У меня знакомые несколько лет ведут православный киноклуб для молодежи (15-22 лет): собираются, смотрят вместе фильмы, потом обсуждают. Так вот, "Ночи Кабирии" - один из фильмов, которые они там показывали, считая его христианским.
Я бы не назвал фильм атеистическим. Там этой линии не просматривается вообще. Но болезненная экзальтированность и явная неприглядность всего обряда поклонения Марии там проступает совершенно четко. И мне, например, ясно, что Феллини демонстрирует этот момент с горьким сарказмом, давая понять, что в жизни приходится надеяться только на себя (ведь человек, который был уверен, что пойдет, так и остался на костылях), а весь культ - не более, чем эффект массовости, давление толпы, когда Кабирия, чувствуя себя поначалу совершенно чужой в этом храме, начинает безо всяких видимых причин со слезами на глазах и иссупленно выкрикивать вместе со всеми благодарения Деве Марии. И после этого всего, когда она приходит в себя и видит, что никаких чудес не произошло - как она отвязалась на крестный ход...
Еще привлекает внимание тот формализм, с которым героини обсуждают, чего попросить у Марии.
Так что христианским я этот фильм тоже не назвал бы. Феллини слишком гениален для однозначности.
Из фильмов Феллини на этом православном киноклубе показывали еще "Дорогу" и "Репетицию оркестра".
Думаю, Дорогу можно разбирать с точки зрения юродивого как избранника божьего. Ведь Джельсомина - образец настоящего Святого. Она живет для других, прося (а не требуя) для себя наименьшего. А когда ее лишают единственной любви - умирает, тихо поскуливая, как щенок. "Дорога" - очень сильный и тяжелый фильм. Тут есть, о чем подумать и гуманисту, и христианину.
Репетицию еще не смотрел.