В Юго-Восточной Азии, где развивается башкон-хоабиньская культурная традиция, также происходит превращение «нетипичного» верхнего палеолита в мезолит. Сохраняется линия раздела между сибирско-северокитайскими культурами и культурами Южного Китая. Правда, новые группы аустрических племен заметно продвигаются на север. Одна из таких групп около 18000 года до н.э. заняла знаменитую пещеру Чжоукоудянь близ совр. Пекина, где когда-то было заметное поселение синантропов.
Также в эту эпоху началось массовое передвижение населения из Сибири и Восточной Азии в Америку. На роль переселенцев вполне могут претендовать дюктайские племена Якутии, ушковские племена Камчатки и группы осиновских племен Приморья и Хоккайдо (если мы допускаем, что осиновский блок культур – это языковая семья хока-сиу). Одно из этих последних племен переселилось к Байкалу (Студеновская культура (94, р.2000)). Байкало-ангарский регион и в финальном палеолите остается мощным генератором миграционных потоков: около 18200 года до н.э. группы афонтовской культуры продвинулись на Чулым и вытеснили далее к западу мальтинско-буретское население. Еще один претендент на заселение Америки в этот период – Сибердиковско-Малтанская культура Колымы и Северной Чукотки, которая появляется около 15000 года до н.э. из афонтовской среды и доживает до развитого мезолита, воспринимая язык переселившихся из Европы ностратиков – предков чукче-коряков.
Еще одна удивительная миграция произошла в Юго-Восточной Азии. Около 13000 года до н.э. племенные группы аустрической культуры Хоабинь пришли в Австралию и расселились неширокой полосой на побережье от совр. Мельбурна до Брисбена. Археологический слой тонкий - всего 200 лет. После этого артефакты бесследно исчезают. Очаг находок типа хоабинь обнаружен также в горах Новой Гвинеи, что показывает путь этого племени. Оно двигалось из Индокитая по островам, а потом прямо вдоль побережья Австралии, переправившись через Торресов пролив. Можно предположить, что аустрическое племя просто растворилось в Австралии или погибло в результате некого катаклизма (цунами?) В любом случае, оно не могло быть слишком многочисленным (94, р 816). Подобная история убеждает в том, что австралийцы не были такой уж девственно-чистой общностью в рамках материка Австралии и временами испытывали инородные влияния. Столь же недолговечная миграция хоабиньцев произошла в направлении Восточной Индии – около 12000 года до н.э. там появляется культура Деоджали-Хадинг (84, с 101-102), но ее отношение к последующему восточному неолиту, также связанному с Юго-Восточной Азией (Колдихва), остается неясным.
История Ренигунты и родственных ей более поздних микролитических индустрий Южной Индии связана с Ближним и Средним Востоком. Две культуры претендуют на роль ее родителей – это Каракамар и Зарзи (12, с 105,с 108,с 113). Зарзийские влияния могли проявиться только в финальном палеолите, а поэтому для 20000 года до н.э. актуальны связи Ренигунты именно с Каракамаром. Каракамарские племена в финальном палеолите вытесняются зарзийскими в Западную Бенгалию (Бирбханпур (84,с 61)), а микролитические традиции зарзийских переселенцев бытуют на южной оконечности Индостана вплоть до 4000 года до н.э. (12,с 108). Если считать зарзийские племена финального палеолита, а также их выселки в Среднюю Азию лингвистическими предками кетов-енисейцев, то и поздняя Ренигунта относится к тому же языковому полю, и это значит, что на юге Индии длительное время существовал енисейский языковой пласт. Андаманцы в финальном палеолите уже уходят из внутренних районов Индии на восток и становятся «народами моря», а ведды, по всей видимости, связаны с соаном и его цейлонскими выселками, архаичными уже в финальном палеолите. Ведды, собственно, никогда и не включались в индо-тихоокеанскую макросемью (разве что по расовым признакам), а поэтому мы здесь имеем дело с совершенно иной языковой общностью. Креольский язык современных веддов сформировался лишь 700 лет назад, а до того они разговаривали на своем древнем наречии, сохранившемся в виде субстрата. Индийскому вторжению на Цейлон в V веке до н.э. предшествовала миграция безымянных народов из Тамилнада в Х веке до н.э., условно называемая ранним железным веком Шри-Ланки (en.wikipedia.org/wiki/Vedda_language#cite_note-2). Возможно, это были потомки зарзийцев – последние кетоязычные группы Южной Индии.
