Автор Тема: Четвертый вопрос верующим  (Прочитано 4531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн 26th

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +0/-0
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #10 : 09 Май, 2012, 09:24:14 am »
К сожалению, я не настолько талантлив, чтобы отвечать кратко на целый ворох возражений (это я обо всех темах, где мы ведем беседу), поэтому позвольте тупо гнуть свою линию, аки безбожный сектант.

Моральные нормы светские и моральные нормы религиозные имеют сходство только при поверхностном сравнении. Да, "не убий, не укради" одинаково актуальны и там, и там. Разница же между ними состоит в том, что они имеют различную иерархическую структуру и наполнение. Так самым страшным преступлением в светском понимании считается убийство. Хуже этого ничего нет. В декалоге же убийство стоит после непочтения к родителям и эта последовательность неслучайна.

Декалог выглядит как два свода простых правил, регламентирующих отношения с богом (первые 4 заповеди) и отношения с людьми (остальные шесть). В древности они так и были записаны на двух отдельных скрижалях. Христос говорит об этом законе, что его можно сократить до двух пунктов (четыре до одного и шесть до одного):
"Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: 1)Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; 2) Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя."

Таким образом, декалог представляет собой не просто сборник правовых норм, а является целой методикой по нравственному совершенствованию, т.е. имеет не столько карательно-запретительную функцию, сколько воспитательную. Подробности разбирать не буду, т.к. боюсь потонуть в море цитат и примеров. Гораздо проще взять катехизис и почитать самому. Ежели совсем кратко, то совершение убийства напрямую связано с неумением любить отца и мать (или людей их заменяющих) и потому грех пятой заповеди не менее ужаснее греха шестой и представляет большое внимание к нему церкви. В светском же обществе внутрисемейные и личные отношения правовыми нормами не регулируются вовсе, до тех пор, пока не выходят за рамки УК.

Теперь немного разберем понятие "убийства". В светском понимании - это физическое лишение жизни человека. Христианство вносит в это понятие особый смысл: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата [напрасно], подлежит суду..." Грех не в том, что мы отнимаем жизнь (каждый, рано или поздно, умрет), а в разрушительных чувствах, подталкивающих к убийству. Отсюда следует, что убийство в ходе войны может быть оправдано, т.к. речь идет о противостоянии общественному злу, но и тут следует учитывать, не убивает ли воин без лишней необходимости, жестокости или злоупотребляя военным положением.
Гнев и недоброе слово по своей тяжести приравниваются к убийству, что в светском обществе максимум сочтут за непристойное поведение. Таким образом, нравственные требования в религии более строги, чем светские и обращают внимание не на внешние проявления беззакония, а в первую очередь на его внутренние причины. Как я уже Вам писал, бог судит намерения, а не поступки.

Пока все. Остальное как-нибудь в другой раз.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #11 : 09 Май, 2012, 09:32:49 am »
Цитата: "26th"
Как я уже Вам писал, бог судит намерения, а не поступки.
Эт смотря какой бог...

Оффлайн 26th

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +0/-0
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #12 : 09 Май, 2012, 11:04:32 am »
Хорошо, я не буду больше ничего отвечать. Вы более заняты извлечением радости из опускания собеседника, чем вежливым общением, да и мне нет нужды находиться в роли объекта ваших насмешек. Отрывайтесь на ком-нибудь другом.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #13 : 09 Май, 2012, 11:11:45 am »
Цитировать
К сожалению, я не настолько талантлив, чтобы отвечать кратко на целый ворох возражений (это я обо всех темах, где мы ведем беседу),
Ничего сложного.  Все мои возражения (и это так) сводятся к одному главному знаменателю.  А именно: в нашей с Вами споре я говорю от имени реальности, Вы - от имени воображаемости.  Вы слишком часто употребляете слова "вера", "надежда", "душа". "духовный мир".  Я же парирую словами "наука", "материя", "реальность".  Как Вы заметили, то, о чем говорю я, можно потрогать.  То, о чем Вы - потрогать нельзя.  Жаль.  И к тому же это противоречит вашему литературному источнику.   Напомню, что Ваше божество на просьбу "потрогать" ответило полным согласием, а не принялось орать, что это "святотатство", "богохульство", "оскорбление чувств верующих" (как пытаются многие Ваши единомышленники).  И Фома имел полное право, не обнаружив реальности, сказать, что это иллюзия.  Автор этого фрагмента евангелий - человек очень неглупый (сочинил он это против гностиков и в примирение христианства с опытной наукой, но не учел одного момента - этот фрагмент как самоподрыв религии; правда, другого выхода у автора не было).  Так что, если уж ваш бог охотно подвергся опыту (вполне материалистическому), то Вам отвечать на самые каверзные вопросы и участвовать в опытах по проверке, как говорится. сам бог велел.  Но это о том, как это выглядит со стороны.  А по сути - Ваш аргумент о необходимости "веры" и "надежды" в жизни всякого человека весом и даже привлекателен.  Ничего плохого в Вашем желании существовать и после 90-летнего маразма нет.  Но это надежда, и не более (это Вы понимаете?)  И вот какая незадача.  Пока Вы находитесь в сфере, еще не познанной наукой (хотя, чем черт не шутит, а может завтра и там все узнаем: философ-позитивист Спенсер говорил о том, что мы никогда не узнаем химический состав звезд, и надо же - буквально через несколько лет изобрели спектроскоп), это еще терпимо, и поэтому я говорю Вам: не знаю, и как пирроновский скептик воздерживаюсь от суждения.  Вот умру, тогда скажу - есть там что-то или нет, а если ничего не скажу, значит все враки.  Однако такой подход слишком многие верующие (я надеюсь Вас нет в их числе) начинают распространять и на те сферы, которые находятся вне антиномий.  Граница между реальным и желаемым становится призрачной.  И тут уже такое начинается...  Вспомните "Братьев Карамазовых".  Старый Карамазов то ли в шутку, то ли всерьез рассказал, что Дидерот под конец обратился-таки в истинную веру, "княгиня Дашкова была восприемницей, а Потемкин крестным отцом..."  Что ему Зосима сказал?  "А  главное,  самое  главное  -  не лгите...  Нет, не то что про Дидерота. Главное, самому себе  не  лгите".  А что тут еще скажешь?  Вот, что делает с человеком эта фурия "надежда", которой он начинает склеивать все, что ему хочется.  Причем, если он начнет склеивать то, что склеивать нельзя - плохо будет.  Практические задачи очень не любят метафизиков.  В то время как я оперирую категориями реальности, всеми признанными (ну разве что отрицаемыми по причине упрямства - не хотят некоторые верующие быть родственником шимпанзе - и хоть дерись с ними!) и не зависящими от чьего-то желания или нежелания.  Так удобнее.  Когда Вы подходите к человеку на улице и спрашиваете, который час, Вы хотите получить точное время или чтобы он сказал Вам: сколько хотите, сколько надеетесь, столько и есть?
Кстати, дело не в Ваших талантах.  На эти вопросы не могут ответить все христианские философы (они просто могут перехитрить собеседника, замять тему или просто игнорировать).  А людям очень не нравится, когда игнорируют их вопросы.  Иначе, чем объяснить, что вокруг столько атеистов, и их количество растет?  Неужели тем, что они сплошь сатанисты, дураки или просто им лень молиться каждый день?

