Знаете, что такое эпоха Возрождения, которая сформировала нынешнюю европейскую-(пост)христианскую цивилизацию? Монотеисты возрождали культуру, науку античности-то есть политеистов считайте.
А конкретные успехи от смены политеизма монотеизмом были где в странах Европы? На Руси это было обусловлено тем, что южная православная Византия культурно превосходила северную языческую Русь.
И правильно делали, что возрождали. В условиях монотеизма можно было идти дальше и глубже в развитии мышления и в познании мира.
Про соседнюю Польшу почитайте критического - Цена крещению.
А Вы почитайте Загоскина «Юрий Милославский», если учебники истории не достаточно впечатляют. В XVII веке Польша была достаточно могущественной державой, во всяком случае, сильнее Руси, которая из-за придворных коллизий находилась в глубоком кризисе. Поляки заняли Москву и чуть было не посадили на трон своего ставленника Лжедмитрия.
Спасли страну тогда колоссальные усилия и героизм патриотов из народа (Минин) и военный талант князя Дм. Пожарского.
НЕ поняла. А против чего тогда выступали все библейские пророки? Разве не против проникновения язычества в сокровенную среду иудейского народа?
Пророки много против чего выступали. Я у Вас спрашиваю - что мешало дать в 13 в. до н.э. то, что было дано в 1 в н.э.? Вы говорите про некое "искушение язычеством", а я вот никакой разницы между 13-м в. и 1-м не вижу, хоть ты тресни. Язычники как были, так и остались-даже в самом Израиле. Напротив - Самария например (бывшее Северно-Израильское царство) стала вообще практически полностью языческой. И язычники и сейчас существуют, не знали?
Вы меня сильно удивляете. При всем уважении к Вашей эрудиции не могу не признать, что Библию как ЦЕЛОЕ Вы не понимаете. Вас гораздо больше привлекает бесконечное углубление в конкретную деталь (типа сравнения греческого и арамейского написания какого-то слова), чем общее движение мысли при богопознании.
Религия монотеизма не была естественной религией для эпохи 20-10 в. до РХ. Религия, которую придумывали сами люди для объяснения явлений духовного мира, было язычество. В нем все просто и понятно, нет особых моральных установок, жертвоприношения, магические ритуалы решали все вопросы личной и социальной жизни. С идолом всегда можно было договориться в поисках покровительства как в добрых, так и в злых делах.
Между тем, навязанная евреям монотеистическая религия была отнюдь не легким делом. Выполнять закон нужно было под страхом смерти, а какая за это награда? Никакой (о посмертной участи праведников не было и речи). Протестов было немало, и они жестоко подавлялись.
Теперь отвечаю на Ваш вопрос; почему не проповедан был сразу Новый завет вместо завета на горе Синай? Вспомните, что принять или не принять христианство было делом добровольным. А принявший учение Христа мог отказаться от него в любой момент. Бог в глазах христиан уже не был бескомпромиссным и жестким царем, но любящим отцом, и бояться Его не было причин, так как любой грех можно было исповедать (для этого Господь оставил Церковь), получить прощение и надежду на вечную жизнь с Богом.
Думайте теперь сами; удержалась бы религия Яхве в таком варианте развития событий? Она не удержалась бы и одного дня, так как стоило Моисею помедлить на горе, сообщество уже изготовило тельца и радостно пело и плясало вокруг него. Удержать евреев от сползания в язычество можно было только силой, и Яхве был вынужден демонстрировать грозную силу и гнев, поощряя страх Божий как великую добродетель. На самом деле Он любил и жалел Свой народ, что иногда прорывалось в псалмах.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.(Пс.102:8-14)
Видите, милость проявлялась к боящимся Бога. В целом народ был «жестоковыйным», и Бог мучился с ним.