Автор Тема: Вопрос  (Прочитано 56260 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #70 : 07 Август, 2006, 07:11:02 am »
Цитата: "Кроткий"
Цитата: "Nail Lowe"
Например, об этом.
Но была упомянута религиозность. О ней в этом тексте нет и слова.
Религиозность - это свойство личности, то есть социализированного индивида. Маугли личностью не являются, поскольку они не интегрированы в человеческое общество. Поэтому и религиозность им не свойственна.
Как я понимаю, именно в этом отношении была упомянута религиозность.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Кроткий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 580
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #71 : 07 Август, 2006, 07:40:43 am »
Цитата: "Nail Lowe"
Цитата: "Кроткий"
Цитата: "Nail Lowe"
Например, об этом.
Но была упомянута религиозность. О ней в этом тексте нет и слова.
Религиозность - это свойство личности, то есть социализированного индивида. Маугли личностью не являются, поскольку они не интегрированы в человеческое общество. Поэтому и религиозность им не свойственна.
Как я понимаю, именно в этом отношении была упомянута религиозность.


Религиозность не связана с социальностью:))) Кто Вам такое сказал? Если рассматривать социальность, то и звери живут по законам социума, просто на другом сознательном уровне. В конечном итоге, ведь именно безрелигиозное мышление пытается доказать, что человек ничем не отличается от животного мира и всё что есть в животной природе - есть и в человеческом обществе.

И потом,.. выть на луну... кто Вам сказал, что это не волчье религиозное сознание?:)))

P.S.: лучше бы призадуматься, почему волки и другие животные не растерзали человека (детеныша). Вот это на самом деле интересно... А доказывать отсутствие Бога через изучение человеческого детеныша с развитием дауна - не совсем даже научно.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кроткий »
С моим сознаньем наравне
вершится ход планет.
И если Бога нет во мне, Его и выше нет.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #72 : 07 Август, 2006, 08:06:45 am »
Цитата: "Кроткий"
Религиозность не связана с социальностью:))) Кто Вам такое сказал?
Психология об этом говорит. :) Она говорит, что религиозные представления свойственны только человеку как личности. А человек является личностью постольку, поскольку он интегрирован в ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ общество. Поэтому религиозность напрямую связана с социальность. :-)
Цитата: "Кроткий"
Если рассматривать социальность, то и звери живут по законам социума, просто на другом сознательном уровне. В конечном итоге, ведь именно безрелигиозное мышление пытается доказать, что человек ничем не отличается от животного мира и всё что есть в животной природе - есть и в человеческом обществе.
Да, но не все, что есть в человеческом обществе есть и у животных. Например, религиозных понятий.
Безрелигиозное мышление пытается доказать, что можно удовлетворительно мыслить и без религии. И что отсутствие религиозных установок узбавляет человека от многих заблуждений. Больше - ничего.
И потом, не надо "рассматривать социальность". Стоит рассматривать "человеческую социальность". Социальность животных дает нам возможность понять, какие формы имели структуры - эволюционные предшественники социальности людей. Но это вовсе не значит, что человеческое общество равно обществу волков или даже обезьян.
Цитата: "Кроткий"
И потом,.. выть на луну... кто Вам сказал, что это не волчье религиозное сознание?:)))
Наука этология.
Цитата: "Кроткий"
P.S.: лучше бы призадуматься, почему волки и другие животные не растерзали человека (детеныша). Вот это на самом деле интересно... А доказывать отсутствие Бога через изучение человеческого детеныша с развитием дауна - не совсем даже научно
Более того, я утверждаю, что это просто в корне ненаучно. Но... никто ведь не доказывает "отсутствие Бога через изучение человеческого детеныша с развитием дауна". Сейчас речь идет о том, что религиозные установки и понятия о боге не даются человеку от рождения, априорно, а формируются под давлением социума. Иными словами, религиозность - это феномен в первую очередь не индивида, а культуры.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Кроткий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 580
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #73 : 07 Август, 2006, 08:57:00 am »
Nail Lowe

Цитировать
Психология об этом говорит. :) Она говорит, что религиозные представления свойственны только человеку как личности. А человек является личностью постольку, поскольку он интегрирован в ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ общество. Поэтому религиозность напрямую связана с социальность. :-)

Психология - совсем новая наука, чтобы иметь незыблемые понятия. Но это так... размышления в слух. Допустим - религиозность может касаться социальной сферы человеческой жизнью. Но религиозность не определяется социумом. Потому что в этом случае, человек лишен свободы выбора, а в этом случае, одно и тоже социальное изменение практически одинаково влияло бы на людей в их выборе в своей жизни. Но простите, одного человека жизненные трудности превращают в скотоподобное существо, а другого в духовнопросветленного человека... И в этом я вижу противоречие.