Цитировать
Моральные нормы светские и моральные нормы религиозные имеют сходство только при поверхностном сравнении.

Признаюсь, не совсем понял, к чему этот и еще три абзаца?  Я об условности любых моральных норм (ведь Яхве вовсе был не против, чтобы израильтяне гневались на братьев своих филистимлян, или против?), а Вы почему-то о нравственном совершенствовании.  Допустим Ваш бог говорит мне: "возлюби ближнего твоего, как самого себя".  То есть он думает, что все люди своекорыстны, себялюбивы и тупы.  Видимо, из соображений, что он сам их делал такими.  Ну, меня в таком случае не он делал.  Потому что я - не своекорыстен, не себялюбив и не туп.  У меня есть определенные требования к самому себе.  И вполне естественно, что это пожелание позволяет мне распространить эти требования на окружающих.  Опасное это пожелание.
Судить же за мысли...  Это у Вас не бог, а какая-то оруэлловская полиция мыслей.  Видимо, тем, кто придумал именно такого бога, покоя не давала сама мысль, что кто-то на целой земле имеет наглость думать иначе, чем они сами.  Да, не боги делают людей, а люди - богов (причем именно по образу и подобию своему; я бы такого никогда не придумал, значит этот бог не по образу и подобию моему, или я - не по его).
И каким боком ко всему этому "тоталитаризму" клеится пресловутая "свобода"?

Цитировать
поэтому позвольте тупо гнуть свою линию, аки безбожный сектант.
И зачем?  Вам же оставлен путь к отступлению (как Фоме).  Дотронулся, проверил, нет - так нет, сам же разрешил брадобрей :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:
Это на случай, если Вам покажется, что Вы нарушили правила игры.
« Последнее редактирование: 09 Май, 2012, 11:16:57 am от Владимир Владимирович »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #14 : 09 Май, 2012, 11:15:17 am »
Цитата: "26th"
Хорошо, я не буду больше ничего отвечать. Вы более заняты извлечением радости из опускания собеседника, чем вежливым общением, да и мне нет нужды находиться в роли объекта ваших насмешек. Отрывайтесь на ком-нибудь другом.
Ну для меня-то Вы сделаете исключение? :D
И потом, из всех форумов, посвященных религии, атеистические - САМЫЕ терпимые.  Попробуйте поставить такой эксперимент: возьмите пару моих реплик (те, которые Вы считаете наиболее резонными) и под условным ником разместите где угодно - в Курятнике, или на более фундаменталистских площадках.  А потом покажите мне, какая будет реакция.  Я думаю, насмешками дело не ограничится.
« Последнее редактирование: 09 Май, 2012, 11:19:51 am от Владимир Владимирович »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 13 977
  • Репутация: +172/-39
Re: Четвертый вопрос верующим
« Ответ #15 : 09 Май, 2012, 11:19:21 am »
Цитата: "дарго магомед"
Цитата: "26th"
Как я уже Вам писал, бог судит намерения, а не поступки.
Эт смотря какой бог...
Помните старый анекдот? Черномырдин звонит на Дальний Восток и в разговоре употребляет оборот "слава богу".  С другой стороны линии: "просьба уточнить, какому именно богу слава". :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!