А в Забайкалье доживает свой век куналейская культура – последний (после исчезновения Куртака и групп пещеры Страшная) наследник некогда обширной общности ордосского палеолита). Ей родственные племена проникли тем временем в Америку и добрались 11900 лет ждо н.э. до Венесуэлы (культура Эль-Хобо), но не оставили там никаких потомков. Куналейская же культура исчезает только в раннем мезолите.
Мальтинская культура в этот период дает выселок в район Самарканда, где формируется одна из самых оригинальных культур верхнего палеолита Средней Азии, и далее – в Пакистан (пещера Сангхао). Тяга к разнонаправленным миграциям – от Курильских островов до Подмосковья и верховий Инда вообще отличает этих сибиряков.
Помимо всего прочего, финальный палеолит – эпоха быстрого демографического роста. Около 10000 года до н.э. численность населения Земли по минимальным оценкам - 4 млн., по максимальным - 7 млн.
Здесь заканчивается хронология первого периода Доисторической Истории, занимающего время от появления человека разумного до окончания ледникового периода (193000-10000 лет до н.э.). Человек разумный появляется в Восточной Африке (Судан – Кения – Эфиопия) и начинает мало-помалу заселять весь континент. Первый выход человечества за пределы Африки (скорее всего, через Йемен) добирается до наветренной стороны вулкана Тоба к 71000 году до н.э. После взрыва Тобы и люди, и неандертальцы на удивление быстро вновь начинают колонизировать Ближний Восток (86, p.534), но люди побеждают (последние останки неадертальцев на горе Кармел датированы 46000 годом до н.э.) После Тобы уже существует несколько центров миграций.
Хадрамаутская культура пришла в Аравию из Сахары и может быть связана с Атером. Дабба в Киренаике связана с эмираном Леванта. В Нубии (и вообще в долине Нила) существовала обособленная система культур, которую можно назвать Хормусанской или Нубийской традицией.
Атерские племена время от времени вторгались в долину Нила, и Фаюм был их восточным рубежом. Вероятно, здесь происходили столкновения между атерскими и нубийскими племенами (на стоянках нубийских культур находят эпизодические "трофеи" атерской культуры). Собственно, это показывает путь атерских племен в Аравию - через Нижний Нил и Южный Синай. Датировки проникновения атерских племен в Южную Аравию можно удревнить, но пока данных, указывающих на это, недостаточно. Х.А.Амирханов в своей монографии называет цифры до 32000 лет до н.э. (2,с 325).
Судьба Атера печальна. 20000 лет до н.э. усыхание Сахары (в разгар последнего ледникового периода) вступает в фазу, крайне неблагоприятную для проживания человека. Через 4000 лет Сахара оказалась практически необитаемой (за исключением нескольких оазисов и побережья Марокко). А около 12000 лет до н.э. из Нубии пришли новые племена.