Цитировать
Да, но не все, что есть в человеческом обществе есть и у животных. Например, религиозных понятий.

А какие у животных вообще есть понятия?:))) Даже животное, не имея в дикой природе понятия, начиная жить в человеческом обществе, может дойти до максимальной нравственной оценки жизни - до понятий преданности, вплоть до отдачи своей жизни.
Безрелигиозное человеческое мышление пытается человека превратить в дикаря, и с удовольствием будет доказывать это на примере диких представителей животного царства, не замечая в то время, как эти представители царства показывают высочайшие образцы тех чувств, которые должны бы скорее появиться у человека.

Цитировать
Безрелигиозное мышление пытается доказать, что можно удовлетворительно мыслить и без религии. И что отсутствие религиозных установок избавляет человека от многих заблуждений. Больше - ничего.

Можно. Не спорю. Но мне никто не доказал и вряд ли это докажет, что религиозное мышление мне мешает удовлетворительно мыслить. Скорее даже больше - я с оценки удовлетворительно перехожу на оценку "хорошо":)))

Цитировать
Наука этология.

И что она говорит?

Цитировать
Но... никто ведь не доказывает "отсутствие Бога через изучение человеческого детеныша с развитием дауна". Сейчас речь идет о том, что религиозные установки и понятия о боге не даются человеку от рождения, априорно, а формируются под давлением социума. Иными словами, религиозность - это феномен в первую очередь не индивида, а культуры.


