Православные критикуют благодатный огонь
Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в
Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября
1949г.,
http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm *
8 томов "Книги моего бытия" епископа Порфирия (Успенского) являются не
воспоминаниями, а дневником, куда он заносил свои впечатления от
событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы,
описания памятников и разные мелочи. Изданы они были Императорской
Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского
Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти владыки. Третий том вышел
в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата:
"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша
египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с
Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а
зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось
удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на
крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал?
Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии
во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и
присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000
пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные
с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о
мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский
митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний
вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний
Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой
за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба
Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима,
чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман
Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его
светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения
и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих
тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой
поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается
прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и
успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам
и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни
Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего
тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании
к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный
этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали
называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что
огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть
огонь священный, получаемый с места священного". стр.299-301 тома 3-го
*
БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ, Александр Мусин, доктор
исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж
http://www.inauka.ru/mifs/article53770/print.html *
О мнение по поводу Благодатного огня ведущих представителей
богословской мысли начала 20-го века.
"В заключение обзора мусульманских свидетельств не надо добавлять, что
еще одна черта отличает их от современных им христианских: это -
отношение к чуду, в котором они, конечно, должны видеть только более
или менее ловкий фокус. Правда, у арабов-христиан (особенно
инославных), иногда даже и в древнем периоде, чувствуются известные
колебания и сомнения: они проскальзывают, например, у яковитскаго
мафрияна Ибн-ал-'Ыбри [74]. Отношение же современных христиан, даже
духовнаго звания, часто не таково, как у игумена Даниила или клирика
Никиты: достаточно указать на подробное описание обряда (1876 года)
иерусалимского священника Илиаса Шахвата, пять раз принимавшаго
непорседственное участие в церемонии[75], или на статьи православнаго
епископа Рафаила Хававини [76]. У лучших представителей богословской
мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф.
А. Олесницкому [77] и А. Дмитриевскому [78] говорить о "торжестве
освящения огня при Гробе Господне"".
Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3.Пг., 1915.
"Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских
писателей X- XIII вв.
http://www.holyfire.org/doc_ChristVostok1915.htm *
Полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий. Одним из важных эпизодов его
биографии является попытка примирить католиков и православных, что
привело его в унию. Нелегко ему далось это решение, которому
предшествовала поездка на восток за утешением и укреплением в
православие, но встреча с православным востоком принесло ему только ещё
больше разочарования. В письме своему бывшему учителю,
Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису написанном в 1627 г.,
накануне своего окончательного перехода на униатские позиции (ВСЛ, стр.
106-114), он в частности пишет:
"Ваше преосвященство, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас,
почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и
стараясь доказать превосходство старого перед новым… не упоминает об
этом знаменитом чуде иерусалимском? На этот вопрос Вы отвечали мне… что
если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки
давно бы уверовали в Христа. Еще резче отозвался об этом патриарх
Иерусалимский. Тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает
народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные
единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда
действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться,
предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и
яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по весьма
уважительным причинам, особенно при виде того, что в то время делают у
гроба еретики абиссинцы".
(Источник - РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИИ Ярослав Кеслер
http://www.neplaneta.ru/relig_history_russia.shtml )
*
Почему огонь сходит не в пасхальную заутреннюю?
"Некогда праздник огня при гробе Господнем соединялся непосредственно с
пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся
при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесен к
предшествующему дню" /Дмитриевский А. А., 1909 г.
http://www.holyfire.org/doc_CerkovnieTo ... _1909.htm/.
*
Атеистическая критика благодатного огня:
Ссылка на книгу
http://neholyfire.narod.ru/book/index.htm Главы:
Описание как я умываюсь обычным огнём, не хуже паломников в храме
умывающихся "чудесным" огнём -
http://krtdiv.narod.ru/ob/10.6.01.htm (как это делают паломники -
http://www.holyfire.org/video.htm)
Описание исследования истории с колонной, оказывается легенду греки
украли у армян и исказили её против армян -
http://neholyfire.narod.ru/book/kr13.htmРазоблачение -
http://krtdiv.narod.ru/book1/kr/kr11.htmКоллекция фотоглюков
http://neholyfire.narod.ru/gluk.htm*
Собрал Доброхотов Игорь Владимирович.
Атеистическое Общество Москвы (АТОМ 2006 г).
За дополнительной информацией обращайтесь -
AFAQ@narod.ru