папа для них вряд ли представлял заметную ценность.

 Я думаю бОльшую, чем список святых и происхождение попов. Так или иначе мысль, что папа римский - наместник Бога на земле, им была внедрена. Так что когда православие предложило считать его еретиком, это им не понравилось. Хотя основной массе я думаю было пофиг, как и во время Унии - если обряд не поменялся, то и хрен с ним.

Цитата: "Алeкс"
За второстепенных святых снова-таки никто на смерть не пойдёт. А вот московские попы своей традиционной комплекцией вполне могли вызвать отторжение на духовном уровне. Типо такая жирная скотина никак не приведёт в Рай. Но это частное мнение, не более.

 Да, это какое-то странное мнение. Обычно комплекция вызывает отторжение как раз на материальном уровне.
Так а что, московские попы принципиально худее варшавских ксендзов? Я читал в сказках обратное: http://lukoshko.net/story/kak-ksendzy-vylechilis.htm
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Онлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 729
  • Репутация: +25/-12
Цитата: "Roland"
Цитата: "Алeкс"
Насколько понимаю, для пейзан переход из униатов в православные означает корректировку списка святых и замену униатских священников на московских попов.
Почему на московских? Большинство местных униатских попов перешли в православие, как и их лидер Семашко.
Я не знаю, в каких приходах были люди, готовые умереть, лишь бы не связываться с православием. По современному личному опыту предполагаю, что там, где священники остались на местах, подобных эксцессов было исчезающе мало, если и были.
Цитировать
Я думаю в списках святых на то время отличий было не так уж много, да и кто их особо знал.
По святцам давали имена. По ним же отмечались именины. Но это слабый мотив помирать.))
Цитировать
Цитата: "Алeкс"
А вот московские попы своей традиционной комплекцией вполне могли вызвать отторжение на духовном уровне. Типо такая жирная скотина никак не приведёт в Рай. Но это частное мнение, не более.
Да, это какое-то странное мнение. Обычно комплекция вызывает отторжение как раз на материальном уровне.
Материально жиртрест может вызывать отвращение, но не более. А духовно - перед таким жывотным трудно исповедоваться, если раньше был нормальный.
Цитировать
Так а что, московские попы принципиально худее варшавских ксендзов? Я читал в сказках обратное
Ксёндзы, в т.ч. униаты, бывают жирные и худые. Московские попы худыми ан масс не бывают. Даже в сказках.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

 

.