О'кей, поговорим о психологии.

Надо заметить, что, рассуждая о научности или ненаучности того или иного подхода, часто забывают о науках гуманитарных. И это, с моей точки зрения, не случайно.
Дело в том, что поскольку причины нынешнего восторженно-боязненного отношения к науке, приобретшего всеобщий характер ещё в девятнадцатом веке, упираются в научно-технический прогресс, то и отношение сие в основном распространяется на те дисциплины, которые имеют отношение к технике. Не обязательно механической или электронной. Генная инженерия или селекция - тоже в некотором роде виды техники. Уважение общественности снискали те науки, которые были тесным образом связаны с манипулированием действительностью.
Наука, если говорить о ней как о таковой в целом, ставит перед собой проблему взаимоотношения между "МЫ" и "ОНО". Между Разумом и Вселенной. Иногда пытаясь свести одно к другому либо же доказать взаимосводимость оных.
Предметом изучения так называемых "естественных наук" в основном является "ОНО" - то есть неодушевлённая Вселенная. Амёбы, лягушки, человеческие органы и даже отдельные части мозга для нас тоже почти неодушевлены. Хотя биология подходит неуютно близко к разграничительному стыку между "естественными" и "гуманитарными" науками, но об этом позже.
Предметом изучения гуманитарных наук является "МЫ". Не столько духовный мир отдельно взятого человека, разумеется, сколько коллективное сознание рода. Нечто вроде ноосферы, закреплённой в материальных носителях или изустных преданиях. История, литература, живопись, разного рода лирика, скульптуры и музыкальные симфонии.
В среде техницистов часто бытует не всегда озвучиваемое мнение о том, что "гуманитарные" науки представляют собой несистематизированный бред и напыщенную болтологию.
Мнение это, при всей его безаппеляционности, содержит в себе крупицу истины.
С одной стороны, конечно, оно является реакцией самозащиты на едкие реплики "гуманитариев", которые с самого средневековья, если не с античных времён, пытались третировать натурфилософию и поставить её в услужение господствующей идеологии.
С другой стороны, что есть научный метод? В число требований научного метода входит: 1) точность используемой терминологии; 2) невведение излишних сущностей; 3) проверяемость выдвигаемых теорий. И это ещё далеко не все требования. Теперь ответьте: каким образом можно определить термин "талантливость" в применении к писателю или художнику, и как можно измерить степень таланта того или иного творца? Ввиду отсутствия точных критериев в мире искусства обильно процветает кумовство и блат, когда начинают обильно восхвалять того или иного писателя, посмертно делают его "знаковой фигурой" и помещают его произведения в школьные учебники, а через несколько веков уже никто не помнит начало этой истории. Ещё Галилео Галилей говорил, что наука становится наукой лишь тогда, когда начинает
измерять.
Психология, как наука, занимает совершенно особое положение.
С одной стороны, относясь к внутреннему миру человека, она подпадает под действие теоремы Гёделя - в соответствие с коей
познать себя нельзя. Именно это является основной проблемой всех гуманитарных наук - человек не всегда может досконально разобраться в самом себе, чтобы понять, что его восхищает в том или ином авторе и по какой причине он, к примеру, ставит Герберта Уэллса выше Жюля Верна.
С другой стороны, тесно смыкаясь с естествознанием через биологию, она пытается заимствовать у последнего многие его методы. И это не прихоть, это безусловная необходимость, поскольку странно было бы изучать душу, не постигнув её природы и её отношения к материи.
Психология находится на стыке между гуманитарными и естественными науками.
Оперируя столь ненадёжными терминами, как "типы характера" и "архетипы коллективного бессознательного", она пытается использовать количественные меры при ведении социальных опросов и составлении тестов.
Она имеет много общего с философией. Но если философия, теоретически, должна вбирать в себя ВСЁ, от естественных наук до гуманитарных, то психология - лишь то, что напрямую относится к душе. Слово "душа" я употребляю в античном смысле слова, безо всяких привязок к идеализму или материализму.
Поэтому психология была и останется посередине.
Поэтому она столь выбивается из ряда прочих наук, шокируя техницистов своей расплывчатостью, а гуманитариев - сухостью и педантичностью.
Так было и будет - по крайней мере, до тех пор, пока разделение между естественными и гуманитарными науками вообще не утратит смысл... :roll: