А почему Вы не допускаете, что Кон обладает такими навыками от рождения?
Потому что так не бывает:))) Я могу допустить, что у кого-либо "с рождения" может быть склонность к аналитическому мышлению, к здравомыслию...
)))):Русиш щютка. Хорошо, оставим, наконец, Кона в покое. Тот импульс Вашего негативизма к нему, который вызвал меня к жизни на этой теме, уже разрядился.
Ну какая же это "научная"? Без правильного проведения исследования, без корректной статистической обработки результатов, без независимого подтверждения другими исследователями? И, если я правильно понимаю, без публикаций в специальной периодике и последущей дискуссии (диссертация или две в одном городе не в счёт — кто их читает?). Если они сами себя называют "научными" только потому, что они занимались умозрительными спекуляциями на тему процессов возбуждения-торможения, то это ещё не значит, что их психиатрия действительно "научна".
К сожалению, Вы правы. Но такова была чуть ли не вся «научность» психиатрии, как придатка научного коммунизма. Но не кажется ли Вам, что статистический подход в оценке эффективности тех или иных приемов психотерапии, просто аморален? А, не получилось, что ж, не судьба. А чья «не судьба»? Это же люди!
Для «научности» было вполне достаточно того, что данное направление опиралось и обосновывалось с помощью учения Павлова. А оно и впрямь обосновывалось. И сегодня аутотренинг является панацеей от всех психосоматических синдромов у большинства психотерапевтов-медиков. И все потому, что теория самовнушения давно имеет объяснение в материалистических терминах. Объективно говоря, я тоже стою на этой базе, однако не считаю императивное вмешательство уместным в отношении коррекции поведения у человека (исключая антисоциальное).
Касательно нашего примера, скажу, что наша психология, решительно порвав с глубинной психологией Запада, объясняет психические явления человека слишком примитивно. Она полагает, что сексуальные предпочтения является следствием условного рефлекса. Отсюда, достаточно изменить этот «рефлекс» с помощью методичного самовнушения, которому пациент должен подвергать себя днем и ночью в течении полугода (первая стадия «психотерапии»), чтобы он исчез. Все просто. На деле же игнорируется то, что человек представляет из себя прежде всего личность, а его предпочтения являются суммой действия мощных сил. В ряде случаев гомосексуальность вызвана следствием идеальных процессов, согласно которым человек влюбляется в идеал, которого он хочет достичь. А ведь в кабинет психолога человека приходят именно такого рода люди, с целым букетом внутриличностных проблем, которые нуждаются в конкретном выяснении. Однако, разве можно детально разобраться в этом клубке, если твоя теория должна удовлетворять социальным требованиям или господствующей идеологии?
Оговорюсь, что вовсе не все гомосексуалы обременены проблемами. Это касается лишь более чувствительных, интроверсивных людей.
Так значит, практическая психология все же «ненаучна»?
Наверно, всё-таки, нет. Ведь по большей части это наглядные схемы, аналогии; и сами психологи, я думаю, осозна́ют, что в действительности не существует такой вещи, как, например, "сверх-я", "родитель" или "верхняя собака". Это не значит, что она не даёт результатов. Даёт, но как именно — мы всё равно пока не знаем. То есть эту область я отнёс бы скорее к искусству, чем к науке. Впрочем, по моим сведениям, механизм действия, например, сульфата магния при эклампсии тоже далеко не полностью выяснен, но это до сих пор самое эффективное и дешёвое средство.
Ну так то же можно сказать и в отношении доброй половины лексредств – в лучшем случае известна фармакодинамика и –кинетика, а вот механизм действия не всегда четко известен. В отношении психологии соглашусь с Вами, что здесь более субъективны описательные схемы. А уж если дело доходит до «верхних собак», то вообще чистая поэзия. Кстати, Перлз вообще не хотел подводить теоретическую базу под свою систему. Однако, что касается топического представления психических процессов во фрейдизме, то здесь вроде бы все достаточно очевидно. Добавлю, что Фрейд неоднократно подчеркивал условность своих терминов, говоря, что на самом деле личность в каждый момент времени единосущна, а разделение на три части необходимо в понятийном плане. Иначе мы бы имели дзен-буддизм.
То есть, когда человек осознаёт какие-то скрытые в нём свойства, о которых он не подозревал, и принимает их как часть себя, он изменяется. А поскольку в каждом заложено и может быть вскрыто практически всё, то уже само направление "вскрытия" является воздействием (пусть не прямым внушением). В каждом человеке можно вскрыть и комсомольца тридцатых, которому всё по плечу, и комсомольца восьмидесятых, которому всё по фигу, и муджахида, и законопослушного мещанина.
В принципе то я с Вами почти согласен, но что то Вы увлеклись. Ведь психоанализ, по идее, не вскрывает незначащие явления, да и не должен стараться их придумать. И здесь мы выходим на уровень фундаментальной теории, и наше дело – выбирать созвучную. И надо сказать, что Фрейд не просто првозглашает свою теорию, он к ней подводит рассуждениями, и мы можем взвешивать его доводы. Иногда они и мне кажутся слишком смелыми и умозрительными (вспомните анализ Леонардо да Винчи), а вот «Три очерка по теории сексуальности, а также «По ту сторону принципа удовольствия» мне показались очень обоснованными. Я не практикую методику психоанализа по определенным (вполне естественным) причинам, но сама теория мне представляется обоснованной. Хотя, например, один из важнейших пунктов – идею Эдипова комплекса и Электры, я не поддерживаю. Считаю, что идентификация ребенка с родителем своего пола происходит согласно врожденным механизмам подражания, а если такие случаи встречаются, то ни, скорее, исключение, что и подтверждает этнопсихоанализ, Малиновский и др. Читайте, также, у Блюма.
Поэтому меня больше интересуют проявления психики "в реале", т.е. поведение. Я уверен, что у любого человека можно найти всё, если правильно подойти к делу (тоже сам видел, и не раз). А по поведению, всё-таки, я полагаю, распределение по континууму сильно "скошено" в сторону гетеросексуальности.
Да, в общем то, в этом никто и не сомневается. Вопрос стоял принципиально, а не количественно. В этой связи нельзя не отметить, что существуют социальные причины того, что континуум «скошен» в ту сторону. Я как то в 19 лет лежал в урологии. К той же операции готовили ее одного парня моих лет. Перед операцией надо побрить хорошенько все волосы в промежности. Достать «с обратной стороны» самому сложно, поэтому пожилая медсестра, дав нам бритвы, сказала, чтобы мы друг другу помогли. Можете себе представить, помогли ли мы друг другу! Скорчив презрительные рожи, мы демонстрировали друг другу возмущение этим предложением, мол, что мы, гомики, что ли? И вот в таких ежовых рукавицах держат себя все мужчины. Несколько иначе обстоит дело у женщин. Они нисколько не стесняются проявлений нежности друг к другу, и часто совсем не воспринимают за сексуальные те мотивы и действия, которые такими все же являются. Женская сексуальность по культурным причинам обычно невыраженная, по большей части нарциссическая. А принято считать, что «секс – это когда вставляют нечто куда надо». Значительная часть женщин вообще не различает мужчин иначе как по признаку массогабаритов, джентльменственности и материальным возможностям. Чем более манифестной становится у женщины сексуальность, тем больше ей нравятся, обычно, маскулинные признаки партнера, которые в противном случае расцениваются как «противные» и грубые.
Так, в пособии по сексологии (Пред Е.Николаевой. Изд. Педагогика. 1990г.), говорится:
"
Известно, что в отличие от мужчин, которых возбуждает зрелище обнаженного женского тела, женщинам вид половых органов мужчины может быть не только безразличным, но даже и неприятным. Это особенно свойственно девушкам, в связи с чем первые половые сношения с ними лучше всего проводить в темноте"
Вот-с, даже так. Поэтому нельзя говорить, что распределение по континууму можно оценивать с достаточной достоверностью, если учитывать бессознательные, вытесняемые влечения и потребности.
В частности, Перлс рассказывал, будто Фрейд избегал смотреть больным в глаза, потому и выдумал такой, удобный для себя, расклад (не знаю, откуда Перлс это взял).
Не знаю, где я конкретно это прочитал у Фрейда, но он действительно, практиковал положение врача так, чтобы клиент его не видел. Связано это не с тем, что Фрейд «избегал смотреть в глаза», а с тем, что так лучше получается перенос.
Кстати, Вам никогда не попадался рассказ Джона Кольера "Когда падает звезда"? Очень советую: времени много не отнимет, а психоаналитик там описан очень интересно. Это из сборника "На полпути в ад", он есть в сети, но не помню, на lib.ru или на fictionbook.ru, или ещё где. И там же есть рассказик "Толкование сновидения", тоже заслуживает прочтения.
Я вообще давно перестал читать литературу кроме специальной, познавательной. А анекдоты про аналитиков и нелюбовь к ним широко известны. Обычно, поделом. Да и спрашиваю они о непрятных вещах. Таких не любят хуже чем стоматологов.
что в любом обществе должны существовать табу как раз в этой сфере (и, как обратная сторона, матерные ругательства). Это позволяет направлять значительную энергию для противодействия социальной энтропии. Когда эти табу снимаются, общество долго не живёт. Ну, и порочный круг: когда общество начинает разваливаться, табу слабеют.
Что ж, Вы подлинный фрейдист
)) Однако, не стоит забывать и о мере и в обратном – в отношении табу. Наверное, вытеснение сексуального является одной из генезиса социального прогресса, но и степень сексуального удовлетворения важна для психосоматического здоровья человека. А посему я противник пуританства. Я считаю, что регуляция быть, конечно, должна, но не обязательно это – запретительные меры. Разве недостаточно комплиментарности мужской и женской натуры, чтобы образовался их сексуальный интерес друг к другу? Причем, если полярность м<->ж становится чрезмерной, и этот механизм становится здесь препятствием. Так что все хорошо, что в меру.
Что касается детской сексуальности, то здесь надо договориться о значимости ЭЭГ в определении того, на каком основании мы относим то или иное состояние к сексуально окрашенным: с каких областей мы регистрируем потенциалы и насколько это универсально и значимо. Просто у меня о себе отрывочные, но достаточно яркие воспоминания где-то с ясельного возраста, и я помню, что эрекция в том возрасте не обязательно связана с какими-либо приятными ощущениями — не обязательно является их следствием и не обязательно их вызывает.
Может быть, картину дополнит тот хорошо известный факт, что нянечки частенько применяют для успокоения плакунов в пеленках поглаживание по пенису?
)) Это их успокаивает иногда лучше, чем покачивание. Кстати, понятие либидо у Фрейда не совсем привычное. Это – первоэнергия, которая при своей «активизации» становится тем, что мы называем половым влечеием. В другом выражении она проявляется, например, в страсти поглотить пищу Ведь и в сексе люди стремяться соединиться друг с другом настолько, насколько это возможно – вплоть до того, чтобы образовать одно слитное тело. Фрейд считает, что природа этих влечений одна. А после начала первой мировой он еще более трансформировал это понятие в Эрос.
Кажется, это называют "проблемой психофизиологического параллелизма". Вряд ли мы эту проблему здесь решим. Не удивлюсь, если окажется, что эрекции бывают и во внутриутробном периоде, но буду очень сомневаться, если мне скажут, что они тоже сексуально окрашены. Nail, например, охарактеризовал секс как "прежде всего способ общения и получения удовольствия"; можно согласиться. Но во внутриутробном периоде общения нет (или придётся давать подходящее определение понятию общения).
А разве Nail Lowe что то говорил про «внутриутробный секс»? Или я? А насчет термина «либидо» я уже уточнил выше.
и Вы ещё смеётесь над той фразой, что в СССР секса вообще нет? Сами же подтверждение приводите ))
Ничего не понял. К сексу таких женщин принуждают мужчины. Но, приведу статистику:
. Оставив за пределами вариационного ряда явную патологию с прявлениями вагинизма, когда попытки полового акта вызывают у женщины боль и спазмы, можно обозначить следующие основные типы сексуального реагирования женщин.
1. Женщина, абсолютно удовлетворенная своими тремя детьми, домом и семейным укладом, живя во всех отношениях "душа в душу", с трудом переносит интимную близость. Кроме отвращения и досады, половые отношения ничего не вызывают, но поскольку мужу это необходимо, женщина их терпит.
2. Интимная близость женщине просто не нужна, она ей безразлична: не вызывая никакой физической радости, она в то же время и не тяготит ее. Поскольку мужу это доставляет радость, женщина испытывает отраженное удовлетворение, подобно человеку, подарившему другу очень нужную ему книгу, написанную на языке, которого сам он не понимает.
3. Женщине приятна увертюра к половому акту: ласковые слова, употребляемые при этом мужем, объятия и поцелуи. Однако она не может понять, почему все это заканчивается так неэстетично. В общем она приучила себя закрывать глаза на "мерзкие" стороны бытия, а за красивую часть интимности испытывает к мужу искреннюю благодарность и нежность.
4. Отношение женщины к половому акту зависит от времени, состояния и настроения. Перед началом или после менструации бывают периоды, в которые половой акт доставляет женщине глубокую радость и заканчивается оргазмом. В другое время, "не в тот период" и если "настроение сбито" служебными неприятностями или домашними раздорами, половой акт не заканчивается оргазмом и оставляет неопределенную, смутную неудовлетворенность.
5. Половой акт всегда приятен женщине и всегда оставляет радостное удовлетворение.
6. Не слишком распространенная, но встречающаяся (особенно часто на "вольной ярмарке" легких знакомств) разновидность мультиоргастичных женщин, способных испытать первый оргазм еще до начала сношения, при глубоком затяжном поцелуи. Начав половой акт, такая женщина от первых оргастических разрядок приходит во все большее возбуждение и не испытывает удовлетворения, пока не переживет серию от 3 - 4 до 6 - 8 оргазмов. Если прервать интимную близость до насыщения, то такие женщины испытывают дискомфорт и нередко приходят в ярость.
По данным авторитетных мировых статистик, к первым трем категориям относится от трети до 40% всех женщин. Если исключить добрачные отношения, при которых эта пропорция еще выше, то даже после начала регулярной половой жизни в браке первый оргазм, по наблюдениям А.М.Свядоща, 30% женщин испытывают только после рождения первого ребенка. ( Справочник сексопатологии. Под.ред.Васильченко, 1991г.)