Я склонен производить ностратиков от атерских племен, преодолевших Гибралтар и расселившихся в Европе, (не всех, конечно: дравиды, если производить их из района Шанидара, как-то выбиваются из этого ряда). Эта т.з. встречает существенные возражения (в т.ч. генетические), поскольку очевидна связь Солютре с южноевропеским и западноевропейским палеолитом и общая ориентация на восточные влияния, а вовсе не на связи через Гибралтар, который по-прежнему (как и во времена неандертальцев) оставался непреодолимым рубежом. Впрочем, если генетические предки Солютре действительно пришли из Аравии (митохондриальная гаплогруппа HV), это также роднит их (правда на большом временном и пространственном отрезке) с Атером, поскольку именно в Аравии незадолго до переселений предков Солютре на Пиренеи появляются выходцы из Атера, которых в Аравию прогнала мощнейшая засуха в Сахаре (Амирханов). Это, кстати, позволяет отказаться от идеи мумба-спицынской миграции ориньякоидов-палеодравидов, поскольку дравиды могли появиться в Шанидаре и из Аравии, а хадрамаутские племена верхнего палеолита Аравии, чей языковой субстрат сохранился в некоторых йеменских наречиях, могли относиться к ностратикам. На другом берегу Сахары - в Сахеле (Нигере, Чаде и Дарфуре) по всей видимости, расселялись 20000 лет назад предки племен зинджской гиперсемьи - афразийцев, нило-сахарцев и нигеро-кордофанцев (хотя настоящие негры как расовый тип пришли в Африку из Италии уже после Великой Засухи 18000-12000 лет до н.э. пересекли Сахару и где-то в Мавритании 11000 лет до н.э. соединились с носителями нигеро-кордофанских языков). К югу от них жили пигмеи, а возрождающиеся экваториальные леса Африки довольно длительное время были необитаемыми, пока их не заселили пигмеи (и пока в их среду не внедрились банту). Атерская культурная традиция, таким образом, одновременно является очагом зарождения колоссального множества современных языковых семей и даже макросемей.
Аналогичные проблемы возникли и в Аравии. Общее усыхание превратило ее к 16000 году до н.э. в труднопроходимую пустыню, а артефакты Хадрамаутской культуры становятся невыразительными (по сути дела, эпипалеолит и мезолит Аравии неизвестен).
По берегам Индийского океана - от Южной Индии и до Новой Гвинеи расселялись т.н. индотихоокеанские народы - предки семангов, аэта и папуасов. Австралоиды окончательно ушли на свой главный континент, хотя австралоидный пласт в Индокитае сохраняется и в более поздние эпохи (37, с 427-428). Пролива между Австралией и Новой Гвинеей тогда еще не существовало: он появился только около 6000 года до н.э. Если в верхнем палеолите австралоидные племена все еще заселяют большую часть Индонезии, то затем - около 10000 года до н.э. в Индонезию с материка приходят папуасы трансновогвинейской семьи и андаманцы (при этом авангард папуасов уже давно жил в Новой Гвинее). Путь этих переселенцев был прост: Сундаланд, связывающий Индокитай с Суматрой, Калимантаном и Явой 10000 лет до н.э. еще существовал, но в ближайшую тысячу лет быстро исчез под водой, и вообще Х тысячелетие до н.э. должно быть звездным часом андаманских мореплавателей. Не исключено, что индотихоокеанцы покинули Индию под давлением пришедших с Ближнего Востока кебарийских племен. В этот же самый момент - 10000 лет до н.э. также с материка (откуда?) на восток Явы приходят папуа-меланезийцы, которые создают здесь мезолитическую санпугскую культуру. На каком языке они говорили? Возможно, на вымершем или на одном из современных новогвинейско-папуасских? И в этот же период с севера - из Японии - через Филиппины в Индонезию (Сулавеси, Ява, Суматра, Флорес, Тимор, Калимантан) пришла какая-то айнская группа и уже в мезолите проследовала в Австралию (80, с 5-8). Скорее всего, это были онге, которые сейчас обнаруживаются на самом юге Андаманских островов. Получается, что в Австралии потомства они не оставили.
Севернее – в Южном Китае – в верхнем палеолите обитают аустрические племена. Они не связаны с четверкой западноевразийских культур (Атером-Нубией-Ахмарианом-Ориньяком) и проникли в регион до времен Бачокирьена (т.е. до 50000 года до н.э.), но не ранее, чем австралоиды и индотихоокеанцы - эти две волны пришли в Юго-Восточную Азию сразу же после Тобы - т.е. где-то 69000-65000 лет до н.э. Согласно представлениям еще 1970-х годов (69, с 38-39) к ХХХ тысячелетию до н.э. в Новой Гвинее уже жили папуасы (т.н. палеопапуасы), принадлежащие к семье-филе торричелли (сейчас живут на побережье залива Бисмарка), и, возможно, представители некоторых изолированных папуасских языков. Пришли они туда, несомненно, из Юго-Восточной Азии. А надо сказать, что помимо Новой Гвинеи папуасы до сих пор расселены на Хальмахерских островах, на Тиморе и ближе к Яве. Далее, где-то около 20000 года до н.э. прибывают другие папуасские этно-языковые группы: западнопапуасская и восточнопапуасская филы-семьи. Около 8000 года до н.э. прибывают (тоже с запада) племена трансновогвинейской филы-семьи (может, это и была волна финальнопалеолитического переселения из Юго-Восточной Азии?) Наконец, после VIII тысячелетия до н.э. в Новую Гвинею прибывает последняя небольшая группа - семья-фила ско (но это вряд ли можно считать значимой миграцией).
Далее, во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Новую Гвинею пришли австронезийцы, которые здесь меланезировались и стали меланезийцами Соломоновых островов, Новых Гебрид и Новой Каледонии. Однако, и здесь не все так просто. Новокаледонский тип заметно отличается от других меланезийцев, но зато весьма близок к австралоидам. Это означает, что миграция предковых групп канаков шла через те районы Индонезии, которые были все еще заселены австралоидами.
Взрыв Тобы около 71000 лет до н.э. примечателен тем, что его влияние распространялось отнюдь не равномерно. Сильно пострадали районы западнее вулкана – часть Юго-Восточной Азии, Индия и Ближний Восток, однако, ряд островов к востоку – оказавшиеся с наветренной стороны (видимо, здесь сыграла роль сезонность направлений ветра) Борнео, Ява, Целебес, куда уже успели проникнуть первые переселенцы из Малайзии, пострадали гораздо меньше, и переселенцы выжили (как выжил на Флоресе хомо флориенсис). Папуасы или айны? Кто же пересидел Тобу в восточной Индонезии? Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы: 1) айны родственны семитам/индоевропейцам/кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж.Бэчелор, С.Мураяма, Р.Тории; 2) айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л.Я.Штернберг и она доминировала в советской этнографии; 3) айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи. Несмотря на то, что построения Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной в виду того, что в последнее время появились определенные лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народов мяо-яо, живущих в Южном Китае и Вьетнаме. Айны уже в неолите отметились в Южном Китае (культура Пентоушань в Хунани 7500-6100 лет до н.э.), и тогда получается, что мяо-яо – это ассимилированные аустрическими народами айны (на что указывает относительная малочисленность и локальность распространения мяо-яо), а датировать появление мяо-яо в лингвистическом смысле можно самым концом VII тысячелетия до н.э.
Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами (97).
Если айны проникли на Японские острова только около 13800 года до н.э. (протодземон), то, в этом случае, возникает проблема доайнского населения Японии. В палеолите обнаруживаем там, во-первых, культуры, связанные с Осиновской: Хорокодзава (16000-13000 до н.э.), Гонгенияма, Судзуки, и культуру, связанную с Карабомской - Фулуи (27000-25000 лет до н.э.) Но они приходят из Сибири и Монголии и с айнами ничего общего не имеют. Между прочим, около 40000 года до н.э. одновременно с ордосскими группами в Японию забредают носители мустьерской культуры Патжитан с Явы, но эти последние, скорее всего, архантропы и относятся к цепи мустьерских культур Южной и Восточной Азии: пенджабскому позднему соану, аньяту Верхней Бирмы и чжоукоудяню Северного Китая. Где же жили айны до конца верхнего палеолита? Видимо, южнее Японии - на островах Рюкю и на широком шельфе, который сейчас является Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями (во время ледникового периода там была суша) вплоть до Северных Филиппин. Европейская археология мало-помалу начала изучение своих шельфов (особенно дна Северного моря), но изучения шельфа Азии еще впереди.
На юге и востоке Африки видим три основные традиции, и каждая из них, зарождаясь в районе Африканского Рифта, движется к мысу Доброй Надежды.
1.Традиция Санго, которая развивалась в Центральной Африке 130000-60000 лет до н.э., и в Восточной до 18000 года до н.э. Санго переросла около 60 тысячелетия до н.э. в традицию Лупембе, а еще ранее дала южноафриканскую ветвь культуры бембези (75000 лет до н.э.) Лупембе около 30000 года до н.э. становится смешанного лупембе-читольского типа, а к самому концу палеолита полностью становится читольским. Лупембе-читоле стало родоначальником множества мезолитических (по эпохе; хотя в Тропической Африке мезолит не выделяется) культур: Рим в Буркина-Фасо, Иво-Илэру в Нигерии и верхнепалеолитическую-мезолитической Начикуфу в Зимбабве. Все южноафриканские отрасли этой традиции не дожили до исторических времен, хотя есть предположения об их принадлежности к одной из ветвей койсанцев – квади.