А мой личный опыт мне доказывает, что понятия о боге и другие религиозные понятия, даются априорно. У ученых достаточное количество данных, чтобы задаться хотя бы одним вопросом - почему на разных материках, в разных племенах, не связанных между собой никоим образом, существуют практически одинаковые понятия о высшем божестве? Например, информация о всемирном потопе существует в каждой религии.
Даже простой вопрос пятилетнего малышки: "Мама, а где я был, когда меня не было?" уже дает возможность уйти от шаблонного мышления, которое с возрастом начинает у людей превалировать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кроткий »
С моим сознаньем наравне
вершится ход планет.
И если Бога нет во мне, Его и выше нет.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #74 : 07 Август, 2006, 09:32:34 am »
Цитата: "Кроткий"
Допустим - религиозность может касаться социальной сферы человеческой жизнью. Но религиозность не определяется социумом. Потому что в этом случае, человек лишен свободы выбора, а в этом случае, одно и тоже социальное изменение практически одинаково влияло бы на людей в их выборе в своей жизни. Но простите, одного человека жизненные трудности превращают в скотоподобное существо, а другого в духовнопросветленного человека... И в этом я вижу противоречие.
Вы видите противоречие... с чем? Имею основания предполагать, что не с тем, что говорю я, потому что я ведь не говорил о том, что социум детерминирует ФОРМУ, в которой выражается религиозность (хотя статистические корелляции между культурой, в которой рождается человек и религией, которую он выбирает в дальнейшем, столь сильны, что отрицать их просто нельзя). Я говорю о том, что общие религиозные понятия не могут быть сформированы без участия социума. Вы с этим не согласны? Я, например, согласен с Вами в том, что влияние культуры на человека - лишь один из многих факторов. Но ведь речь не об этом шла. :-)
Цитата: "Кроткий"
А какие у животных вообще есть понятия?:))) Даже животное, не имея в дикой природе понятия, начиная жить в человеческом обществе, может дойти до максимальной нравственной оценки жизни - до понятий преданности, вплоть до отдачи своей жизни.
Вы очень слабо знакомы с зоопсихологией и физиологией нервной деятельности животных, если так говорите. Никакой нравственности у животных нет и быть не может. То, что люди принимают за преданность и любовь собак объясняется вовсе не тем, что собаки способны к нравственной оценке чужого и своего поведения и к саморефлексии.
Цитата: "Кроткий"
Безрелигиозное человеческое мышление пытается человека превратить в дикаря, и с удовольствием будет доказывать это на примере диких представителей животного царства, не замечая в то время, как эти представители царства показывают высочайшие образцы тех чувств, которые должны бы скорее появиться у человека
Еще раз повторяю - Вы чрезвычайно наивно-антропоморфно представляете себе "нравственность животных". Это "лишь" неосознаваемые программы поведения, выработанные эволюцинно. И как убедительно показал Докинз в "Эгоистичном гене", в мире животных не бывает альтруизма, который бы не преследовал эгоистичных целей.
Второе. Я (а я, с Вашего позволения, безрелигиозен) никого не пытаюсь превратить в дикаря. :-)
Цитата: "Кроткий"
Можно. Не спорю. Но мне никто не доказал и вряд ли это докажет, что религиозное мышление мне мешает удовлетворительно мыслить. Скорее даже больше - я с оценки удовлетворительно перехожу на оценку "хорошо"
О! Благодарю за откровенность. :-)
Иными словами, Вы переходите со всеобщих правил (правил логики) мышление по которым наиболее естественно, на частные правила (правила некой нравственной системы), которые обладают ценностью только в пределах данной нравственной системы.
Цитата: "Кроткий"
Цитировать
Наука этология.
И что она говорит?
Что у животных нет культуры, а поскольку религия - это феномен культуры, у животных нет религии. :-)
Цитата: "Кроткий"
А мой личный опыт мне доказывает, что понятия о боге и другие религиозные понятия, даются априорно. У ученых достаточное количество данных, чтобы задаться хотя бы одним вопросом - почему на разных материках, в разных племенах, не связанных между собой никоим образом, существуют практически одинаковые понятия о высшем божестве? Например, информация о всемирном потопе существует в каждой религии.
Я уважаю Ваш личный опыт, но, к сожалению, он не позволяет делать корректные обобщения. Хотя бы потому, что мой личный опыт говорит о том, что религиозные понятия все-таки НЕ даются априорно.
Что касается возникновения религии... Я удивляюсь, как легко Вы говорите о том, что "существуют практически одинаковые понятия о высшем божестве". Это чистая неправда, в чем легко убедиться, поверхностно пробежав любой словарь по данной тематике. :-) Единственное, что есть общего у всех религий - это то, что они метафизичны. Хотя, пожалуй, и это с натяжкой. И какой можно сделать вывод из этого? Только то, что все религии имеют общее происхождение. А уж какова природа этих явлений - тут мнения могут расходиться. Естественное объяснение предполагает, что все религии в некотором смысле похожи потому, что схожа природа всех людей. Жизнь (в том числе, и физиологическая, и психологическая, и социальная) происходит у всех людей по одним закономерностям. И эти закономерности предполагают возникновение на определенном этапе развития иллюзорного сознания - мифа, мистики, религии.
Верующие (сверхъестественное объяснение) видят причины общности в том, что бог есть. Но это как минимум ниоткуда не следует. Кроме того, такое решение вопроса ненаучно, поскольку в принципе недоказуемо.
Цитата: "Кроткий"
Даже простой вопрос пятилетнего малышки: "Мама, а где я был, когда меня не было?" уже дает возможность уйти от шаблонного мышления, которое с возрастом начинает у людей превалировать
Этот пример лишь показывает, что сознание верующих людей инфантильно. Малышке простительно, что он впадает в противоречие: "где я был, когда меня не было?". Малышка не знает, что бытие есть, а небытия нет, поскольку самим фактом своего наличия оно превращается в бытие. Но взрослый человек должен понимать, что если его "не было", он не мог где-то быть. Верующие этого не понимают, к сожалению. Отсюда нелепые попытки загромоздить картину мира, преумножить сущности путем введения понятия "душа", которую никто никогда не видел и не измерял, но многие уверены, что она таки есть.
Кстати, этот вопрос "уйти от шаблонного мышления" не позволяет. Религиозное мышление является закономерным продолжением шаблона детского мышления. А вот научное мышление - дело другое.
В сторону от основной темы: никогда не слышал от детей таких вопросов. Классика жанра - это вопрос о том, куда мы отправимся после смерти... А вот "до" - сомневаюсь, что это интересует детей.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #75 : 07 Август, 2006, 11:16:38 am »
Цитировать
... как убедительно показал Докинз в "Эгоистичном гене", в мире животных не бывает альтруизма, который бы не преследовал эгоистичных целей.
Скажите, пожалуйста, а этот ваш дока не доказывал, что альтруизма не бывает не только в программе "В мире животных", но также и в мире людей?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #76 : 07 Август, 2006, 11:22:21 am »
Цитата: "Кроткий"
Но простите, одного человека жизненные трудности превращают в скотоподобное существо, а другого в духовнопросветленного человека... И в этом я вижу противоречие.
Совсем не обязательны эти два варианта. И что вообще значит "духовнопросветленный" человек? Результат, к которому приходит человек при встрече с жизненными трудностями, зависит в первую очередь от типа личности человека. Человек со слабым типом высшей нервной деятельности приходит к мировоззрению, которое помогает ему быстро смититься с тем, что не находится в его возможностях, которые гораздо скромнее, чем возможности более сильных людей. Таково, к примеру, христианство. Интересно, что в Синодальном переводе с позднего греческого Матфея "блаженны" уже не просто "нищие", а "нищие духом".
Но не обязательно и в этом случае, что путь будет религиозным. Возможен выбор стоический и т.п., но без религиозной подоплеки.

