Автор Тема: Дитрих Бонхёффер  (Прочитано 541 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 830
  • Репутация: +181/-72
Дитрих Бонхёффер
« : 05 Апрель, 2015, 20:57:55 pm »
Есть очень интересный теолог  - Дитрих Бонхёффер.
БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (4 февраля 1906, Бреслау — 9 апреля 1945, концлагерь Флоссеибург)—протестантский богослов.
Демократ, антифашист, участник заговора против Путина Хитлера, расстрелян нацистами за месяц до капитуляции. Один из немногочисленной плеяды "честных верующих", наряду с Киркегором и некоторыми другими (напр. с безвестными папуасами 30-50-х гг ХХ века, жертвами миссионерской активности христианских проповедников).
   
Он считал, что современный мир стал «совершеннолетним» и более не нуждается в Боге.
О нём пишет современный английский теолог Джон Робинсон в книге "Быть честным перед Богом". Прошу прочитать очень внимательно.
Цитирую:
Начавшееся примерно в XIII веке... движение в сторону человеческой автономии  достигло в наше время известной завершенности. Человек во всех важных вопросах научился обходиться собственными силами, без привлечения “рабочей гипотезы о существовании Бога”. В вопросах науки, искусства и этики это стало самоочевидным, о чем едва ли кто отважится еще спорить; но вот уже около ста лет это всё в большей степени становится справедливым и для религиозных проблем; оказывается, что всё идет своим путем и без “Бога”, причем ничуть не хуже, чем прежде. Как в области науки, так и в общечеловеческой сфере “Бог” всё больше вытесняется из жизни, Он теряет почву под собой.
Мир, осознавший себя и законы своей жизни, настолько уверен в себе... неправильное развитие и неудачи не в состоянии поколебать мир в его представлениях о необходимости пути, по которому он развивается; неудачи и поражения с мужской твердостью принимаются как неизбежное зло, и даже такая катастрофа, как эта война, не составляет исключения. Теперь же... делаются попытки доказать ставшему совершеннолетним миру, что он не может жить без опекуна — “Бога”. Хотя по всем мирским проблемам и была подписана капитуляция, тем не менее остаются так называемые “последние вопросы” — смерть, вина, — на которые может дать ответ только “Бог” и ради которых необходимы Бог, церковь и священники. Наше существование в известной степени обеспечивается этими так называемыми последними человеческими вопросами. Но как быть, если в один прекрасный день они уже перестанут быть “последними” или же на них будут получены ответы “без привлечения Бога”?..
Нападки христианской апологетики на совершеннолетие мира я считаю, во-первых, бессмысленным, во-вторых, нечестными, в-третьих, нехристианскими. Бессмысленными — потому что они напоминают мне попытку отбросить ставшего мужчиной человека на стадию переходного возраста, т.е. навязать ему зависимость от тех вещей, от которых он фактически уже не зависит, ввергнуть его в гущу проблем, которые на деле уже перестали быть для него проблемами. Нечестными — потому что здесь стремятся использовать человеческие слабости ради чуждых, принудительно навязанных ему целей.

Бонхёффер говорит о Боге “религии” как о deus ex machina[1). Он должен быть где-то “там”, чтобы на него можно было вовремя сослаться, когда у нас не хватит собственных знаний или способностей. Но такому Богу придется отступать все дальше и дальше по мере роста человеческих познаний. В науке, в политике, в этике уже нет нужды в таких суррогатных ответах, тут от Бога уже не ждут каких-нибудь гарантий, решений или помощи. Примерно о том же пишет Джулиан Хаксли:

“Гипотеза бога уже не имеет никакой практической ценности для интерпретации или понимания природы; более того, она часто преграждает путь лучшему и более истинному пониманию. Функции Бога переменились, и в последнее время он похож уже не на правителя Вселенной, а на тающую в пространстве улыбку космического Чеширского Кота”.
“Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь — это божественная кара, а смерть — результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут — они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ”.

И вот в этом-то последнем убежище...и находят потайной угол для Бога, вытесненного из всех остальных сфер человеческой жизни. Вот она, сфера “религии”, вот где теперь оперирует церковь, делая свое дело среди тех, кто еще чувствует такую нужду или кому удается ее внушить.

“Своей “религиозной” проповедью мы можем воздействовать разве что на нескольких “последних рыцарей”, да еще на кучку интеллектуально нечестных людей (2). Неужели это и есть “малый остаток избранных”? Неужели мы, перебивая друг друга, наступая друг другу на ноги и всё более разочаровываясь, обрушимся именно на эту сомнительную группу, пытаясь сбыть наш залежалый товар? Неужели мы набросимся на нескольких несчастных в минуту их слабости [3], чтобы, так сказать, религиозно их изнасиловать?”

 Решение, которое предлагает Бонхёффер, слабое и заумное. Просто вести себя так, будто Бог существует. Понимая всю глупость этого решения. Есть такие ребята - афеяне, у которых это как-то правдоподобнее.

МОИ ПРИМЕЧАНИЯ:
1. deus ex machina. Читается: дэус экс махина, "бог из машины". Имеется ввиду средней паршивости древнегреческие театральные пьесы-трагедии, в которых главные герои невинно страдают, попадают в полную жоппу, злодеи торжествуют... И запутавшийся автор пьесы не находит ничего лучшего, как вывести на сцену Бога, который с помощью специального подъёмника (махина) поднимается на сцену амфитеатра и громами из жопы карает порок и вознаграждает добродетель. Аплодисменты. Граждане, довольные, расходятся по домам.
2. Сразу вспоминаю таких "пришельцев" на наш форум, как Сестра Милосердия, Успокоитель, и др. Критика у Бонхёффера - просто убийственная.
3. Имеются ввиду умирающие, безнадежно больные, женщины, потерявшие ребенка, инвалиды, и, возможно, люди, уставшие бороться с несправедливостью.
« Последнее редактирование: 29 Январь, 2016, 11:42:43 am от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн sasha

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 18
  • Репутация: +1/-0
Re: Дитрих Бонхёффер
« Ответ #1 : 31 Май, 2015, 11:40:07 am »
они напоминают мне попытку отбросить ставшего мужчиной человека на стадию переходного возраста, т.е. навязать ему зависимость от тех вещей, от которых он фактически уже не зависит, ввергнуть его в гущу проблем, которые на деле уже перестали быть для него проблемами.
Но человечество только наполовину состоит из мужчин
а как же женщины?
не потому ли сейчас 90% прихожан в церкви лица женского пола?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »

Оффлайн А.И. Векшин

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 074
  • Репутация: +0/-27
Re: Дитрих Бонхёффер
« Ответ #2 : 18 Август, 2015, 07:46:19 am »
Цитата: "Rufus"
наряду с Киркегором

Кьеркегором.  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел.
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

А.С. Пушкин о либералах.

 

.