AtmelЗаимствуя основные идеи вавилонян, евреи внесли в них свои коррективы в соответствии со степенью развития своего общественного строя. Вы можете точнее сказать, когда идея абсолютного монотеизма утвердилась в умах жрецов?... что бог Яхве, победив, наконец, всех остальных богов…"явился" Моисею, дабы заявить, что он - Господь. А Вы как думаете?
Конечно, Вы правы. А вот на эти вопросы Вы и сами можете ответить – Библию Вы знаете, кажется, лучше меня. Однако все-таки выскажусь (не могу отказать себе в этом удовольствии:)).
Ваша правда, что культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов-соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.
В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название генотеизма. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а, скорее, геотеистическим. Эта черта свойственная многим городам-государствам древнего мира.
Немного истории:
В 722 г. до н.э. под натиском ассирян пало пало Израильское царство. Ассирийский царь Саргон II взял Самарию и увел в плен израильского царя Осию и почти тридцать тысяч его подданных.
В 605 г. до н.э. ассирийский же военачальник Набопаласар, объявивший себя царем Вавилона, в союзе с мидянами разгромил Ассирийскую державу и основал новое, не менее агрессивное государство – Вавилонское. Это государство во главе с сыном Набопаласара Навуходоносором вскоре предприняло ряд завоевательных походов. Пришел конец и Иудейскому царству.
Когда иудейский царь Иоаким, надеявшийся на помощь Египта, отказался платить дань Навуходоносору, тот в 597 г. до н.э. двинул свои войска в Иудею, окружил Иерусалим и после трехмесячной осады взял его. Храм Яхве был разграблен, сын Иоакима Иехония (сам царь умер во время осады) вместе с частью иерусалимского населения был уведен в плен. Об этом периоде рассказывает в Библии книга пророка Иеремии.
Пребывание в вавилонском плену дало сильнейший толчок библейскому творчеству. Само это несчастие требовало объяснения и какого-то согласования с теорией «избранности» еврейского народа, ибо реальная жизнь уж очень противоречила легенде о том, что Яхве горой стоит за свой народ и во всех условиях гарантирует ему процветание.
С Моисеем вообще странная вещь вышла:). Еще Спиноза доказал, что Пятикнижие не принадлежит Моисею. О Моисеев «законе» тоже есть разные мнения, скажем, что сравнительно-исторический анализ Библии приводит некоторых ученых к отрицанию церковной точки зрения на происхождение Пятикнижия (суть ее состоит в том, что прежде всего бог дал Моисею закон – десять заповедей, а за ними и все остальные предписания, содержащиеся в Пятикнижии; только потом будто бы были написаны книги Иисуса Навина, Судей, Царств, книги пророков).
Такие ученые (еще XIX века) Фатке и Рейсс обратили внимание на то обстоятельство, что в подавляющем большинстве книг Пятикнижия, появившихся якобы после «закона», на самом деле нет ничего, свидетельствующего о том, что авторы их уже знали «закон». Жизнь израильтян описана в этих книгах так, как будто они совершенно не руководствуются предписаниями «закона»и даже ничего о нем не знают. Впервые о нем упоминается только в книге Иеремии, написанной в начале VI века. Отсюда следует, что до этого времени «закона» еще не было и что он, следовательно, был написан после «исторических» книг и книг пророков.
Однако не нужно делать спешных выводов, конечно:).
Не будем забывать, что во-первых, сами евреи не приняли Новый Завет, а во-вторых, император Константин Великий (или другой - я уточню, пока некогда очень) тоже, кажется, находился в политической оппозиции Иудее, что и ячвило следствием гонения на евреев.
Евреи и Христа распяли:). Так что здесь сомнений нет, евреи и до сих пор смеются над христианами.
А вот Константин евреев не преследовал,как мне кажется, наоборот, он и другие императоры Восточной Римской империи (даже Юлиан Отступник) в своей политике исповедовали принцип терпимости к различным верованиям. И хотя Константин только на смертном одре принял крещение (в арианском варианте христианства), он не препятствовал распространению новой религии. С именем Константина связано возникновения связки: государство-религия, в последущем такая связь породила праволавие, то есть византийский вариант христианства.
БессмертныйНе знал, что левиафаном где-то называли семиглавого дракона.
Семиглавого дракона называли Змеем Горыночем:).