Цитата: "Кроткий"
Безрелигиозное человеческое мышление пытается человека превратить в дикаря, и с удовольствием будет доказывать это на примере диких представителей животного царства, не замечая в то время, как эти представители царства показывают высочайшие образцы тех чувств, которые должны бы скорее появиться у человека.
Так в чем проблема? Если уж сами "представители животного царства" имеют зачатки нравственности (норм поведения), то атеистическое отнесение человека вслед за Аристотелем к категории высших животных не лишает автоматически человека нравственности. Т.е. человеку нет необходимости принадлежать к какой-либо религиозному мировоззрению, чтобы иметь совесть и рефлексию. Общество "развитого социализма", равно как и всякое конфуцианское общество, превозносит такие добродетели, как самопожертвование во имя коллектива, скромность, доброту и отзывчивость и т.д. Все это - нормы общежития, которые можно развивать и безо всякой теистической подоплеки.

Цитата: "Кроткий"
У ученых достаточное количество данных, чтобы задаться хотя бы одним вопросом - почему на разных материках, в разных племенах, не связанных между собой никоим образом, существуют практически одинаковые понятия о высшем божестве? Например, информация о всемирном потопе существует в каждой религии.
Одинаковость во многом обусловлена антропоморфизмом, спецификой человеческого мышления, общими условиями природы и социума ("владельцы" молний, покровители различных занятий и т.п). Более того, понятия о боге имеют и кардинальные отличия у разных народов, не имеющих международного "обмена" божественными персонами, что опровергает теорию о едином происхождении "божественных понятий".

Кстати, а не подскажете, где еще на земном шаре, за исключением Ближнего Востока, Индии и земель греческого влияния есть истории о "потопе" с такими же условиями, что и в библии. А то все много говорят о таковых, но никто не приводмит примеры. Уточню еще раз: нужны истории именно с такими же условиями. Дело в том, что ливневые затопления и затопление низменностей океаническими водами
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #77 : 07 Август, 2006, 12:12:03 pm »
Цитата: "Вильгельм Дициус"
Скажите, пожалуйста, а этот ваш дока не доказывал, что альтруизма не бывает не только в программе "В мире животных", но также и в мире людей?
Макс, люди - это лишь очередной род царства животных. ;-)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #78 : 07 Август, 2006, 12:18:18 pm »
Шурик, я могу расценивать это как информацию о книге Докинза? :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #79 : 07 Август, 2006, 12:42:39 pm »
Правильнее всего будет расценивать это как информацию о современной биологической систематике. ;-)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.