Ничего, кроме ругательств в голову не приходит. Но не в Ваш адрес.
Часы - и Вселенная, Вселенная - и часы...
Знаете, недавно у меня мелькнула мысль, что религия и конспирология имеют общий корень. Радостная вера религера в то, что нет на свете случайностей, не слишком отличается от тоскливой убеждённости конспиролога, что за каждым мелким обстоятельством скрывается чья-то воля. В обеих ситуациях мы видим стремление обнаружить замысел там, где присутствует лишь случай. Встретить одухотворённость на месте пустоты.
Быть может, подлинный источник религиозно-конспирологических взглядов - гипертрофированное развитие мозговых центров, ответственных за взаимопонимание и общение?
По причинам эволюционного характера в пределах каждого биологического вида могут существовать особи с аномальным развитием той или иной характеристики. Одни обладают избыточно острым обонянием, мешающим спать среди потных сородичей. Другие чрезвычайно дальнозорки, но в то же время неспособны разглядеть близкий объект.
Этим отделам мозга, которые отвечают за понимание окружающих и предугадывание их действий, не хватает работы - и в результате человек начинает мысленно наделять сознанием своих домашних животных, предметы интерьера, окружающий мир. Ко всем событиям начинает относиться как к спланированным кем-то операциям.
Американские индейцы верили, что у каждого предмета есть своё маниту, то есть своя душа. Соответственно бережным образом они относились к своему оружию. Здесь, конечно, можно усмотреть обычную попытку суеверного человека контролировать нечто неуправляемое - то есть случайность. Но я думаю, что контроль над случайностью явился лишь следствием того мировоззрения, которое возникло из стремления одушевить мир.
Люди с упомянутой гипертрофией мозговых центров общения должны очень хорошо понимать окружающих - именно благодаря своей гипертрофии. Должны обладать высокими - пусть и интуитивными - навыками в области социальной инженерии.
Таким образом можно объяснить, как религии смогли не только зародиться, но и получить широкое распространение среди обывателей...
Ну а что касается рассуждений по поводу сопоставления часов и Вселенной, то они бессмысленны, поскольку иы не можем делать никаких выводов из сложности существующего мира.
Чтобы оценить сложность мира как ненормально высокую - или как ненормально низкую - мы должны были бы выйти за пределы самого мира, между тем как это нереально.
Сам наш подход к оценке нормальности явлений, само наше понятие "норма" обязано существованием Вселенной.
И наше представление о "естественных" событиях и процессах - тоже.