2.На 60000 лет старше, чем Санго, южноафриканская традиция Форсмит, но она очень рано исчезает, и ей на смену приходит ховиссон-пурт. Не смотря на свою кратковременность, последний оставляет целую особую традицию, доживающую до грани верхнего палеолита (46000 год до н.э.), а затем проявляющуюся (видимо, потому что мы еще не нашли промежуточные звенья) в роббергской индустрии, начинающейся около 22000 года до н.э. и доживающей в лице своих наследников – Оакхурста и Альбани в пределах ЮАР до среднего мезолита. Есть основания сомневаться в принадлежности носителей этой индустрии к койсанским языковым группам.
3.Протостиллбей, появившийся около 80000 года до н.э. в Эфиопии и известный на всем пространстве от Красного моря до Кейптауна во множестве вариантов, вполне может быть идентифицирован как койсанская группа племен. Однако, уже в мезолите также из Эфиопии на юг потянулась еще одна стиллбейская волна – уилтон. Можно ли идентифицировать стиллбей и уилтон с двумя главными макросемьями – центральнокойсанской и жу-къви?
Помимо трех крупных индустрий в Восточной Африке обнаруживается три более мелких: насера-магозийская (46), лемута и мумба. Они исчезли еще в верхнем и финальном палеолите. Каменные орудия насера-магозийской индустрии схожи с палеолитическими австралийскими (75,Т 8,с 890), но это лишь конвергентное сходство, к тому же не подтверждающееся хронологически. Это не позволяет говорить о масштабной возвратной миграции около 32000 года до н.э. из Австралии в Восточную Африку, хотя нельзя считать такие миграции – не в восточном, а в западном направлении, в принципе, невозможными. Индустрия мумба не может относиться к атерской общности, и если мы находим истоки Спицыно в Оби-Рахмате, то остается предположить ее связи с Ховиссоном, хотя при всей синтетичности основа мумба – в эфиопском протостиллбее. Насера имеет аналогичное происхождение. И только происхождение лемуты неясно.
Таким образом, мы имеем дело с тремя (даже с шестью) традициями, сформировавшимися еще в среднем палеолите. Учитывая, что первые две традиции дожили до исторического времени и оказываются археологической основой койсанцев, можно с уверенностью утверждать, что и Санго, и Стиллбей, и Уилтон - древнейшие койсанцы.
Койсанцы - это, по всей видимости, несколько макросемей или даже гиперсемей, от которых в историческое время остались только реликты. В расовом отношении они также были исторически неоднородны. Хотя считается, что главная раса этого региона Африки – боскопоидная, находки во Флорисабаде принадлежат скорее австралоиду (37, с 460).
Итого в верхнем палеолите наблюдаем 18 крупных таксонов человечества: атер, ахмариан, ориньяк, граветт, хормусан, пигмеи, боскопоиды-койсанцы лупембе-читоле, боскопоиды койсанцы стиллбея, робберг, каракамарцы Среднего Востока, невас Индии, поздний соан Индии, палеоазиаты-америнды, айны-онге-осиповцы, австрические племена (включая хока-сиу), индотихоокеанцы, австралоиды, а также возможно протошумеры северо-запада Аравии.
Пара слов о демографии верхнего палеолита.
Из 3 млн. человек около 20000 года до н.э. в Азии и Африке жило примерно поровну, несколько процентов приходилось на Европу и столько же - на Океанию с Австралией. Несколько тысяч человек уже проникли в Америку.
Т.е. получается
Австралия - 150 тысяч человек.
Азия - 1300 тысяч человек.
Америка - 10 тысяч человек.
Африка - 1400 тысяч человек.
Европа - 140 тысяч человек.
