Массовое социальное общество – банкрот. Обещания от имени народа не выполняются. Протестная реакция на безответственность общества лишь усиливает эту безответственность, о чем свидетельствует печальный опыт развития событий после всех народных восстаний во всех странах мира. И самое печальное, что протест иррационально популярен, его магия как-то подавляет здравый смысл десятков, сотен тысяч людей.
Украинский Евромайдан – яркий пример безответственности общества. Подавляющее большинство фанатов евроинтеграции не знают европейских языков, у них нет партнеров по деловой и личной жизни в Европе. Для них евроинтеграция – это обещание, что общество подарит человеку более высокие стандарты жизни. Они требуют выполнения этого обещания, хотя сами не готовы менять к лучшему свою жизнь и жизнь окружающих.
Это абсурдно, но складывается впечатление, что тысячи и тысячи людей ушли с учебы и работы и тусуются на уличных акциях протеста, всерьез рассчитывая, что власть испугается и увеличит их заработок в несколько раз!
И заметьте: они не требуют от педагогов повысить качество преподавания (а надо бы, оно ниже плинтуса), они не требуют от менеджмента модернизировать производство, они не предлагают, как это сделать, и не начинают сами это делать, они не хотят учиться и работать по-новому, они считают возможным для себя жить по инерции, но хотят, чтобы при этом страна вдруг сделала рывок в Европу.
Они намерены убрать президента и правительство, а кого поставить на их место и что эти люди будут делать на месте президента и правительства – им без разницы. Вся эта инерционная масса романтиков выплеснулась на улицы, где ее на наших глазах собирают, упаковывают, расфасовывают и утилизируют. Эти люди уже себе не принадлежат, у них появились кумиры, которые требуют жертв и получают их, и вкушают эти жертвы, не слушая молитвы жертвователей, гневно карая отступников, которые изредка напоминают им, что обещания подлежат выполнению. А Европа все так же далеко и долго еще будет все так же далеко. И ведь невозможно не сочувствовать, нельзя не понимать, что демонстративное унижение чужого человеческого достоинства, оргия самоунижения миллионов людей сегодня продолжится попытками унижения твоего человеческого достоинства завтра, которые придется долго и нудно отражать.
Протестующим удалось убедить друг друга, что трезвый взгляд на акции протеста – это трусость. Очень эффективный мыслевирус, напрочь убивает волю и тянет в толпу! Перед такими психологическими заготовками, перед таким шквалом эмоций многие люди поневоле пасуют. И зря.
По-моему, массовый бессмысленный протест – это замечательный повод для личной мобилизации, личной революции, поворота от фанатичного поклонения мистическому обществу к разумной вере в свои силы. Это время самоопределения каждого разумного человека, который выбирает судьбу творца своего счастья, не может (экий умный!

) и не хочет (подлец!

) быть объектом манипуляций по учебникам политтехнологий. Это повод для протеста против протеста – вспомните закон отрицания отрицания в диалектическом материализме.
Если общество перестало служить инструментом развития своего творца – человека, если оно непоследовательно, агрессивно, тщеславно-«надиндивидуально», если оно самоизолируется, заформализируется, враждебно ко всему новому, если оно потеряло авторитет и не может более быть площадкой для самоутверждения человеческой личности – надо воссоздать общество заново, и воссоздать его вокруг себя. Самостоятельно.
Человек – мера всех вещей и точка отсчета во всех системах мировоззрения. Новое общество должно начинаться с самоопределения человека, с простой и традиционной мысли: «Общество – это я».
Программа воссоздания общества проста. Поскольку лучшим индикатором деградации, изоляционизма общества является противодействие любому самопровозглашению, даже конструктивному, логично прежде всего стать самозванцем. Я не шучу. Нетолерантность к чужакам и самозванцам – первейшие признаки деградации общества, и творцу нового общества жизненно необходимо стать чужаком и самозванцем, чтобы не повторить старых ошибок.
Итак, новое общество начинается с конструктивного самозванства, саморекламы. Например, я написал первую книжку о Евромайдане и распространяю ее, это повод для знакомства с любым человеком на улице и первая ниточка взаимопонимания и сотрудничества. Безумие закончится, а с новыми знакомыми, как и со старыми, мы будем работать над умными и выгодными проектами. Так каждый разумный человек выстраивает новое общество вокруг себя. И это работает, это выгодно каждому. Это уже не самореклама, это нечто существенное – самодеятельность!
А от самодеятельности недалеко и до самостоятельности, самодостаточности. И в конце концов количество самодостаточных людей переходит в качество, когда не надо выходить на митинги против инфантильных авторитетов при власти, достаточно сделать несколько звонков друзьям, чтобы договориться, кто и с какой программой с нашей поддержкой возьмет на себя ответственность за будущее всего народа.
ИсточникПримечание. В начале статьи я подчеркиваю, что речь именно о
мистическом массовом обществе, потому что обычно имею в виду себя с друзьями, т. е. "мое общество", когда употребляю слово "общество" без уточнений.