Макар, я случайно не заметил ваш последний пост. Можем продолжить обсуждение, если еще интересно.
Продолжим. Единственная проблема – вряд ли мы вдвоем сможем его вытянуть, а никто помимо нас пока интереса к обсуждению не проявил. Но формально, кроме (и до) вопроса об авторстве Иоанна, здесь предстоит решить еще парочку:
1. Соответствие Автора текста и Ученика, упоминаемого в тексте
2. Соответствие одного Ученика (которого любил Иисус) и Другого Ученика
Не поленюсь и перечислю все упоминания о безымянных учениках:
- 1:35-40 На другой день опять стоял Иоанн и двое учеников его. (
Один – Андрей, брат Петра; второй остался неназванным)
- 13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
- 18:15-16 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел и сказал придвернице и ввел Петра.
- 19:26 Иисус же, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит…
- 19:35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
- 20:2 Итак бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит…
- 20:3 Тотчас вышел Петр и другой ученик и пошли ко гробу
- 20:4 Они побежали оба вместе, но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый
- 20:8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал
- 21:2 … и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
- 21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь.
- 21:20 Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал …
- 21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие, и знаем, что истинно свидетельство его.
Поправьте, если что-то пропустил.
Помимо Петра, Фомы, Нафанаила, братьев Зеведеевых (в т.ч. и Иоанна) есть еще двое из учеников – неизвестные. Ну и что?
Гарантий нет, но есть предпосылка: автор Е-4 себя ни разу не назвал по имени. Иоанн Зеведеев не назван, но упомянут в кач-ве одного из братьев: и так понимать можно, и этак не запрещено.
Здесь нет четкого указания, что «другой ученик» - Иоанн Зеведеев.
А внятного указания, что кто-то из персонажей – Иоанн Зеведеев, не только здесь, а вообще нигде нету. Есть только реконструкция по Преданию о долгожительстве Иоанна и четыре претендента на его место:
- Видевший (который засвидетельствовал);
- один из Мы (которые «знаем, что истинно свидетельство»);
- Ученик, которого любил Иисус (и который возлежал на груди);
- Другой Ученик (который быстро бегал и хорошо знал Каиафу или его придверницу).
Элементарно перепутал хронологию. У Е-4 с синоптиками вообще хронология плохо коррелирует.
Угу. Особо примечательно, что Папий упрекает в перепутанной хронологии не кого-нибудь, а Марка. Если хронологию попутал тот Марк, которого мы сейчас знаем как автора Е-2, то с какой радости еще два евангелиста следовали в своих пересказах именно его (попутанной) хронологии, а не опирались на общераспространенную – известную Папию как «правильная» со слов дочерей Филиппа, учеников Апостолов и прочих славных деятелей раннего христианства?
Автор Е-4 понял слова Иисуса как предсказание о воскрешении. Вполне естественно.
Знаете, а меня смущают авторские ремарки в Е-4. Никак я не могу признать их естественными, даже авторскими затрудняюсь признать. Больше всего они мне напоминают богословские комментарии к готовому евангельскому тексту: этакую «Толковую Библию» начала эры, в которой утратились курсивы и кавычки, а потом (по недомыслию или по умыслу) канонизировалось всё вместе – и текст первоисточника, и редакторские правки, и чьи-то простодушные заметки-впечатления на полях.
Эта проблема как раз решается, если принять версию о разных версиях текста от Марка – см. выше.
Не, Любопытный, это слишком натянуто. Признать тексты Е-2 и Е-4 написанными одним человеком (пусть и для разных целевых аудиторий) еще сложнее, чем Е-4 и Апокалипсис. Там, извините, разница примерно как между Некрасовым и Есениным.