В Африке усилившуюся засушливость привела к тому, что большая часть населения была сосредоточена в долине Нила и более-менее обводненных саваннах близ экватора.
В Азии плотность населения резко падала с юга на север, и во всей Сибири насчитывалось, видимо не более 15000-20000 человек.
Для первый периода доисторической истории хомо сапиенса – палеолита – характерны (хотя и не эндемичны - бывало такое и в последующие эпохи) масштабные трансконтинентальные миграции. Не стоит забывать, что происходили они на протяжении многих тысяч лет, что делает их не такими уж быстрыми, и, к тому же, нехватка археологического материала приводит к отсутствию представления о промежуточных местоположениях мигрантов (впрочем, археологический материал - дело наживное, и можно только пожалеть археологов начала ХХ века, когда данных было на порядки меньше, однако, они и на этой малости строили смелые гипотезы).
Помимо известных трансконтинентальных миграций в Африке и Евразии были и не менее удивительные окраинные миграции приморских народов. 23000 лет до н.э. палеоазиатские племена, заселявшие Хоккайдо и изготавливавшие маленькие топоры со шлифованными лезвиями (возможно, культура Симаки (29, с 269)), начали движение вдоль побережья на юг (видимо, по затопленному сейчас шельфу). Спустя 3000 лет они достигли полуострова Арнемленд в Северной Австралии. Еще спустя 2000 лет - около 18000 года до н.э. аналогичная культура распространилась в Новой Гвинее. Правда, еще через 1000 лет в результате вулканического извержения новогвинейская культура маленьких топоров со шлифованными лезвиями погибла. А австралийская ее родственница ассимилировалась австралоидами (8, с 59)
Социальная организация палеолитических людей – род. Т.е. группа людей, связанных кровно-родственными узами, немногочисленная (не больше нескольких десятков), минимально имущественно дифференцированная, во главе с институтом главы рода. Глава рода – это не старейшина (беспомощное старичье в охотничьих коллективах влачило достаточно жалкое существование; хотя есть интересные археологические находки, которые свидетельствуют о достаточно высокой степени развития взаимопомощи в рамках рода). Глава рода - это наиболее сильный человек (хотя, возможно, уже тогда существовала наследственность, выживание коллектива требовало поступаться амбициями во имя пользы дела).
Род – ключевая миграционная единица. В эпохи быстрых и дальних миграций та общность, которую археологи называют археологической культурой, легко рассыпалась на отдельные роды, которые путешествовали достаточно самостоятельно. Поскольку никаких государственных границ с паспортным контролем не существовало (к отчаянью патриотов), происходили самые причудливые диффузии (впрочем, они могли компенсироваться абсорбцией новоприбывших местными). Если же мигрантам удавалось найти удобную экологическую нишу, воспользоваться ее ненаселенностью, либо вытеснить оттуда местное население, они закреплялись на новом местообитании, и, в конце концов, оставляли достаточно артефактов, чтобы быть замеченными археологической наукой будущего. В местах стабильного проживания несколько родов формировали то, что можно условно назвать племенем. Палеолитическое племя насчитывало уже несколько тысяч человек, объединяло до нескольких десятков родов и могло иметь некие общие социальные институты (общие ритуальные места, фратрийные браки и т.д., в т.ч. совместные охотничьи мероприятия). Территориальные размеры подобных племен относительно невелики. Если Молодовскую культуру, занимающую север совр. Молдавии (15-20 тысяч км кв.), можно считать таким племенем, то гигантская Атерская культура площадью в несколько миллионов кв. км. содержала десятки племен, хотя и родственные технологически, но дисперсные во всех остальных отношениях. Этому способствовала помимо всего прочего минимальная плотность населения. Если на территории всей Африки незадолго до последнего оледенения (около 30000 лет до н.э.), когда Сахара была относительно влажной саванной, обитало не более 1,4 млн. человек, то в зоне Атерской культуры население насчитывало менее пятой части этой цифры (250 тысяч человек). На 1 человека приходилось до 40 квадратных километров, а средних размеров род (50 человек) обитал на территории в 2000 кв. км. Расстояние между базовыми лагерями отдельных родов исчислялось десятками километров и требовало 1-2 дней пути.